Энурез неорганической природы
Этапы лечебно-диагностических мероприятий, уровни оказания медицинской помощи: смотри F95.
Условия лечения: при легких формах – амбулаторное; при стойком и выраженном энурезе, нарушающем школьную и социальную адаптацию ребенка, а также при неэффективности амбулаторного лечения – в стационаре.
Продолжительность: курс – 4–6 недель, далее – по необходимости.
Ожидаемые результаты: исчезновение или значительное редуцирование симптоматики, школьная и социальная адаптация.
Обследование, диагностика: консультации педиатра, невролога, уролога.
Дополнительно при наличии показаний: рентгенография пояснично-крестцового отдела позвоночника для исключения spina bifida.
Обследование также включает подробное изучение анамнеза, истории развития, исследование соматического и психического статуса, выявление наличия связи с острой или хронической психотравмой или перенесенными заболеваниями, наличие светлых промежутков.
Характер лечения. Лечение должно быть комплексным и включать следующие составные части:
соблюдение режима гигиенических мероприятий, соблюдение пищевого и питьевого режима, ограничение употребления жидкости во второй половине дня, диета Красногорского;
организация сна: рекомендуют засыпать и просыпаться в одно и то же время, исключить эмоциональное возбуждение за два часа перед сном, спать в полужесткой постели с приподнятым ножным концом и в теплой комнате, сходить в туалет перед сном три раза;
психотерапия поведенческая: тренировка мочевого пузыря (похвала или вознаграждение за более длительный период воздержания от мочеиспускания во время бодрствования), дробное мочеиспускание (тренировка сфинктера), ведение дневника, «жетонная система», «звездная карта»;
гипносуггестия, игровая психотерапия с элементами суггестии, сказкотерапия, самовнушение перед сном;
физиотерапевтическое лечение: электрофорез с атропином на область проекции мочевого пузыря, иглорефлексотерапия, электросон и другие.
Медикаментозное лечение – при неэффективности других мероприятий. Назначение ноотропов в течение 3–4 недель: смотри таблицу 17.
При неэффективности – назначение антидепрессантов: амитриптилин, имипрамин за 30 минут до сна в возрастной дозировке курсом 1–1,5 месяца; ноотропные средства (пирацетам, глицин) в возрастных дозировках перед сном длительностью 4–6 недель.
При неэффективности неоднократных курсов лечения возможно применение десмопрессина (капли в нос).
Лечебная физкультура и общеоздоровительные воздействия.
F98.1
Энкопрез неорганической природы
Этапы лечебно-диагностических мероприятий, уровни оказания медицинской помощи, условия лечения, продолжительность, ожидаемые результаты, обследование: смотри F98.0.
Дополнительно по показаниям – ректороманоскопия.
Характер лечения:
общегигиенические меры: регуляция питания, обучение правилам гигиены, меры к ослаблению боли при дефекации;
психотерапия является основным методом лечения:
семейная;
индивидуальная (преодоление низкой самооценки и социальной изоляции, лечение случаев вторичного энкопреза, являющихся реакцией на психологический стресс);
суггестивная;
игровая;
поведенческая – тренировка функции контроля за стулом (через определенные интервалы времени посылают опорожнить кишечник на 5 минут, успешное опорожнение поощряется);
«звездные карты», когда ребенок наносит на карту «сухие дни» и другие методы поведенческого подкрепления.
Медикаментозное лечение: для купирования сопутствующих эмоциональных расстройств назначают короткие курсы анксиолитических средств, фенибут, мебикар.
При недостаточном опорожнении кишечника – слабительные средства для стимуляции моторики толстой кишки: бисакодил (для детей до 7 лет – 5 мг, 7–14 лет – 5–10 мг); лактулоза (для детей 3–6 лет – 5–10 мл, для детей 7–14 лет начальная доза – 15 мл, поддерживающая – 10 мл; использование клизм, размягчающих средств (минеральные масла).
Физиотерапевтическое лечение: ИРТ.
F98.4
Стереотипные двигательные расстройства
Этапы лечебно-диагностических мероприятий, уровни оказания медицинской помощи, обследование и его кратность, условия и длительность лечения, ожидаемые результаты, характер лечения: смотри F93.
F98.5
Заикание (запинание)
Этапы лечебно-диагностических мероприятий, уровни оказания медицинской помощи: смотри F93.
