Этапы проведения деловой игры
Этап | Содержание деятельности | Время (минуты) |
Постановка целей, задач, формирование команд. Выбор экспертов. | 3-5 | |
Ознакомление с правилами деловой игры, правами и обязанностями. | ||
Выполнение заданий в паре участников | ||
Обмен информацией между парами участников в команде. Обсуждение выступления. Выступление экспертов с критериями оценки деятельности. | ||
Обмен опытом участников деловой игры. Выступление преподавателя с научным обобщением. | 10-15 | |
Подведение итогов. Выступление экспертов. | ||
Заключение о результатах деловой игры. |
Пример правил деловой игры
· работа по изучению, анализу и обсуждению заданий в командах осуществляется в соответствии с предложенной схемой сотрудничества.
· выступление должно содержать анализ и обобщение. Ответы на предложенные вопросы должны быть аргументированными и отражать практическую значимость рассматриваемой проблемы.
· после выступления любым участником могут быть заданы вопросы на уточнение или развитие проблемы. Вопросы должны быть краткими и четкими.
· ответы на вопросы должны быть строго по существу, обоснованными и лаконичными.
· при необходимости развития и уточнения проблемы любым участником игры могут быть внесены предложения и дополнения. Они должны быть корректны и доброжелательны.
Пример прав и обязанностей участников:
1) Преподаватель:
· инструктирует участников деловой игры по методике ее проведения;
· организует формирование команд, экспертов;
· руководит ходом деловой игры в соответствии с дидактическими елями и правилами деловой игры;
· вносит в учебную деятельность оперативные изменения, задает вопросы, возражает и при необходимости комментирует содержание выступлений;
· вникает в работу экспертов, участвует в подведении итогов. Способствует научному обобщению результатов;
· организует подведение итогов.
2) Экспертная группа:
· оценивает деятельность участников деловой игры в соответствии с разработанными критериями;
· дорабатывает в ходе деловой игры заранее подготовленные критерии оценки деятельности команд;
· готовит заключение по оценке деятельности команд, обсуждают его с преподавателем;
· выступает с результатами оценки деятельности команд;
· распределяет по согласованию с преподавателем места между командами.
3) Участники игры:
· выполняют задания и обсуждают проблемы в соответствии со схемой сотрудничества в командах;
· доброжелательно выслушивают мнения;
· готовят вопросы, дополнения;
· строго соблюдают регламент;
· активно участвуют в выступлении.
4. Выводы (рефлексия). Обучение в деловых играх направлено на формирование коммуникативных умений: налаживать и поддерживать общение, направлять обсуждение вопросов по заданному руслу, вырабатывать правильный стиль отношений. В играх формируются умения, связанные с организацией работы: правильно распределять работу, выделять наиболее важные вопросы для обсуждения, четко организовывать работу в соответствии с намеченным планом, готовить проекты документов. Деловые игры развивают культуру принятия решений, воспитывают ограничения в эмоциональных проявлениях, сдержанность в словах и поступках.
Ожидаемая эффективность деловых игр:
· познавательная: в процессе деловой игры студенты знакомятся с методами аргументации и мышления в исследовании вопроса (проблемы), организацией работы коллектива, функциями своей «должности» на личном примере;
· воспитательная: в процессе деловой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу, что формирует критичность, сдержанность, уважение к мнению других, внимательность к товарищам по игре;
· развивающая: в процессе деловой игры развиваются логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, умение общаться в процессе дискуссии.
Эффективность деловых игр обеспечивается рядом факторов:
· когда они составляют систему формирования специалиста на протяжении всего периода обучения, развиваясь от простых к сложным на различных этапах обучения;
· когда они способствуют интеграции различных дисциплин, приобретая комплексный характер;
· когда содержание деловых игр, моделирование деятельности руководителей и специалистов строится на практическом материале конкретных предприятий, на связи теоретического обучения с производством.
Отличаясь, друг от друга обучающими целями, деловые игры решают единые задачи:
· развития навыков поиска, сбора, обработки и анализа экономической, правовой, коммерческой и другой информации; применения полученных знаний и умений в решении практических ситуаций предпринимательской, организаторской и правовой деятельности;
· формирования умений работы в коллективе и с коллективом; воспитания творческой личности будущего специалиста, сочетающего профессионализм, организаторские способности, самостоятельность.
Оценка итогов игры осуществляется с целью подведения промежуточных и окончательных итогов результатов деятельности предприятий. Главная задача оценки – получение представления о характере действий команд – участников игры. Используется два варианта оценки итогов игры: оценка игры ее участниками; оценка игры ее руководителем. Оценка игры ее участниками производится по каждому предприятию и охватывает все периоды игры. Оценка игры ее руководителем проводится как итоговая по совокупности периодов игры и осуществляется путем сравнительного анализа результата деятельности всех участников игры, т.е. носит обобщающий характер и осуществляется по основным направлениям деятельности предприятия.
Подведение итогов деловой игры должно сопровождаться наряду с ранжированием участников тщательным анализом факторов успеха лидеров и причин отставания аутсайдеров игры.
Деловая игра дает возможность наглядно и просто представить моделирующий процесс. Полученные в результате проведения деловой игры умения и навыки имеют более высокую степень усвояемости по сравнению с другими традиционными методами обучения.