Оп.03.возрастная анатомия, физиология и гигиена

ОП.03.ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА

учебно-методическое пособие

050144 Дошкольное образование

заочная форма получения образования

Одобрено предметно-цикловой комиссией преподавателей профессиональных дисциплин и специальности «Социальная работа» Протокол № от Председатель комиссии __________________С.А.Валенчак Утверждено учебно-методическим советом ГАОУСПО РК «ВПК»     Протокол №   Председатель совета ________________________А.А.Шульга
Составлено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования нового поколения по специальности 050144 Дошкольное образование заочной формы получения образования Заместитель директора колледжа по учебно-воспитательной работе ________________ Т.В.Томченко    

С 23 Учебно-методическое пособие по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» [Текст] / авт.-сост. Г.А.Цыганова. – Воркута: ГАОУСПО РК «ВПК», 2013. – 34 с.

Рецензент:Черножукова Н.Ф., преподаватель общепрофессиональных дисциплин

В учебно-методическом пособии представлено содержание теоретического материала программы, методические указания по выполнению практических работ, домашних контрольных работы, вопросы итогового контроля по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена». Материалы пособия позволят студентам заочного отделения самостоятельно изучить вопросы основного содержания учебной дисциплины, подготовиться к текущей и промежуточной аттестации, выполнить практические и домашние контрольные работы.

Пособие предназначено для студентов заочного отделения ГАОУСПО РК «Воркутинский педагогический колледж», обучающихся по специальности 050144 Дошкольное образование.

СОДЕРЖАНИЕ

  Введение
1. Тематический план
2. Содержание теоретического материала программы
  Раздел 1 Закономерности развития
  Раздел 2 Возрастные особенности нервной системы
  Раздел 3 Возрастные анатомо-физиологические особенности систем органов
3. Практические работы
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
  Текущий контроль: домашние контрольные работы
  Итоговый контроль по ПМ
5. Список использованных источников
 

ВВЕДЕНИЕ

Возрастная анатомия и физиология относятся к биологическим наукам, они являются основными дисциплинами при теоретической и практической подготовке воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Таким образом, анатомия и физиология являются частью биологии, как и человек — частью животного мира. Знание анатомии и физиологии дает возможность понять течение процессов в организме, взаимосвязи человека с внешней средой, природой и животным миром, объяснить происхождение вариантов телосложения, пороков развития, различных уродств, а также изменений, возникших в результате различных заболеваний. Современная анатомия и физиология тщательно исследуют изменения и процессы, происходящие в организме человека в различные возрастные периоды.

Раскрывая основные закономерности развития человека в эмбриогенезе, а также детей в различные возрастные периоды, анатомия и физиология дают важный материал для исследований и наблюдений педагогам, психологам, воспитателям и другим специалистам, работающим с детьми.
Эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детей и подростков. Особого внимания заслуживают периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействиям тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма.

Современная педагогика основана на знании закономерностей онтогенеза не только на общих условиях, благодаря которым ребенок становится нормальным человеком, но и в особых обстоятельствах развития, складывающихся в отдельных случаях, именуемых индивидуальным развитием. К таким условиям относится комплекс природных свойств организма: строение и функционирование, уровень психического развития и его координация с помощью воспитания, гигиенические нормы, необходимые для развития и функционирования организма.В связи с этим, курс «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» может являться той теоретической базой, без овладения которой, невозможны контроль и воспитание растущего организма ребенка и подростка, тем более что он охватывает широкий возрастной диапазон, начинающийся с закономерностей роста и развития морфологического субстрата и функций отдельных систем органов с эмбриогенеза до половой зрелости.

Непременным условием физического здоровья ребенка является четкое соблюдение норм гигиены. Здорового ребенка легче воспитывать. Здоровье — важнейшая предпосылка правильного формирования характера. Вопросы гигиены детей и подростков органично вписывается в структуру курса. Они содержат рекомендации по организации профилактических, гигиенических мер, необходимых для полноценного функционирования нервно-психических и физических процессов.
Основой воспитания должен быть индивидуальный подход к ребенку с целью развития разносторонних личностных способностей и умения адаптироваться в современном мире.
Учебно-методическоепособие по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена дошкольника» составлен в соответствии с требованиями к минимуму результатов освоения дисциплины, изложенными в Федеральном государственном стандарте среднего профессионального образования по специальности 050144 «Дошкольное образование» утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от «12» ноября 2009 г. № 588.

