Основные направления и формы профилактики девиантного поведения
Основные направления профилактики девиантного поведения. Профилактическая работа — это комплексное мероприПрофилактическая работа — это комплексное мероприятие, наиболее эффективное в форме воздействия на условия и причины, вызывающие развитие отклоняющегося поведения на ранних этапах появления проблем в поведении. Отклоняющееся поведение личности регулируется различными социальными институтами. Общественное воздействие может носить характер правовых санкций, медицинского вмешательства, педагогического воздействия, социальной поддержки, психологической помощи. В целом в системе воздействий на отклоняющееся поведение можно выделить два направления: 1. Превенция (предупреждение, психопрофилактика). 2. Интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация). Профилактика (превенция) отклоняющегося поведения. Профилактика девиантного поведения — это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. ВОЗ предлагает выделять первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика — направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов (успешна при работе с подростками). Вторичная профилактика — направлена на раннее выявление и реабилитацию нервно-психических нарушений и работой с группой «риска» (например, подростки со склонностью к формированию отклоняющегося поведения, но не имеющего такового в данное время). Третичная профилактика — направлена на устранение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушением поведения, а также на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформировавшимся отклоняющимся поведением. Выделяют следующие формы профилактической работы. 1. Организация социальной среды. Поскольку среда может оказывать влияние на формирование отклоняющегося поведения, то, воздействуя на нее, можно предотвратить нежелательное ее влияние на поведение личности. Виды воздействия: - влияние на общество в целом через формирование негативного общественного мнения на отклоняющееся поведение (работа с семьей, социальной группой — школа, класс, коллектив или конкретная личность); - использование социальной рекламы с целью формирования установок на здоровый образ жизни (специальные программы, направленные на борьбу с алкоголизмом, наркоманией, табакокурением); 2. Информирование. В форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видио- и телефильмов. Цель — воздействие на когнитивные процессы для повышения способности личности к принятию конструктивных решений в сложных ситуациях (обязательно учитывать возраст, пол, социальноэкономические характеристики). 3. Активное социальное обучение социально важным навыкам. Реализуется чаще всего в виде групповых форм работы — тренинги резистентности к негативному социальному влиянию, тренинги ассертивности, тренинг формирования жизненных навыков. Основные задачи социального обучения: - научить противостоять негативным влияниям среды (умение говорить «нет», в частности); - научить умению выражать приемлемым образом свои эмоции; - повысить самооценку, привить навыки принятия соответствующих адекватных решений и др.; - научить умению ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы, общаться, конструктивно разрешать конфликты и др. 4. Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. В основу положено предположение, что люди используют девиантное поведение до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Исходя из данного предположения, можно применять альтернативные формы активности: путешествия; значимое общение; творчество; различного рода деятельность (профессиональная, благотворительная, религиозно-духовная и др.). Большое значение имеет формирование позитивных потребностей в семье — воспитание устойчивых интересов, формирование умений занять себя и трудиться, развитие способности любить и быть любимым и пр. 5. Организация здорового образа жизни. Каждый человек должен нести ответственность за свое здоровье, жить в гармонии с окружающим миром и самим собой. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, отказ от вредных привычек (курения, злоупотребления алкоголем, приема наркотиков и др.). 6. Активизация личностных ресурсов предполагает наиболее полное раскрытие способностей (общих и специальных) и интересов человека — творческих, спортивных, музыкальных, художественных и др., что обеспечивает активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативным внешним воздействиям. 7. Минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма применяется при уже сформировавшемся отклоняющемся поведении. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий (в зависимости от формы отклоняющегося поведения — применение медицинских, социально-психологических способов воздействия). Данный аспект в большей степени относится к интервенции отклоняющегося поведения. Чтобы добиться позитивных результатов, при проведении профилактических мероприятий важно соблюдать ряд принципов: - личная заинтересованность, добровольность и ответственность самих людей с отклоняющимся поведением; - комплексность — организация работы на различных уровнях — медицинском, при необходимости, социальном, психологическом; - адресность (учет возраста, пола, социальных и психологических характеристик)- массовость — приоритет групповых форм работы; - позитивность информации; - минимизация негативных последствий; - максимальная активность самой личности; - устремленность в будущее (оценка последствий отклоняющегося поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения). Воздействие (интервенция) на отклоняющееся поведение. Интервенция отклоняющегося поведения подразумевает социальнопсихологическое и медицинское (при необходимости) вмешательство в личностное пространство для стимуляции позитивных изменений. Особенность интервенции — наличие желания самой личности, ее готовность к предстоящим изменениям. В противном случае позитивных результатов получено не будет. Основная трудность — как правило, на первых этапах социально-психологической помощи человек сопротивляется изменениям, несмотря на негативность последствий своего отклоняющегося поведения. Основные задачи социально-психологической интервенции отклоняющегося поведения: 1) формирование мотивации на социальную адаптацию или выздоровление; 2) стимулирование личностных изменений; 3) коррекция конкретных форм отклоняющегося поведения; 4) создание благоприятных социально-психологических условий для личностных изменений или выздоровления. В случае социально-психологической интервенции отклоняющегося поведения используются все известные методы психологического воздействия (часто те же, что и в профилактической работе): - различные виды психотерапии (индивидуальная, групповая, семейная); - психологическое консультирование; - психологический тренинг; - организация терапевтической или саногеннойсреды.Наиболее популярной формой работы является консультирование в сочетании с психотерапией. В зависимости от целей интервенции отклоняющегося поведения выделяют три вида психотерапии: 1. Поддерживающая психотерапия — обеспечивает поддержку имеющихся защитных сил и выработку эффективных способов поведения. 2. Переучивающая психотерапия — основная цель которой изменение поведенческих реакция. 3. Личностно-реконструктивная — направлена на внутриличностные изменения через осознание интрапсихических конфликтов. В клинической практике принято деление методов психотерапии на следующие виды: 1. Симптомо-центрированные (акцент на определенном симптоме и работа с ним). 2. Личностно-центрированные (выявление личностных особенностей и их коррекция). 3. Социо-центрированные (выявление неблагоприятных факфакторов социальной среды и воздействие на них.