Михаил александрович пальцев
ВЛАДИМИР ЛЕОНТЬЕВИЧ КОВАЛЕНКО,
НИКОЛАЙ МИЛЬЕВИЧ АНИЧКОВ
Руководство по биопсийно-секционному курсу
Зав. редакцией Т.П. Осокина.
Научный редактор И.А. Павлова. Художественный редактор СМ. Лымина.
Технический редактор В.И. Табенская. Корректор Т. Г. Ганина
ЛР № 010215 от 29.04.97. Сдано в набор 20.03.2002. Подписано к печати 20.04.2002. Формат бумаги 60x90'/i6. Бумага офс. № 1. Гарнитура Тайме. Печать офсетная. Усл.печ.л. 16,00. Усл.кр.-отт. 16,00. Уч.-изд.л. 16,38. Тираж 3000 экз. Заказ № 0204620.
Ордена Трудового Красного Знамени
издательство «Медицина». 101990, Москва,
Петроверигский пер., 6/8. ISBN £-аа5-0Ч350~Х
Отпечатано в полном соответствии с каче- II IIIIII I I!II III
Спттг
ством предоставленного оригинал-макета в II I | II II
ОАО «Ярославский полиграфкомбинат» II НИШИ I Hill IIIIIII
150049, Ярославль, ул. Свободы, 97. 9 785225 '04350с
ISBN5-225-04350-Х © М.А. Пальцев, В.Л. Коваленко,
Н.М. Аничков, 2002
Все права авторов защищены. Ни одна часть этого издания не может быть занесена в память компьютера либо воспроизведена любым способом без предварительного письменного разрешения издателя.
Авторский коллектив
ПАЛЬЦЕВ Михаил Александрович — академик РАН и РАМН, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой патологической анатомии Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова. Автор более 300 научных работ, включая 7 монографий, 5 учебников. В 1991 г. удостоен Государственной премии СССР, в 2000 г. — премии Правительства Российской Федерации.
КОВАЛЕНКО Владимир Леонтьевич — член-корреспондент РАМН, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой патологической анатомии Челябинской государственной медицинской академии, начальник Челябинского областного патологоанатомического бюро. Автор около 300 научных работ, включая 10 монографий.
АНИЧКОВ Николай Мильевич — член-корреспондент РАМН, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой патологической анатомии Санкт-Петербургской государственной медицинской академии имени И.И.Мечникова. Автор 160 научных работ, включая 5 монографий, 1 учебник.
Оглавление
Введение в биопсийно-секционный курс....................................................... 6
Глава 1. Задачи, методы и организация патологоанатомической
службы в Российской Федерации.......................................... 9
Глава 2. Учение о диагнозе. Построение диагноза......................... 18
2.1. Методология клинической диагностики...................... 18
2.2. Диагноз в медицине, его виды, функции, принципы формулирования 24
2.3. Нозологическая единица и нозологический принцип в формулировании диагноза 27
2.4. Международная классификация болезней и ее применение при оформлении диагноза 30
2.5. Структура диагноза и диагностические категории 33
2.6. Патология диагностических и лечебных процедур (ятрогения) и ее отражение в Международной классификации болезней................................................................................. 36
Глава 3. Исследование биопсийиого, операционного материалов
и последов.................................................................................... 40
Глава 4. Порядок назначения и проведения патологоанатоми-
ческих вскрытий трупов................................................................ 54
4.1. Общие положения............................................................... 54
4.2. Порядок проведения вскрытий трупов лиц, умерших в стационаре 55
4.3. Порядок проведения вскрытий трупов лиц, умерших вне стационара 57
4.4. Порядок проведения вскрытий трупов новорожденных и мертворожденных, детских трупов 57
4.5. Ответственность медицинских работников................. 59
Глава 5. Техника патологоанатомнческого вскрытия................ 65
5.1. Материально-техническое обеспечение вскрытия. Общие положения о технике вскрытия 65
5.2. Вскрытие трупов взрослых методом эвисцерации 70
5.3. Особенности патологоанатомнческого исследования трупов плодов и новорожденных 115
5.4. Особенности патологоанатомнческого вскрытия трупов лиц, умерших после хирургических вмешательств, а также интенсивной терапии и реанимации............... 121
5.5. Особенности патологоанатомнческого исследования трупов лиц, умерших от инфекционных заболеваний и особо опасных инфекций............................................... 125
Глава 6. Порядок оформления протокола патологоаиатомичес-
кого вскрытия трупа.................................................................... 132
Глава 7. Порядок заполнения и выдачи медицинских докумен
тов, удостоверяющих случаи рождения и смерти....... 138
7.1. Медицинское свидетельство о рождении.................. 138
7.2. Медицинское свидетельство о перинатальной смерти 139
7.3. Медицинское свидетельство о смерти........................ 145
Глава 8. Клииико-аиатомические сопоставления (патологоаиа-
томическая экспертиза)........................................................ 149
8.1. Дефекты оказания медицинской помощи — врачебные (медицинские) ошибки 149
8.2. Использование материалов патологоанатомичес-ких исследований в качестве критериев оценки деятельности лечебно-профилактических учреждений .................. 161
Глава 9. Деоитологические аспекты патологоаиатомической
практики. Этические нормы клииико-аиатомического
анализа........................................................................................ 172
Приложения
I.Основные морфометрические характеристики плодов, новорожденных, детей и взрослых 176
II. Основные клинические и клинико-биохимичес-кие константы некоторых тканей, крови, мочи, кала и костного мозга человека................................................................... 184
III. Примеры оформления патологоанатомического диагноза, причин смерти в медицинских свидетельствах, кодирования первоначальной причины смерти по МКБ-10 193
IV. Контрольные вопросы и ситуационные задачи . . 206
Список рекомендуемой литературы.......................................................... 256
Введение в биопсийно-секционный курс
При написании руководства авторы преследовали несколько главных целей: научить студентов медицинских вузов правильному построению диагноза, охарактеризовать методологию прижизненного (главным образом микроскопического) исследования, осветить технические приемы аутопсии и порядок оформления патологоанатомической документации.
