Разработка модели бизнес-прецедентов
Модель бизнес-прецедентов описывает бизнес-процессы с точки зрения внешнего пользователя, т.е. отражает взгляд на деятельность организации извне.
Проектирование системы начинается с изучения и моделирования деятельности организации. На этом этапе вводится и отображается в модели ряд понятий, свойственных объектно-ориентированному подходу:
Исполнитель (Действующее лицо, Actor) – личность, организация или система, взаимодействующая с ИС; различают внешнего исполнителя (который использует или используется системой, т.е. порождает прецеденты деятельности) и внутреннего исполнителя (который обеспечивает реализацию прецедентов деятельности внутри системы). На диаграмме исполнитель представляется стилизованной фигуркой человека.
Прецедент – законченная последовательность действий, инициированная внешним объектом (личностью или системой), которая взаимодействует с ИС и получает в результате некоторое сообщение от ИС. На диаграмме представляется овалом с надписью, отражающей содержание действия.
Класс — описание совокупности однородных объектов с их атрибутами, операциями, отношениями и семантикой. На диаграмме представляется прямоугольником, содержащим описания атрибутов и операций класса.
Ассоциация – связь между двумя элементами модели. На диаграмме представляется линией.
Обобщение – связь между двумя элементами модели, когда один элемент (подкласс) является частным случаем другого элемента (суперкласса). На диаграмме представляется стрелкой.
Агрегация – отношение между элементами модели, когда один элемент является частью другого элемента (агрегата). На диаграмме представляется стрелкой с ромбовидным концом.
Для иллюстрации этапов разработки проекта использован проект ИС медицинского центра. Назначение ИС – автоматизация ведения и использования клинических записей о пациентах. На рис. 1 представлена общая модель деятельности центра в виде диаграммы прецедентов. Прецедент "Обслуживание пациента" реализуется через множество других, более ограниченных прецедентов, отражающих детализацию представления функционирования центра.
Рис.1Общая диаграмма прецедентов медицинского центра по обслуживанию пациента
Рис.3. Модель прецедентов, описывающих бизнес-процессы обслуживание пациента
Для включения в диаграмму выбранные прецеденты должны удовлетворять следующим критериям:
· прецедент должен описывать, что нужно делать, а не как;
· прецедент должен описывать действия с точки зрения исполнителя;
· прецедент должен возвращать исполнителю некоторое сообщение;
· последовательность действий внутри прецедента должна представлять собой одну неделимую цепочку.
Исходя из цели создания системы, для дальнейшего исследования и моделирования отбираются только те бизнес-прецеденты, которые связаны с использованием клинических записей.
Выполнение прецедента описывается с помощью диаграмм деятельности, которые отображают исполнителей и последовательность выполнения соответствующих бизнес-процессов.
Рис. 4. Диаграмма деятельности для прецедента "Оказание медицинской помощи"
Общее поле диаграммы деятельности делится на несколько "плавательных дорожек", каждая из которых содержит описание действий одного из исполнителей. Диаграмма подходит для описания действий как внешнего, так и внутреннего специалиста центра.
Этап завершается после разработки диаграмм видов деятельности для всех выделенных в модели бизнес-прецедентов.