Учебно-методическое пособие по дисциплине Возрастная анатомия, физиология и гигиена дошкольника входит в общеобразовательный цикл ОПОП и является частью основной профессиональной образовательной программы ГОУ СПО «Воркутинский педагогический колледж» по специальности 050144 «Дошкольное образование», разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения.

Учебно-методическое пособие по дисциплине Возрастная анатомия, физиология и гигиена предназначено для студентов заочной формы обучения. Включает в себятеоретический блок, перечень практических занятий, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, а также вопросы и задания по итоговой аттестации.

Учебно-методическое пособие по дисциплине Возрастная анатомия, физиология и гигиена создандля организации работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к итоговому контролю по дисциплине.

Учебно-методическое пособие по дисциплине включает содержательный блок разделов и тем, перечень практических занятий, задания для самостоятельного изучения тем дисциплины, задания для выполнения контрольных работ, а также вопросы и задания по итоговой аттестации.

Приступая к изучению новой учебной дисциплины, студентунеобходимо внимательно изучить список рекомендованной основной и дополнительной литературы. Из всех источников следует опираться на литературу, указанную как основную.

После изучения теоретического блока приведен перечень практических работ, выполнение которых обязательно.

По итогам изучения дисциплины проводится экзамен.Экзамен сдается по билетам, вопросы к которому приведены в пособии.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

- применять знания анатомии, физиологии и гигиены при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

- оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте;

- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;

- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены;

- основные закономерности роста и развития организма человека;

- строение и функции систем органов здорового человека.

- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

- возрастные анатомо-физиологические особенности детей;

- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение.

- основы гигиены детей;

- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;

- основы профилактики инфекционных заболеваний;

- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ

общепрофессиональной дисциплины

ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена

по специальности 050144 Дошкольное образование

заочнаяформа получения образования

семестр Наименование разделов Количество часов по очной форме получения образования Количество часов по заочной форме получения образования
максимальная учебная нагрузка     всего аудиторных часов лекции Практические лабораторные внеаудиторная СРС максимальная учебная нагрузка     Всего аудиторных часов Обзорно-установочные занятия практические/лабораторные внеаудиторная СРС (теория) внеаудиторная СРС (практика) контроль
Возрастная анатомия, физиология и гигиена          
I. установочная сессия    
II. зимняя сессия                     1 экз.
  ИТОГО экз 1сем

