Анкета-опросник (для родителей)
1. Фамилия, имя, возраст ребенка.
2. Болел ли ребенок в раннем детстве (до 3 лет): менингитом, скарлатиной, паротитом, краснухой, отитом, гриппом; получал ли ототоксические лекарства (антибиотики аминогликозидного ряда: канамицин, гентомицин, стрептомицин, мономицин, тобромицин, неомицин; фуросемид, аспирин, хинин)?
3. Отмечались ли жалобы на боль или неприятные ощущения в ушах?
4. Часто ли у ребенка бывает насморк (затяжной, осложненный)?
5. У Вашего ребенка затруднено носовое дыхание?
6. Сон ребенка беспокойный (разговаривает, скрежещет зубами)?
7. Отмечается скачкообразное, задержанное речевое развитие?
8. Часто ребенок переспрашивает?
9. Следит ли ребенок за артикуляцией говорящего («смотрит в рот» )?
10. Есть ли у Вас близкие родственники с нарушением слуха?
11. Ребенок слушает телевизор, магнитофон при громком звучании ?
12. Отмечается ли пониженная чувствительность к громким звукам?
13. Проводилось ли аудиометрическое исследование слуха?
Заполнение бланка анкеты предполагает два вида ответов: утвердительный и отрицательны и за исключением 1-го пункта).
Затем логопед проводит качественный анализ результатов:
- указания родителями на перечисленные инфекционные заболевания у детей; частый, затяжной или осложненный ринит, затрудненное носовое дыхание, беспокойный сон отягощенный наследственный анамнез (вопросы 2, 3, 4, 5,6, 10) - повод для обращения к лор-врачу для обследования ребенка на наличие аденоидов, воспаления среднего уха, Евстахиевой трубы, что может привести к снижению слуха;
- если родителями отмечается, что ребенок часто переспрашивает, следит глазами за артикуляцией говорящего, слабо реагирует на громкие, резкие звуки, очень громко разговаривает, его речь развивается с задержкой (вопросы 7, 8, 9, 11, 12), то необходимо срочно провести аудиометрическое' исследование для выяснения степени и характера, как правило, уже имеющегося снижения слуха.
Также следует провести наблюдения за реакциями ребенка в различных коммуникативных ситуациях. Цель наблюдения заключается в выявлении специфических реакций при восприятии устной речи. У детей с минимальным нарушением слуховой функции можно отметить мимику напряженного вслушивания, частое переспрашивание, зрительный контроль артикуляции говорящего. Собственная речь детей при таком нарушении характеризуется невыразительностью, монотонностью. У многих отмечается тихий голос, часто с носовым оттенком. В ситуациях непринужденного общения, например со сверстниками, тихий голос обычно сменяется чрезмерно громким, доходящим до крика.
Выявление у ребенка факторов риска по минимальному снижению слуха обусловливает дальнейшее тщательное исследование состояния его слуховой функции. Хотя важно заметить, что факторы риска могут отмечаться не у всех детей с нарушением слуховой функции, поэтому обследование слуха с помощью педагогических методик логопеду следует проводить у всех детей, имеющих нарушение речи.
Непосредственное обследование слуха
Обследование слуха речью
Наиболее доступным и простым методом обследования слуха является речь разговорной и шепотной громкости. Данное обследование проводится в тихом помещении, длина которого должна быть не менее 6 м, т.к. при нормальном слухе шепотная речь различается на расстоянии 6 м. При невозможности проведения обследования слуха в просторном помещении, можно поставить ребенка спиной к логопеду, что позволит вдвое сократить расстояние (до 3 м), с которого произносятся тестовые слова.
Исследуются отдельно правое и левое ухо, поэтому ребенок располагается к логопеду вначале правым боком, затем - левым, Т.е. находится в максимально удобном для слухового восприятия положении. Для достоверности исследования нужно провести «заглушение» не исследуемого уха, Т.е. плотно закрыть наружный слуховой проход влажным пальцем ребенка или ватным тампоном. При обследовании слуха разговорной речью слова произносят разборчиво, в нормальном темпе. Произнесение слов шепотом осуществляется на резервном воздухе (после выдоха) в целях уравнивания интенсивности шепота.
