Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства
Экспериментально-психологическое обследование проводится при постановке или уточнении диагноза, а также для оценки эффективности терапии и выявлении скрытых в острый период специфических нарушений психических процессов.
Исследование направлено на выявление диагностически значимых изменений восприятия, мышления, аффективно-личностных свойств и включает в себя 7–8 из ниже перечисленных методик:
понимание текстов, сюжетных картинок, интерпретация пословиц;
методика пиктограмм;
классификация, исключение предметов или понятий, сравнение понятий;
ассоциативный эксперимент;
личностные опросники: MMPI (СМИЛ), опросник Кеттелла;
проективные методики: ТАТ, тест Розенцвейга, рисуночные тесты, цветовой тест Люшера;
для оценки тяжести состояния пациента, выраженности продуктивных и негативных симптомов болезни и их динамике в ходе лечения – Шкала позитивных и негативных симптомов (PANSS).
F20 – F29
Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства
Для выявления нарушений психических процессов и личностных особенностей, характерных для шизофрении, шизотипических и бредовых расстройств, используются методы исследования мышления, личности.
Дополнительно:
для дифференциальной диагностики с органическими психическими расстройствами – методы исследования памяти, внимания, мышления;
для диагностики интеллектуального снижения – один из методов исследования интеллекта.
F20.8хх3
Детский тип шизофрении
Для исследования нарушений мышления, эмоций и поведения используются специфические методы исследования детей, а также соответствующие возрасту тесты на мышление.
Экспериментально-психологическое обследование проводится при постановке или уточнении диагноза, в дальнейшем – при необходимости.
Исследование направлено на выявление специфических нарушений мышления, эмоций и поведения и включает 7–8 из следующих методик:
дети до 10 лет:
интервью с родителями ребенка с целью сбора психологического анамнеза;
наблюдение за поведением ребенка в ситуации спонтанной и экспериментальной игровой деятельности;
проективные методы: рисунки, лепка, песок, САТ;
соответствующие возрасту тесты на мышление: интерпретация текстов, пословиц, сюжетных картинок; исключение предметов, классификация, методика пиктограмм;
сравнение понятий и прочее;
личностный опросник Кеттелла (с 8 лет);
дети старше 10 лет:
исследование мышления: методика пиктограмм, классификация, исключение понятий или предметов, сравнение понятий, интерпретация пословиц, текстов, шуток;
личностные методики (использовать одну из них): МMPI (СМИЛ) – (с 14 лет), ПДО (с12 лет), опросник Кеттелла;
проективные методы: рисунки, цветовой тест Люшера, ТАТ, тест Розенцвейга и другие;
шкалы тревоги, депрессии, самооценки, ценностных ориентаций и прочее;
для оценки тяжести состояния пациента, выраженности продуктивных и негативных симптомов болезни и их динамике в ходе лечения – Шкала позитивных и негативных симптомов (PANSS).
Дополнительно:
для дифференциальной диагностики с органическими психическими расстройствами – методы исследования памяти, внимания и мышления;
для диагностики интеллектуального снижения – детский вариант теста Веркслера.
F30 – F39
Расстройства настроения (аффективные расстройства)
При состояниях депрессии – при скрининге, постановке диагноза и в качестве контроля за ходом лечения:
опросник депрессии А.Бека;
шкала депрессии Монтгомери – Асберга (MADRS);
шкала депрессии М.Гамильтона;
шкала Готланда для оценки депрессии;
шкала Цунга для самооценки депрессии.
При состояниях мании и гипомании – при скрининге, постановке диагноза и в качестве контроля за ходом лечения:
градурованная оценочная шкала мании Ю.Л.Нуллера;
опросник расстройств настроения (MDQ);
32-пунктный опросник гипомании (HCL-32);
диагностическая шкала биполярного спекта (BSDS).
Дополнительно:
для дифференциальной диагностики расстройств настроения с органическими психическими расстройствами – методы исследования памяти, внимания и мышления;
для дифференциальной диагностики расстройств настроения с шизофренией – методы исследования мышления;
для дифференциальной диагностики расстройств настроения с расстройствами личности – методы исследования личности.