Обследование и его кратность:
расширенное логопедическое обследование – в динамике;
психолого-экспериментальное обследование – однократно, при необходимости, – в динамике;
консультация невролога – однократно.
Диагностика также включает выявления заикания при чтении и пересказе текста (стихи не предлагать).
Дополнительно при наличии необходимости: консультации педиатра, сурдолога; ЭГ.
Цель лечения, ожидаемые результаты: улучшение речевого статуса, расширение коммуникативных и адаптационных возможностей.
Длительность лечения. Срок ведения больного вариабелен. Целесообразно после основного курса амбулаторного или стационарного лечения продолжительностью 4–8 недель проведение поддерживающего курса или амбулаторное (катамнестическое) наблюдение 3 раза в год, которое включает осмотр логопеда, психолога, психиатра, чаще – при самостоятельном к ним обращении.
Характер и алгоритм лечения. Лечебные мероприятия зависят от степени тяжести дефекта и наличия логофобии, продолжительности заболевания, причины (невротическое заикание или неврозоподобное). Успешнее всего лечится невротическое заикание в остром периоде.
Лечение:
общегигиенические мероприятия и работа с родителями: правильный режим дня, нормализация дневного и ночного сна, организация охранительного режима, специальный речевой режим;
медикаментозное лечение проводится дифференцированно и включает общеукрепляющую, седативную и посиндромную терапию;
физиотерапевтическое лечение: электрофорез, электросон, парафин-озокерит на шейно-воротниковую область, иглорефлексотерапию и другие;
массаж, ЛФК, музыкально-ритмические занятия;
логопедические занятия;
психотерапия – семейная, индивидуальная, групповая, гипносуггестивная, аутотренинг.
Характер лечения в значительной степени зависит от продолжительности заболевания и его периода.
В течение болезни можно выделить 4 периода:
1-й период: острейший – 1-й месяц;
2-й период: острый – 1–3 месяцы;
3-й период: подострый – 3–12 месяцы;
4-й период: хронический – более 1 года.
Подходы к лечению в острый и острейший периоды включает следующие мероприятия:
режим молчания, то есть рекомендуют как можно меньше разговаривать с ребенком, по возможности на 2–3 недели оставить его дома, отвечать кратко, не требовать повторения, игнорировать запинки, использовать игры на развитие мелкой моторики;
сразу назначить:
анксиолитики (тазепам, диазепам, тофизопам) в возрастной дозировке длительностью 3 недели;
ноотропные средства в возрастной дозировке (пирацетам – 30–40 мг/кг/сут., фенибут, глицин) длительностью 1–1,5 месяца;
после окончания курса ноотропных средств можно еще на 1–1,5 месяца продолжить прием седативных лекарственных средств растительного происхождения.
Хроническое заикание требует курсового лечения 2 раза в год. При наличии спастических форм используют спазмолитические средства: толперизон, баклофен. Анксиолитические средства применяют с осторожностью.
При клонической форме заикания используется карбамазепин – 100–400 мг/сут. в течение 3–4 недель с постепенным снижением дозы до 100 мг/сут. в качестве поддерживающего лечения длительностью до 1,5–2 месяцев.
Комплексное лечение также включает физиотерапевтические процедуры, курсы общего и специализированного логопедического массажа, логопедические занятия, психотерапию.
Логопедические занятия могут быть индивидуальными и групповыми. Показаниями к индивидуальным логопедическим занятиям являются:
заикание у детей до 4 лет;
заикание средней и высокой степени тяжести;
заикание любой степени, но с выраженной логофобией и фиксацией на дефекте.
Индивидуальный логопедический курс рассчитан ориентировочно на 45 занятий. В последующем возможен поддерживающий курс до 30 индивидуальных занятий или курс групповых логопедических занятий.
Рекомендован курс логоритмических занятий. Индивидуальные логопедические занятия предполагают обязательное медицинское наблюдение (1–5 раз за курс), психотерапевтические занятия с родителями (1–5 раз за курс).
Наряду с индивидуальным методом лечения эффективен групповой метод. Показаниями к групповым занятиям являются:
частичная компенсация речевого дефекта на индивидуальных занятиях;
заикание средней, легкой степени у детей старше 4 лет, не имеющих противопоказаний для занятий в группе.
F98.8