Другие расстройства психосексуального развития
К данной группе относятся преждевременное психосексуальное развитие и его задержки (ретардации).
Общая характеристика. Преждевременное психосексуальное развитие – раннее становление сексуальности, опережающее средние возрастные нормы и половое созревание. Причины: врожденное или раннее поражение глубоких структур мозга, проявляющееся снижением порогов оргастического рефлекса, которое способствует закреплению патогенных влияний социальных факторов (растление и совращение ребенка подростками или взрослыми), а также психических расстройств, приводящих к трудностям коммуникации и ранней фиксации интереса детей на сексуальной сфере (шизофрения, начавшаяся в раннем возрасте, олигофрения, расстройства поведения). Реализация различных, часто девиантных форм половой активности в возрасте до 10 лет приводит к их прочной фиксации с формированием выходящего за рамки нормы сексуального стереотипа, который в дальнейшем практически не поддается терапевтической коррекции.
Этапы лечебно-диагностических мероприятий, уровни оказания медицинской помощи:смотри F66.0.
Обследование:
клинико-психопатологическое обследование амбулаторно, а в сложных случаях для исключения психической патологии – стационарно однократно;
беседа с родителями, родственниками ребенка и воспитателями о поведении ребенка в микро- и макросоциальной среде, экспериментально-психологическое обследование – в динамике;
консультация невролога – однократно;
консультация детского психиатра – однократно.
Дополнительно при наличии показаний:
МРТ или КТ головного мозга (гипоталамо-гипофизарная область) – однократно;
ЭЭГ, М-ЭХО, РЭГ (при подозрении на нарушения мозговой гемодинамики и при наличии гипертензионно-гидроцефального синдрома);
консультация акушера-гинеколога.
Цели и ожидаемый результат: повышение социально-психологической и поведенческой адаптации детей и подростков до 17 лет включительно, снижение вероятности ранних сексуальных контактов и промискуитета.
Условия лечения:амбулаторное, лишь при грубых расстройствах эмоций и поведения показано лечение в условиях психиатрического стационара.
Продолжительность:от 2–3 до 10–12 лет.
Характер и алгоритм лечения. Во всех случаях одновременно с терапией требуется постоянное индивидуальное наблюдение взрослых за ребенком. Семейная психотерапия направлена на выработку у родителей адекватного отношения к ребенку и поведения с ним, обеспечение деликатного, но эффективного контроля его контактов со сверстниками.
Фармакотерапия включает использование антипсихотических средств антипсихотиков: (перициазин, рисперидон), антидепрессантов группы СИОЗС (сертралин, пароксетин, флувоксамин, флуоксетин, циталопрам, эсциталопрам) – смотри таблицу 14. Дозы лекарственных средств подбираются индивидуально. Используются рефлекторные методы воздействия (хлорэтиловые блокады ромба Михаэлиса, акупунктура, аурикулотерапия).
При наличии сопутствующих психических или неврологических расстройств – обследование и лечение согласно соответствующему разделу Протоколов диагностики и лечения данного заболевания.
Дополнительные трудности: отсутствие возможностей для постоянного и эффективного контроля над поведением ребенка.
Общая характеристика. Задержки психосексуального развития (далее – ЗПР) – отставание сроков становления сексуальности от возрастной нормы пациента.
Причины: соматогенные (эндокринная патология); психогенные (общее отставание психического развития, чаще – изолированные формы задержек, обусловленные шизоидным, истерическим, тревожным расстройствами личности либо шизофренией); социогенные (родительская гиперопека детей вплоть до 18 лет, их изоляция от сверстников, неправильное воспитание с акцентом на постыдном характере всего, что связано с сексуальностью).
ЗПР у детей не привлекают внимания их родителей, проявляясь отсутствием полового любопытства, игнорированием полоролевых игр или их смещением на школьный возраст. У взрослых становление зрелой сексуальности задерживается на платонической или эротической стадиях. Это приводит к значительным затруднениям (часто неудачам) при попытках половых контактов, поскольку у таких пациентов не сформированы навыки адекватного платонического и эротического общения с лицом противоположного пола, обеспечивающие гармоничный переход к коитусу.
Этапы лечебно-диагностических мероприятий, уровень оказания помощи: смотри F66.0.
Обследование: стандартное сексологическое (смотри F52). Дополнительно проводится экспериментально-психологическое исследование.
Цели и ожидаемый результат: повышение социально-психологической и сексуально-поведенческой адаптации пациентов. Формирование и достижение завершенности этапов и стадий психосексуального развития.
Условия лечения: амбулаторные.
Продолжительность: от одного до нескольких месяцев.
Характер и алгоритм лечения. Корригирующее лечение предусматривает проведение реконструктивной психотерапии, которая включает ряд последовательных мероприятий по формированию у пациентов адекватных представлений об интимных отношениях и выборе потенциального сексуального партнера, выработки оптимальной модели поведения на всех этапах сближения (от первого знакомства и платонического ухаживания до эротических ласк и полового акта). Адаптивная поведенческая роль закрепляется вначале в воображении (на фоне мышечной релаксации или в гипнотическом состоянии), а затем последовательно реализуется в реальных партнерских отношениях. С целью глубинной коррекции задержек становления либидо и устранения мало осознаваемых страхов перед проявлениями сексуальности могут использоваться приемы символ-драмы и, в частности, мотивы «куст розы», «автостоп». При неудачном сексуальном дебюте для нейтрализации негативного сексуального опыта пациентов и устранения у них тревожных опасений перед новыми половыми контактами применяются эриксоновский гипноз, техники НЛП и другие методы психотерапии.
Дополнительные трудности: отсутствие постоянного партнера.
F66.9