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

общепрофессиональной дисциплины

ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена

по специальности 050144 Дошкольное образование

заочнаяформа получения образования

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов по заочной форме получения образования
Максимальная учебная нагрузка     Аудиторная деятельность Внеаудиторная деятельность контроль
Всего аудиторных часов Обзорно-установочные занятия Практические внеаудиторная СРС (теория) внеаудиторная СРС (практика)
    25 пр. Экз.
  Раздел 1. Закономерности развития    
  Тема 1.1 Анатомия, физиология и гигиена как науки          
1.1.1 Анатомия, физиология и гигиена как науки   История развития анатомии, возрастной физиологии и детской гигиены.            
  Тема 1.2 Закономерности роста и развития    
1.2.1 Понятие роста и развития Возрастная периодизация.      
1.2.2 Пренатальный и натальный онтогенез. Наследственность и среда как факторы развития          
1.2.3 Значение антропометрических исследований. Гигиенические условия подбора учебного оборудования и спортивного инвентаря. Пр.раб.«Методика оценки показателей физического развития»              
  Раздел 2. Возрастные особенности нервной системы    
  Тема 2.1 Строение и функции нервной системы    
2.1.1 Строение нервной системы. Функции нервной системы      
2.1.2 Свойства нервной системы.          
2.1.3 Рефлекс как основа нервной деятельности. Возрастные особенности нервной деятельности.      
2.1.4 Строение и функции спинного мозга. Пр.раб. «Вегетативная нервная система»        
2.1.5 Строение и функции головного мозга. Пр.раб. «Продолговатый мозг»        
2.1.6 Пр.раб. «Мозжечок»          
  2.2 Высшая нервная деятельность    
2.2.1 Учение И.М.Сеченова и И.П.Павлова о высшей нервной деятельности. Возрастные особенности условно-рефлекторной деятельности. Условное торможение как основа поведения. Пр.раб. «Типы ВНД»          
2.2.2 Аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга. Гигиена нервной деятельности. Пр.раб. «Логическое мышление»            
2.2.3 Этапы формирования речевых навыков. Развитие речи.          
2.2.4 Физиологические механизмы памяти. Пр.раб. «Кратковременная память»        
2.2.5 Пр.раб. «Смысловая память»          
2.2.6 Физиологические механизмы сна и бодрствования. Гигиенические условия организации сна ребёнка.          
2.2.7 Динамический стереотип в воспитании ребёнка. Пр.раб. «Режим дня»        
  Раздел 3. Возрастные анатомо-физиологические особенности систем органов  
  Тема 3.1 Сенсорные системы  
3.1.1 Роль сенсорных систем в познании и адаптации к окружающему миру.      
3.1.2 Возрастные особенности зрительного анализатора. Профилактика отклонений. Гигиена зрения. Пр.раб. «Рефлекторные реакции зрачка»            
3.1.3 Возрастные особенности слухового анализатора. Гигиена слуха. Пр.раб. «Профиль асимметрии»              
3.1.4 Кожный анализатор, вестибулярный аппарат. Гигиена кожи. Пр.раб. «Зоны вкусовой чувствительности»          
  Тема 3.2 Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата    
3.2.1 Строение скелета. Гигиенические условия формирования правильной осанки. Пр.раб. «Плоскостопие»        
3.2.2 Мышечная система. Гигиенические требования к организации двигательного режима ребёнка. Пр.раб. «Правильная осанка»            
  Тема 3.3 Возрастные особенности системы кровообращения  
3.3.1   Состав и функции крови. Группы крови. Иммунитет. Пр.раб. «Методы измерения показателей пульса»          
3.3.2 Строение и работа сердца. Пр.раб. «Частота сердечных сокращений»    
3.3.3 Возрастные особенности показателей кровяного давления. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Пр.раб. «Артериальное давление»              
  Тема 3.4 Возрастные особенности органов дыхания    
3.4.1 Строение органов дыхания. Возрастные особенности регуляции дыхания. Пр.раб. «Дыхательные движения»      
3.4.2 Гигиенические требования к организации воздушного режима в дошкольных учреждениях. Гигиена дыхания. Пр.раб. «Жизненная ёмкость лёгких»          
  Тема 3.5 Возрастные особенности органов пищеварения    
3.5.1 Строение и функции органов пищеварения. Строение и развитие зубов.      
3.5.2 Гигиенические требования к организации питания детей. Режим питания и его физиологическое значение. Пр.раб. «Проба Руфье-Диксона».          
3.5.3 Пищевые продукты. Профилактика пищевых отравлений. Витамины. Пр.раб. «Обмен веществ и энергии».              
  Тема 3.6 Возрастная эндокринология      
3.6.1 Роль гормонов в развитии организма и его адаптации к внешним воздействиям.        

СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРОГРАММЫ

Тема 3.1 Сенсорные системы

Роль сенсорных систем в познании и адаптации к окружающему миру. Возрастные особенности зрительного анализатора. Профилактика отклонений. Гигиена зрения. Возрастные особенности слухового анализатора. Гигиена слуха. Кожный анализатор, вестибулярный аппарат. Гигиена кожи.

Список используемых источников

1. Сапин, М.Р., Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма) [Текст]: учебник для СПО /М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – М., 2005.

2. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека [Текст]: учеб.пособ. /Н.И. Федюкович.– М., 2003.

3. Рохлов,В.С., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека [Текст]: Учеб.пособ. /Н.И. Федюкович. – М., 2000.

4. Гигиена зрения и слуха [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://vitaportal.ru/lechenie-i-profilaktika/pravila-gigieny-zreniya-i-sluha

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Практическая работа №1.

Практическая работа №2.

Практическая работа №3.

Практическая работа №4.

Тема 2.1.«Мозжечок».

Цель: познакомиться с функциями мозжечка

Задания:

1.Провести пальценосовую пробу.

2. Определить функцию мозжечка с помощью торможения движений,возникших в силу инерции.