Руководство служит дополнением к учебнику по патологической анатомии и к той программе, которая действует по этой дисциплине в медицинских вузах РФ в настоящее время. Руководство может быть полезным не только для студентов всех факультетов медицинских вузов, но и для врачей, особенно патологоанатомов.
Основная цель биопсийно-секционного курса — формирование клинического мышления, врачебного поведения, усвоение алгоритма врачебной деятельности в решении профессиональных и лечебных задач на основе клинико-анатомических сопоставлений.
С учетом государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования выпускник по специальностям «лечебное дело», «педиатрия» и «медико-профилактическое дело» должен:
ЗНАТЬ — основные задачи, методы, систему мероприятий патологоанатомической службы, направленные на проведение диагностической работы; логику, принципы формулирования клинического и патологоанатомического диагнозов, систему оценки и анализа качества медицинской помощи на основе клинико-морфологических сопоставлений, методы прижизненной морфологической диагностики, основы деонтологии патологоанатомической деятельности;
УМЕТЬ — провести клинико-морфологический анализ результатов патологоанатомического вскрытия трупа, сформулировать посмертный патологоанатомический диагноз и написать эпикриз, оценить качество клинической диагностики и лечения, заполнить «Медицинское свидетельство о смерти», «Медицинское свидетельство о перинатальной смерти», оформить направление на морфологическое исследование биопта-тов, операционного материала и последов, оценить результаты исследования этих материалов.
Содержание биопсийно-секционного курса включает:
• задачи, методы и структуру патологоанатомической службы;
• положение о патологоанатомической вскрытии трупов;
• принципы формулирования клинического и патологоана-томического диагнозов;
• основные и дополнительные диагностические категории;
• правила оформления и выдачи медицинских свидетельств о смерти и перинатальной смерти;
• принципы клинико-морфологических сопоставлений в аспекте оценки качества прижизненной диагностики и лечения (основы патологоанатомической экспертизы);
• положения о клинико-анатомических конференциях, комиссии по изучению летальных исходов и лечебно-контрольной комиссии;
• правила составления протоколов вскрытий трупов;
• принципы и методы исследования биоптатов, операционного материала, последов, правила направления этих материалов в патогистологическую лабораторию.
Биопсийно-секционный курс включает также решение тестовых и ситуационных задач по клинико-анатомическому анализу аутопсийных и биопсийных материалов.
Согласно примерному учебному плану Государственного стандарта по подготовке врача по специальности 040100 «лечебное дело» и 040200 «педиатрия» в цикле «клинические дисциплины», на биопсийно-секционный (секционный) курс отводится 31 ч, в том числе 21 ч аудиторных занятий и 10 ч самостоятельной работы, а по специальности 040300 — «медико-профилактическое дело» — всего 29 ч, в том числе 19 ч — на аудиторные занятия и 10 ч — на самостоятельную работу.
Биопсийно-секционный курс проводится на клинической базе кафедры патологической анатомии (централизованное патологоанатомическое отделение лечебно-профилактического учреждения, патологоанатомическое бюро) по цикловой системе и включает 7(6) трехчасовых аудиторных занятий:
Занятие 1
Лекция. Задачи, методы и организация патологоанатомической службы, положение о порядке аутопсии (вскрытия) трупов; основные положения теории диагноза. Демонстрация па-тологоанатомического вскрытия, клинико-морфологический анализ материалов проведенной аутопсии.
Занятие 2
Практическое занятие. Клинико-анатомические сопоставления в аспекте оценки качества прижизненной диагностики
и лечения (патологоанатомическая экспертиза). Патологоана-томическое вскрытие трупа, клинико-анатомический анализ.
Занятие 3
Лекция. Принципы исследования биопсийного, операционного материала и последов. Участие вместе с преподавателем в макроскопическом изучении, вырезке, маркировке материалов для прижизненной морфологической диагностики. Анализ и оценка результатов морфологического исследования биопта-тов, операционных материалов, последов.
Занятие 4—5(6)
Практическое занятие. Патологоанатомическое вскрытие трупа, клинико-анатомический анализ. Оценка результатов прижизненного морфологического исследования (биоптаты, операционный материал, последы).
Занятие 6(7)
Деловая игра — учебная клинико-анатомическая конференция. Самостоятельный клинико-анатомический анализ, решение ситуационных задач по клинико-анатомическому анализу секционных и биопсийных материалов.
Зачет.
Самостоятельная внеаудиторная работа студента включает изучение методических рекомендаций по организации патоло-гоанатомической службы и экспертизы, а также участие в деловой игре по разбору конкретного аутопсийного наблюдения.
Оснащение курса
1. Таблицы по данным годового отчета патологоанатоми-ческого отделения: перечень основных заболеваний, характер и причины диагностических ошибок, характеристика биопсийного материала и т.д.
2. Таблицы с примерами оформления патологоанатомичес-кого диагноза и причины смерти в медицинских свидетельствах.
3. Бланки медицинских свидетельств о смерти, перинатальной смерти, протоколов вскрытия, направлений биоптатов, операционных материалов и последов на патогистологическое исследование, Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10).
4. Наборы контрольных тестов и ситуационных задач по клинико-анатомическому анализу биопсийных и аутопсийных материалов и другим разделам курса.
5. Наборы макро- и микропрепаратов к ситуационным задачам.
6. Видеоматериалы по технике патологоанатомического вскрытия трупа, исследованию биоптатов и операционного материала.
Глава 1