Расстройство половой идентификации неуточненное
Общая характеристика. К данной рубрике отнесены наиболее легкие нарушения половой идентификации, затрагивающие полоролевые характеристики индивида – трансформация полоролевого поведения и гиперролевое поведение.
Трансформация полоролевого поведения – формирование полового поведения, свойственного другому полу, при правильном половом самосознании.
Легкие нарушения половой дифференцировки структур мозга в пренатальном онтогенезе являются фоном для основного фактора патогенеза полоролевых нарушений – микросоциальных влияний в раннем детском возрасте. К ним относятся: попытки родителей воспитывать ребенка в «другом поле»; нарушения половых ролей в семье (маскулинное поведение у матери и фемининное у отца); неполные семьи, в которых мать воспитывает сына «по своему образу и подобию»; изоляция девочек от матери или недостаточная материнская любовь и отсутствие ласки в детстве.
Полоролевые нарушения проявляются уже с 3–6 лет: девочки играют в мальчишеские игры, дерутся, охотно надевают мальчишескую одежду, а мальчики растут мягкими, ласковыми, послушными, избегают конфликтов, любят помогать дома по хозяйству, опекают малышей, с удовольствием занимаются музыкой, танцами.
Взрослым женщинам с трансформацией половой роли свойственны негативное отношение к представительницам своего пола, строгая одежда, безразличие к украшениям и косметике, короткая стрижка, выбор мужских профессий, товарищеское отношение к мужчинам. Характерно запаздывание интереса к половой жизни, причем влюбленность чаще носит платонический характер, а попытки партнера перейти к интимным ласкам воспринимаются ими как оскорбление (сексуальная адаптация протекает легче со старшими по возрасту и социальному положению мужчинами). Реже у них наблюдается раннее начало половой жизни с беспорядочными связями, которые долго не приносят сексуального удовлетворения. Женщины с трансформацией полоролевого поведения обнаруживают садистические наклонности, которые обычно реализуются ими через моральное унижение партнера.
Феминизированные мужчины достаточно хорошо социально адаптируются. В силу своей мягкости, конформности, домовитости они находят себя в кулинарном искусстве, моделировании и пошиве одежды и т.п. В браке избавляют жену от домашних забот. Однако их пассивность в половой близости может приводить к супружеским конфликтам и даже разрыву отношений.
Мужчины и женщины с трансформацией полоролевого поведения обычно обращаются с жалобами на трудности в сексуальных отношениях с противоположным полом. Кроме того, полоролевая трансформация нередко сочетается с гомосексуальной ориентацией, которая может послужить поводом для консультации у специалиста.
Этапы лечебно-диагностических мероприятий: смотри F64.0.
Уровни оказания медицинской помощи:
1-й этап – УЗ «Городской психоневрологический диспансер» г. Минска, областные, республиканские организации здравоохранения;
2-й этап – УЗ «Городской психоневрологический диспансер» г. Минска, областные организации здравоохранения.
3-й этап – УЗ «Городской психоневрологический диспансер» г. Минска, областные организации здравоохранения.
Обследование: сексологическое, экспериментально-психологическое. Необходимо собрать сведения о психосексуальном развитии индивида, взаимоотношениях в родительской семье, особенностях поведения в детском и подростковом возрасте.
Цели и ожидаемый результат: у детей – формирование ролевого поведения более свойственного их полу (маскулинного – у мальчиков, фемининного – у девочек); у взрослых – повышение уровня психосоциальной адаптации и улучшение сексуального функционирования.
Условия лечения: амбулаторные.
Продолжительность определяется индивидуально и зависит от мотивации и установок пациента, обратившегося за помощью (от единичных консультаций до 1 года и более).
Характер и алгоритм лечения. При выявлении признаков формирования полоролевых нарушений у детей коррекционные мероприятия направлены на акцентирование половой роли, адекватной генетическому полу и половому самосознанию. Широко используется позитивное подкрепление любых действий ребенка, которые соответствуют его полу.
В случаях семейно-сексуальных дисгармоний либо при неудачных попытках наладить удовлетворяющие партнерские отношения проводится корригирующее лечение, которое предусматривает проведение реконструктивной психотерапии с акцентом на исправлении искажений этапа формирования полоролевого поведения.