Список используемых источников

1. Сапин, М.Р., Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма) [Текст]: учебник для СПО /М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – М., 2005.

2. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека [Текст]: учеб.пособ. /Н.И. Федюкович.– М., 2003.

3. Рохлов,В.С., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека [Текст]: Учеб.пособ. /Н.И. Федюкович. – М., 2000.

4. Строение нервной системы [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.e-anatomy.ru/

Практическая работа №5.

Тема 2.2.«Типы ВНД».

Цель:научиться определять и давать характеристику типа ВНД у ребёнка

Задания:

1.Провести наблюдение за поведением ребёнка в разных ситуациях (на занятии, в игре, в общении с воспитателями, родителями, на прогулке).

2. Определить тип высшей нервной деятельности. Дать развёрнутую характеристику.

Список используемых источников

1. Сапин, М.Р., Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма) [Текст]: учебник для СПО /М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – М., 2005.

2. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека [Текст]: учеб.пособ. /Н.И. Федюкович.– М., 2003.

3. Рохлов,В.С., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека [Текст]: Учеб.пособ. /Н.И. Федюкович. – М., 2000.

4. Типы высшей нервной деятельности у детей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.braintools.ru/article/9562

Практическая работа №6.

Практическая работа №7.

Практическая работа №8.

Практическая работа №9.

Тема 2.2. «Режим дня».

Цель: научиться составлять режим дня ребёнка дошкольного возраста.

Задания:

1. Определите значение соблюдение режима дня для ребёнка дошкольного возраста.

2. Составьте режим дня для ребёнка 3-7 лет.

3. Оформите результаты работы в форме презентации.

Список используемых источников

1. Сапин, М.Р., Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма) [Текст]: учебник для СПО /М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – М., 2005.

2. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека [Текст]: учеб.пособ. /Н.И. Федюкович.– М., 2003.

3. Рохлов,В.С., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека [Текст]: Учеб.пособ. /Н.И. Федюкович. – М., 2000.

4. Режим дня ребёнка дошкольного возраста [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://womanwiki.ru/

Практическая работа №10.

Практическая работа №11.

Практическая работа №12.

Практическая работа №13.

Тема 3.2. «Плоскостопие»

Цель: научиться определять данное нарушение скелета.

Задания:

1. Провести измерения отпечатка детской стопы.

2. Рассчитать по формуле показателя плоскостопия.

3. Сравните полученные результаты со среднестатистическими. Сделайте вывод

Список используемых источников

1. Сапин, М.Р., Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма) [Текст]: учебник для СПО /М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – М., 2005.

2. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека [Текст]: учеб.пособ. /Н.И. Федюкович.– М., 2003.

3. Рохлов,В.С., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека [Текст]: Учеб.пособ. /Н.И. Федюкович. – М., 2000.

4. Плоскостопие [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.ploskostopiya.net/

Практическая работа №14

Практическая работа №15

Практическая работа №16

Тема 3.3. «Частота сердечных сокращений»

Цель:определить зависимость пульса от физических нагрузок.

Задания:

1. Измерить пульс в состоянии покоя (проделать это 5-6 раз и найти среднее арифметическое значение). Результат зафиксировать.

2.Сделать 20 приседаний в среднем ритме. Быстро сесть на стул и подсчитать число пульсовых ударов за 10 с сразу после нагрузки, затем спустя 30, 60, 90, 120, 150, 180 с. Все результаты занести в таблицу.

3. На основании полученных данных построить график. Определить , во сколько раз увеличится частота сердечных сокращений после 20 приседаний.

4. Определить по графику, за какое времени ЧСС возвращается к норме

5. Сформулировать рекомендации по профилактике заболеваний сердечнососудистой системы.

6. Подобрать упражнения, укрепляющие кровеносные сосуды.

Список используемых источников

1. Сапин, М.Р., Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма) [Текст]: учебник для СПО /М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – М., 2005.

2. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека [Текст]: учеб.пособ. /Н.И. Федюкович.– М., 2003.

3. Рохлов,В.С., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека [Текст]: Учеб.пособ. /Н.И. Федюкович. – М., 2000.

