Эмоциональные расстройства, начало которых специфично для детского возраста
Этапы лечебно-диагностических мероприятий, уровни оказания медицинской помощи: смотри F90.0.
Обследование и его кратность: смотри F90.0; психологическое обследование.
Условия лечения:как правило, амбулаторные или в отделении дневного пребывания.
Характер и алгоритм лечения:
создание психотерапевтической атмосферы, включая ребенка, родителей, сверстников ребенка, школу;
психотерапию: семейную, игровую, рациональную, поведенческую, суггестивную, тренинги общения;
физиотерапевтическое лечение: успокаивающие ванны, электросон, массаж и другие;
медикаментозное лечение:
седативные фитосборы, фитобиостимуляторы, фитоадаптогены;
небольшие дозы антидепрессантов (при психической тревоге и тревоге изоляции): амитриптилин, кломипрамин. Назначают в малых дозах, с постепенным увеличением дозы на ј суточной дозы 1 раз в 5–7 дней, длительность – 1–1,5 месяца;
анксиолитические средства в небольших дозах коротким курсом: медазепам, тофизопам, оксазепам;
антипсихотические средства (при поведенческих расстройствах): сульпирид, флупентиксол, хлорпротиксен;
ноотропные средства: пирацетам, циннаризин, фенибут, гопатеновая кислота.
Длительность лечения: по показаниям, с частотой осмотра 1 раз в месяц. Ожидаемые результаты: купирование тревожно-фобического состояния, улучшение межличностных контактов в семье и детских учреждениях. При большинстве форм эмоциональных расстройств – прогноз благоприятный.
F93.0
Тревожное расстройство у детей, вызванное разлукой
Этапы лечебно-диагностических мероприятий, уровни оказания медицинской помощи, обследование: смотри F93.
Условия лечения: смотри F93.
Семейная и индивидуальная психотерапия с модификацией поведения ребенка и родителей. При выраженной тревоге – три- и гетероциклические антидепрессанты (кломипрамин и другие). Для купирования ночных страхов и нарушений сна – анксиолитические средства коротким курсом.
F93.1
Фобическое тревожное расстройство в детском возрасте
Этапы лечебно-диагностических мероприятий, уровни оказания медицинской помощи, обследование: смотри F93.
Условия лечения: смотри F 93.
Эффективна простая поведенческая психотерапия с десенсибилизацией ситуаций, вызывающих страх.
F93.2
Социальное тревожное расстройство в детском возрасте
Этапы лечебно-диагностических мероприятий, уровни оказания медицинской помощи, обследование: смотри F93.
Условия лечения:смотри F 93.
Семейная психотерапия, повышение самооценки и независимой активности ребенка (развитие навыков общения в танцах, музыке, пении, письме). Короткие курсы анксиолитических средств, чтобы преодолеть поведение избегания.
F93.3
Расстройство сиблингового соперничества
Этапы лечебно-диагностических мероприятий, уровни оказания медицинской помощи, обследование: смотри F93.
Условия лечения: смотри F 93.
Индивидуальная рациональная и семейная психотерапия.
Для лечения эмоциональных нарушений – антидепрессанты в минимальных дозировках, анксиолитические средства короткими курсами.
F93.8
Другие эмоциональные расстройства в детском возрасте
Этапы лечебно-диагностических мероприятий, уровни оказания медицинской помощи, обследование:смотри F93.
Условия лечения: смотри F93.
В острых ситуациях – анксиолитические средства коротким курсом (диазепам). Более длительными курсами – мебикар, фенибут.
Индивидуальная и групповая психотерапия.
F94
Расстройства социального функционирования, начало которых специфично для детского возраста
Этапы лечебно-диагностических мероприятий, уровни оказания медицинской помощи, обследование: смотри F93.
Условия лечения: смотри F 93.
F94.0
Элективный мутизм
Этапы лечебно-диагностических мероприятий, уровни оказания медицинской помощи:смотри F93.
Условия лечения: преимущественно амбулаторное; при необходимости изъятия из сложной ситуации – стационарное в детских отделениях для лечения пограничных психических расстройств.
Длительность лечения: амбулаторно – по показаниям, стационарно – 4–6 недель.
Ожидаемые результаты: ликвидация симптоматики или значительное улучшение состояния, повышение уровня социальной и школьной адаптации.
Характер лечения. Используется мультимодальный подход с применением индивидуальной, поведенческой и семейной терапии. Основные терапевтические усилия должны быть направлены на изменение ситуации в семье и школе.
При наличии тревожного компонента – анксиолитические средства.
При преобладании оппозиционных форм поведения – антипсихотические средства – корректоры поведения: перициазин, хлорпротиксен; антидепрессанты группы СИОЗС: сертралин, флувоксамин; трициклические антидепрессанты.
F94.1