Расстройство психосексуального развития неуточненное
Общая характеристика и этапы лечебно-диагностических мероприятий, уровни оказания медицинской помощи, обследование, цели и ожидаемый результат лечения, условия лечения, продолжительность, характер и алгоритм лечения: смотри F66.0.
Таблица 16
Фармакотерапия расстройств личности:
Симптомы, лекарственные средства, дозы
Симптомы | Лекарственное средство | Дозы (мг/сут) |
Расстройства восприятия и оценки действительности | Нейролептики: галоперидол трифлуоперазин флупентиксол рисперидон оланзапин сертиндол | 2–6 4–12 0,5–3 2–3 2–5 4–6 |
Импульсивность и агрессия | Антидепрессанты из группы СИОЗС: сертралин флуоксетин флувоксамин эсциталопрам | 25–150 5–40 100–150 10–20 |
Нормотимики: карбамазепин соли лития (рекомендуемая концентрация в крови – 0,5–1 мэкв/л) препараты вальпроевой кислоты | 400–600 600–900 300–600 | |
Нейролептики: галоперидол трифлуоперазин перициазин хлорпротиксен оланзапин | 2–6 4–12 20–50 30–100 2–5 | |
Эмоциональная лабильность, дисфория | Нормотимики: соли лития (до концентрации в крови 0,5-1 мэкв/л) карбамазепин препараты вальпроевой кислоты Нейролептики: галоперидол трифлуоперазин перициазин хлорпротиксен оланзапин | 600–900 400 300–600 2–6 4–12 20–50 15–50 2–5 |
Тревожность | Антидепрессанты из группы СИОЗС: эсциталопрам сертралин флувоксамин пароксетин | 10–20 25–150 50–200 20–40 |
Антидепрессанты трициклические: миансерин тианептин мапротилин | 20–60 25–75 25–75 | |
Нормотимики: карбамазепин препараты вальпроевой кислоты | 400–600 300–600 | |
Нейролептики: хлорпротиксен флупентиксол | 15–30 0,5–3 | |
Анксиолитические средства: альпразолам клоназепам | 0,5–2 1–4 |
Умственная отсталость
F70 – F73
Общая характеристика.Умственная отсталость – значительное отставание интеллектуального развития, которое проявляется в возрасте до 3 лет (в более легких случаях – лишь к школьному возрасту) и сопровождается нарушением адаптивного поведения. Чем тяжелее отставание, тем раньше оно обнаруживается.
Проявляется в когнитивной сфере, речи, моторике, социальном функционировании, способности к обучению. Носит непрогредиентный характер, однако при отсутствии специального обучения может нарастать. В то же время при легкой степени умственной отсталости обучение по специальной программе может обеспечить полноценное функционирование в обществе и получение профессии.
В одной трети случаев на фоне умственной отсталости может наблюдаться широкий диапазон сопутствующих психических и поведенческих расстройств, которые утяжеляют клиническую картину и нуждаются в специальном лечении. Эти сопутствующие расстройства должны указываться в диагнозе.
Наиболее характерным проявлением умственной отсталости в ходе обследования является равномерно низкий уровень результатов по всем видам тестов для оценки интеллекта, включая усвоение новой информации, краткосрочную память, использование понятий и решение проблем.
Этапы лечебно-диагностических мероприятий:
1-й – обследование (психиатрическое и экспериментально-психологическое), постановка диагноза;
2-й – стабилизирующая терапия;
3-й – лечение сопутствующих психических расстройств и нарушений поведения;
4-й – амбулаторное наблюдение до достижения стойкой социальной адаптации.
Уровни оказания медицинской помощи:
1-й этап – районные, городские организации здравоохранения;
2-й этап – межрайонные, областные организации здравоохранения;
3-й этап – республиканские организации здравоохранения, ГУ «РНПЦ психического здоровья», ГУ «РНПЦ «Мать и дитя»» (медико-генетические консультации).
Обследования и их кратность. Проводятся в амбулаторных условиях, в случаях выраженных нарушений поведения или при сопутствующих психических расстройствах – в стационарных или полустационарных (отделение дневного пребывания) условиях.