4. Пульс [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://survincity.ru/2012/01/puls/

Практическая работа №17

Практическая работа №18

Практическая работа №19

Практическая работа №20

Практическая работа №21

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

Домашние контрольные работы

для студентов 1 курса 1 семестр

Учебный год

Вариант №1

Тема: Анатомия, физиология и гигиена как науки.

Задания теоретического характера.

1. Определите предмет и задачи изучения анатомии, физиологии и гигиены.

2. Раскройте особенности методов исследования организма человека.

3. Дайте характеристику организму как единому целому.

Задание практического характера.

1. Составьте план проведения антропометрических исследований детей дошкольного возраста.

Рекомендуемая литература

1. Сапин, М.Р., Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма) [Текст]: учебник для СПО /М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – М., 2005.,с. -12.

2. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека [Текст]: учеб.пособ. /Н.И. Федюкович.– М., 2003., с -5.

Вариант №2

Задания теоретического характера

1. Определить основные закономерности роста и развития.

2. Дать понятие «гомеостаз».

3. Охарактеризовать процессы гуморальной и нервной регуляции.

Задание практического характера.

1. Измерьте основные антропометрические показатели развития ребёнка.

2. Определите значение проведения антропометрических измерений.

Рекомендуемая литература

1. Сапин, М.Р., Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма) [Текст]: учебник для СПО /М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – М., 2005.,с. -17.

2. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека [Текст]: учеб.пособ. /Н.И. Федюкович.– М., 2003., с -23.

Вариант №3

Задания теоретического характера

1. Определите значение и общий план строения нервной системы.

2. Опишите строение нейрона.

3. Раскройте строение спинного мозга.

Задание практического характера.

1. Определите функции вегетативной нервной системы.

Рекомендуемая литература

1. Сапин, М.Р., Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма) [Текст]: учебник для СПО /М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – М., 2005.,с. -45.

2. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека [Текст]: учеб.пособ. /Н.И. Федюкович.– М., 2003., с -56.

Вариант №4

Задания теоретического характера

1. Раскройте строение головного мозга.

2. Охарактеризуйте функции отделов головного мозга.

Задание практического характера.

1. Определите функции отделов головного мозга.

Рекомендуемая литература

1. Сапин, М.Р., Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма) [Текст]: учебник для СПО /М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – М., 2005.,с. -47.

2. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека [Текст]: учеб.пособ. /Н.И. Федюкович.– М., 2003., с -60.

3. Рохлов,В.С., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека [Текст]: Учеб.пособ. /Н.И. Федюкович. – М., 2000.

4. Строение нервной системы [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.e-anatomy.ru/

Вариант №5

Задания теоретического характера

1.Определите понятие рефлекса как основы нервной деятельности.

2.Дайте характеристику свойствам нервной системы: возбуждению, торможению, иррадиации, индукции.

3.Определите значение условных и безусловных рефлексов.

Задание практического характера.

1. Определите уровень развития кратковременной памяти у ребёнка 6-7 лет.

2. Определите уровень логического мышления у взрослого человека.

Рекомендуемая литература

1. Сапин, М.Р., Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма) [Текст]: учебник для СПО /М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – М., 2005.,с. -53.

2. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека [Текст]: учеб.пособ. /Н.И. Федюкович.– М., 2003., с -61.

3. Рохлов,В.С., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека [Текст]: Учеб.пособ. /Н.И. Федюкович. – М., 2000.

4. Строение нервной системы [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.e-anatomy.ru/

Вариант №6

Задания теоретического характера

1.Дайте понятие типов высшей нервной деятельности.

2. Охарактеризуйте торможение условных рефлексов как основу поведения.

Задание практического характера.

1. Определите тип высшей нервной деятельности у ребёнка 6-7 лет.

Рекомендуемая литература

1. Сапин, М.Р., Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма) [Текст]: учебник для СПО /М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – М., 2005.,с. -59.

2. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека [Текст]: учеб.пособ. /Н.И. Федюкович.– М., 2003., с 68.

3. Рохлов,В.С., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека [Текст]: Учеб.пособ. /Н.И. Федюкович. – М., 2000.

4. Типы высшей нервной деятельности у детей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.braintools.ru/article/9562

Вариант №7

Задания теоретического характера

1. Охарактеризуйте физиологические механизмы сна и бодрствования.

