Специфические расстройства развития речи и языка
Для выявления индивидуальных особенностей развития, оценки актуального состояния и степени выраженности нарушений речевого развития используются специфические методы исследования детей и методы нейропсихологического исследования (экспрессивная речь, понимание речи и словесных значений).
Дополнительно: для диагностики уровня интеллектуального развития – методы исследования интеллекта.
Экспериментально-психологическое обследование проводится при постановке диагноза, для составления программы реабилитации, в дальнейшем – по показаниям.
Дополнительно: для диагностики уровня интеллектуального развития – методы исследования интеллекта в детском возрасте.
F81
Специфические расстройства развития школьных навыков
Смотри F80
F82
Специфическое расстройство двигательных функций
Для выявления индивидуальных особенностей развития и степени выраженности нарушений развития моторики используются специфические методы исследования детей и методы нейропсихологического исследования (праксис, схема тела, ориентировка в пространстве, стереогнозис, высшие зрительные функции).
Дополнительно: для диагностики уровня интеллектуального развития – методы исследования интеллекта.
F84
Общие расстройства психологического (психического) развития
F84.0
Детский аутизм
Для выявления индивидуальных особенностей развития, оценки актуального состояния, структуры дефекта используются специфические методы исследования детей и методы исследования интеллекта.
Дополнительно: для дифференциальной диагностики детского аутизма с шизофренией – методы исследования мышления.
Исследование направлено на выявление индивидуальных особенностей развития ребенка, актуального состояния его психики, структуры дефекта и включает в себя следующие методы:
интервью с родителями (воспитателями) ребенка;
изучение документации (медицинская карта, дневники родителей, рисунки, поделки и прописи ребенка и другое);
наблюдение за ребенком в процессе его спонтанной активности и организованной деятельности.
F90 – 98
Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
Исследование проводится с целью определения уровня психического развития ребенка, выявления его личностных особенностей, нарушений эмоционально-волевой регуляции поведения и включает в себя следующие методы:
дети до 10 лет:
интервью с родителями ребенка;
психометрический тест Векслера, тест Равена (при необходимости количественного анализа);
игровые задания с игрушками, геометрическими фигурами, картинками, конструкторами и прочее;
запоминание различного стимульного материала, таблицы Шульте, сюжетные и последовательные картинки, классификация, конструирование по образцу и прочее;
дети старше 10 лет:
психометрический тест Векслера, тест Равена (при необходимости количественного анализа);
10 слов, тексты, таблицы Шульте, Горбова; исключение предметов, понятий; простые и сложные аналогии, сравнение понятий, интерпретация пословиц, конструирование по образцу и прочее (использовать 5–7 методик);
рисунки, цветовой тест Люшера;
личностные опросники: ПДО Личко, Кеттелла, MMPI (СМИЛ) – подростковый вариант (с14 лет) и прочее (использовать один из них).
F90
Гиперкинетические расстройства
Экспериментально-психологическое исследование интеллектуального развития – психометрический тест Векслера.
Полезным в диагностическом плане является заполнение опросников родителями и учителем/воспитателем. Используются на выбор:
шкала Вандербильта – модифицированный вариант DSM-IV, дополненный психометрической шкалой и шкалой школьной дезадаптации; может заполняться как родителями, так и учителем/воспитателем;
опросники Коннорса для учителей и для родителей – помимо шкал дефицита внимания и гиперактивности содержит шкалу оппозицинного поведения, обработка результатов шкал проводится с учетом возраста ребенка.
F91
Расстройства поведения
Для выявления личностных особенностей, нарушений эмоционально-волевой регуляции поведения, оценки уровня социальной дезадаптации используются специфические методы исследования детей и методы исследования личности.
Дополнительно:
для диагностики уровня интеллектуального развития – методы исследования интеллекта;
для выявления сопутствующих симптомов, связанных с дисфункцией и повреждением головного мозга – методы исследования памяти, внимания.
F92 – F94
Смотри F90.
F95
Тики
Для выявления особенностей психических процессов используются методы исследования памяти, внимания.
Дополнительно:
для дифференциальной диагностики с аутизмом и умственной отсталостью – методы исследования интеллекта и личности;
для дифференциальной диагностики с обсессивно-компульсивными расстройствами – методы исследования личности.
F98