При установлении диагноза необходимо:
подробное интервью с родителями пациента, исключение наследственного фактора;
исключить грубые дефекты слуха и зрения;
экспериментально-психологическое исследование (при установке диагноза впервые, затем – не реже 1 раза в три года до достижения 18 лет);
невролог (при первичном установлении диагноза, затем – по показаниям);
офтальмолог (по показаниям);
логопед (по показаниям);
оториноларинголог (по показаниям);
ЭЭГ, эхоЭЭГ (по показаниям).
Экспериментально-психологическое исследование включает следующие тесты:
до 5 лет:
игровые задания с игрушками, геометрическими фигурами, картинками, ролевые игры, лепка, песок и другое;
старше 5 лет:
качественная и количественная оценка интеллекта при помощи адаптированной методики Векслера (детский/взрослый вариант);
качественная оценка – сюжетные и последовательные картинки, простые и сложные аналогии, исключение предметов, понятий, классификация;
для изучения недоразвития мнестических функций – запоминание 10 слов, текстов;
для оценки недоразвития моторики – рисуночные тесты (человека, семьи, несуществующего животного, «Дом-дерево-человек»).
Для установления этиологии:
цитогенетическое обследование (по показаниям);
исключение наследственного дефекта обмена;
КТ или МРТ головного мозга (по показаниям).
Общие принципы лечения. Терапия умственной отсталости включает медико-педагогическую работу с ребенком, образовательную и психотерапевтическую работу с родителями, медикаментозное лечение. Важно своевременно определить образовательный маршрут ребенка (направление в специализированные детские сады, школы, классы, центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР)).
Медикаментозное лечение направлено на повышение предпосылок интеллекта. Назначаются ноотропные лекарственные средства (курсами 2–3 раза в год до 10-летнего возраста, в дальнейшем – при наличии церебрастенического синдрома). При возникновении эмоциональных и поведенческих нарушений назначение симптоматического лечения (смотри F90.1; F92).
При выявлении нарушений обменного характера (фенилкетонурия, гипотиреоз, галактоземия, гомоцистинурия) лечение должно быть согласованно с эндокринологом, при необходимости устанавливается диета.
Цель лечения и ожидаемые результаты.Адаптация ребенка в условиях семьи и специализированного учреждения (детский сад, специализированная школа) на максимально возможном уровне, редукция осложняющей психопатологической симптоматики, упорядочивание поведения, обучение социальным, трудовым навыкам и умениям. В подростковом возрасте – решение вопросов профессиональной пригодности, получение профессии (при легких степенях задержки).
Сроки амбулаторного наблюдения определяются уровнем социальной адаптации: при легкой умственной отсталости – до получения профессии и трудоустройства, при умеренной, тяжелой и глубокой – постоянно.
Этапы лечения. Стабилизирующая терапия. Назначаются стимуляторы нейрональных процессов, к которым относятся большие дозы витаминов группы В (тиамина бромид, пиридоксин, цианокобаламин), ноотропные лекарственные средства.
Побочные эффекты при терапии пациентов с умственной отсталостью такие же, как и у людей с нормальным интеллектом.
Психотерапия. Работа с семьей.
Врач и педагог не должны поддерживать в родителях нереалистических иллюзий о терапевтических возможностях медикаментозного лечения. Родителей необходимо подготовить к признанию факта умственной отсталости ребенка и необходимости совместной работы по его социальной адаптации. Нередко возникает необходимость в психотерапевтической работе с членами семьи.
Социально-трудовая реабилитация. Основная роль в коррекции умственной отсталости принадлежит психолого-педагогическим мероприятиям, которые должны начинаться как можно раньше и вестись целенаправленно в зависимости от того, какой уровень социальной и трудовой адаптации может быть в перспективе достигнут.
В подростковом возрасте пациенты с легкими формами задержки должны получить консультирование по вопросам профессиональной пригодности. В случаях умственной отсталости, не позволяющей освоить элементарную профессию, решается вопрос направления на МРЭК.
Показания для госпитализации в психиатрический стационар:
выраженные нарушения поведения;
сопутствующие тяжелые психические расстройства.
За исключением случаев, установленных законодательством Республики Беларусь, госпитализация в психиатрический стационар осуществляется с согласия пациента или его законного представителя.
F70