Дополнительные трудности: у детей – игнорирование терапевтических рекомендаций родителями ребенка; у взрослых – отсутствие постоянного партнера или отсутствие у обратившегося за помощью установки на формирование устойчивых партнерских отношений.
Общая характеристика. Гиперролевое (гиперфемининное либо гипермаскулинное) поведение характеризуется чрезмерным усилением некоторых особенностей половой роли. Гипермаскулинное поведение у детей (с 10 лет) может встречаться как компенсаторное, связанное со стремлением к лидерству, которое они поддерживают в группе сверстников крайней жестокостью. В большинстве случаев подобное поведение является транзиторным и с возрастом сглаживается. Гипермаскулинное поведение у мужчин выражается в повышенной агрессивности, жестокости, пренебрежении к домашней работе и «женским» чертам характера, стремлении к получению сугубо «мужских» профессий, игнорировании сексуальных потребностей женщины, подчас грyбом принуждении ее к половой близости и причинении ей боли (элементы садизма).
Гиперфемининное поведение характеризуется подчеркнутой пассивностью, подчиняемостью, полной самоотдачей, материнским заботливым отношением не только к детям, но и ко всем окружающим, домовитостью. Таким женщинам свойственны конформность, умение приспособиться к любым требованиям партнера, женственность, кокетcтво, увлечение косметикой, нарядами. В половой жизни все их усилия сосредоточены на удовлетворении мужчины, порой даже в ущерб себе. Для них характерны некоторые мазохистские наклонности.
Гиперролевое поведение (обычно у мужчин) может существенно затруднять взаимную адаптацию партнеров. Но все же в большинстве случаев его относят к крайним вариантам нормы, за исключением патологического гиперролевого поведения, которое предполагает выраженные проявления садизма и/или мазохизма (смотри F65). Важным фактором формирования патологических форм гипермаскулинного поведения является отсутствие у маленького ребенка (в возрасте до 3 лет) тактильного и эмоционального контакта c матерью или другим ухаживающим за ним лицом, к которому в норме должна возникать первая привязанность. Это способствует развитию y детей агрессивного поведения, причем садистические элементы (систематическое издевательство над животными, младшими детьми или более слабыми сверстниками), которые возникают достаточно рано, в последующем обычно сохраняются и создают основу для развития садизма. Гиперролевое поведение на фоне трансформации половой роли часто ведет к возникновению инвертированных патологических гиперролевых установок: у женщин – проявлений садизма, y мужчин – мазохизма.
Этапы лечебно-диагностических мероприятий, уровни оказания медицинской помощи:смотри F64.8.
Обследование: смотри «Трансформация полоролевого поведения».
Лечение. Цель и ожидаемый результат:коррекция семейно-сексуальной дисгармонии в паре и агрессивных проявлений гиперролевого поведения у мужчин, повышение уровня социально-психологической адаптации.
Условия лечения: чаще всего амбулаторное; в отдельных случаях при наличии расстройств личности либо другой психической патологии – стационарное. Длительность лечения в стационаре – 3–4 недели, амбулаторно – определяется индивидуально, в зависимости от выраженности гиперролевых нарушений, сопутствующих личностных аномалий или других психических и поведенческих расстройств.
Характер и алгоритм лечения. Фармакотерапия – при наличии психических расстройств, классифицируемых в других рубриках – терапия основного заболевания.
Психотерапия: в случае несовпадения в паре ролевых установок показана их психотерапевтическая коррекция. Обычно не удается существенно изменить поведение партнера с гиперролевым поведением. Поэтому, если второй партнер стремится к сохранению брака, то основные усилия должны быть направлены на его адаптацию в супружестве. Используют методы когнитивно-бихевиоральной терапии, гипносуггестивную терапию, ДПДГ и техники НЛП, супружескую и семейную терапию.
Дополнительные трудности: у детей – игнорирование родителями ребенка терапевтических рекомендаций; у взрослых – отсутствие постоянного партнера или отсутствие у обратившегося за помощью установки на формирование устойчивых партнерских отношений.
F65