2. Определите гигиенические требования к организации сна ребёнка.

Задание практического характера.

1. Составьте режим дня для ребёнка 3-7 лет.

Рекомендуемая литература

1. Сапин, М.Р., Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма) [Текст]: учебник для СПО /М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – М., 2005.,с. -67.

2. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека [Текст]: учеб.пособ. /Н.И. Федюкович.– М., 2003., с 74.

3. Рохлов,В.С., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека [Текст]: Учеб.пособ. /Н.И. Федюкович. – М., 2000.

4. Гигиена сна [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://all-gigiena.ru/

Вариант №8

Задания теоретического характера

1. Дайте характеристику типов ВНД у детей по классификации Красногорского.

2.Определите гигиенические требования к организации занятий в дошкольных учреждениях.

Задание практического характера.

1. Составьте гигиенические требования к организации физкультурного занятия для детей 6-7 лет.

Рекомендуемая литература

1. Сапин, М.Р., Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма) [Текст]: учебник для СПО /М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – М., 2005.,с. -59.

2. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека [Текст]: учеб.пособ. /Н.И. Федюкович.– М., 2003., с 68.

3. Рохлов,В.С., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека [Текст]: Учеб.пособ. /Н.И. Федюкович. – М., 2000.

4.Требования к приему детей в дошкольные организации, режиму дня и учебным занятиям [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.menobr.ru/materials/348/4785/

Вариант №9

Задания теоретического характера

1. Раскройте строение скелета.

2. Определите виды соединения костей в скелете.

3. Дайте характеристику возрастным изменениям скелета.

Задание практического характера.

1. Определите состояние стопы у ребёнка 3-7 лет.

2. Определите гигиенические требования к организации двигательного режима ребёнка.

Рекомендуемая литература

1. Сапин, М.Р., Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма) [Текст]: учебник для СПО /М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – М., 2005.,с. -78.

2. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека [Текст]: учеб.пособ. /Н.И. Федюкович.– М., 2003., с -89.

3. Рохлов,В.С., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека [Текст]: Учеб.пособ. /Н.И. Федюкович. – М., 2000.

4. Условия воспитания правильной осанки детей в дошкольном учреждении [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://vscolu.ru/articles/usloviya-vospitaniya-pravilnoj-osanki-detej-v-doshkolnom-uchrezhdenii.html

Вариант №10

Задания теоретического характера

1. Опишите строение скелетных мышц.

2. Дайте характеристику возрастным изменениям скелетной мускулатуры.

Задание практического характера.

1. Определите состояние осанки у ребёнка 3-7 лет.

2. Определите гигиенические требования к подбору мебели и спортивного оборудования

3.Сформулируйте требования к двигательному режиму ребёнка дошкольного возраста.

Рекомендуемая литература

1. Сапин, М.Р., Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма) [Текст]: учебник для СПО /М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – М., 2005.,с. -81.

2. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека [Текст]: учеб.пособ. /Н.И. Федюкович.– М., 2003., с -96.

3. Рохлов,В.С., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека [Текст]: Учеб.пособ. /Н.И. Федюкович. – М., 2000.

4. Условия воспитания правильной осанки детей в дошкольном учреждении [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://vscolu.ru/articles/usloviya-vospitaniya-pravilnoj-osanki-detej-v-doshkolnom-uchrezhdenii.html

Вариант №11

Тема: Сенсорные системы

Задания теоретического характера

1. Дайте характеристику строения зрительного анализатора.

2.Определите виды отклонений в работе зрительного анализатора

Задание практического характера.

1. Сформулируйте гигиенические правила сохранения зрения.

Рекомендуемая литература

1. Сапин, М.Р., Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма) [Текст]: учебник для СПО /М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – М., 2005.,с. -121.

2. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека [Текст]: учеб.пособ. /Н.И. Федюкович.– М., 2003., с 146.

3. Рохлов,В.С., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека [Текст]: Учеб.пособ. /Н.И. Федюкович. – М., 2000.

4. Гигиена зрения и слуха [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://vitaportal.ru/lechenie-i-profilaktika/pravila-gigieny-zreniya-i-sluha.html

Вариант №12

Наши рекомендации