Дошкольникам предъявляются хорошо знакомые простые слова, сначала с «разговорной,> громкостью, а затем - шепотной, с расстояния в 6 м. Расстояние постепенно сокращается до того, на котором слова воспринимаются безошибочно. Для проверки слуха используют слова, включенные в специально разработанные Л.В. Нейманом и А.М. Ошеровичем детские таблицы. У школьников слух обследуется с помощью списков слов, предложенных Л.В. Нейманом и Н.Б. Покровским.
Выбор методики обследования слуха зависит от уровня владения ребенком речью: названные педагогом хорошо знакомые ребенку слова либо повторяют, либо показывают их изображения (картинки).
Отраженное воспроизведение обследуется с помощью низкочастотных и высокочастотных слов (из списков Л.В. Неймана). Например:
Низкочастотные слова:
Вова, дом, окно, ухо,
море, рыба, волк, дым,
булка, кукла, утка, молоко, лампа и др.
Высокочастотные слова:
Саша, часы, шишка, чай, спичка,
чижик, шашка, зайчик, чашка и др.
При выраженном недоразвитии экспрессивной речи ребенку предлагают показывать картинки, названия которых он услышал (из таблиц А.М. Ошеровича):
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII |
Мальчик Коза Уточка Ворона Слон Цыпленок | Зайчик Мыло Рейка Бабочка Цветок Кошечка | Лампочка Шубка Мячик Калоши Утюг Барабан | Гребешок Кукла Птичка Белочка Мишка Лошадка | Яблоко Волк Мишка Корова Жучок Шарик | Поросенок Лыжи Котенок Машина Утята Арбуз | Карандаш Петух Рыбка Девочка Лягушка Чашка | Курочка Щетка Веник Собачка Труба Поезд |
После проведения обследования слуха методом речи разговорной громкости и шепота проводится анализ полученных результатов. Анализ заключается в определении расстояния, с которого ребенок слышит шепотную и разговорную речь, и сравнении его с первоначальным (6 м). Сигналом тревоги является - восприятие ребенком даже части слов на расстоянии менее 6 м. :Как правило, у детей с минимальным снижением слуха различительный порог шепотной речи соответствует 3-4 м.
Нужно также соотнести расстояния, с которых ребенок разборчиво воспринимал разговорную речь и шепот, и частотную характеристику лучше различаемых слов (высокочастотных - низкочастотных). Эти данные являются показательными при дифференциации нарушений звукопроведения и звуковосприятия. При нарушении звукопроведения разница в восприятии речи шепотной и разговорной громкости незначительна; легче различаются высокочастотные слова. При нарушении звуковосприятия разница в расстоянии существенна; лучше узнаются низкочастотные слова.
Кроме вышеописанного метода, состояние слуховой функции целесообразно исследовать инструментальными методами - камертональным и скрининговой аудиометр (микроаудиометром-отоскопом типа AlldioScope 3, США).
Обследование слуха камертональным методом
Для определения характера нарушения слуховой функции проводятся камертональные пробы Вебера и Ринне. Используются низкочастотные камертоны (медицинские или музыкальные).
При проведении пробы Вебера звучащий камертон ставят на середину темени, и ребенок отвечает, слышит ли он звук камертона в обоих ушах (в середине темени) или только в одном ухе. При нормальном или одинаковом слухе на оба уха (даже при снижении остроты слуха) латерализации (смещения звукового образа) не происходит (W). При поражении звукопроводящего аппарата звук камертона латерализуется в сторону хуже слышащего уха (w ). При поражении звуковоспринимающего аппарата звук кaмepтoнa латерализуется в сторону нормально (или лучше) слышащего уха.
Для уточнения результатов пробы Вебера осуществляется сравнение воздушной и костной проводимости для одного И того же уха с помощью опыта Ринне. С этой целью ножку возбужденного (звучащего) камертона устанавливают на сосцевидный отросток, Т.е. за ухом. После того как ребенок перестал слышать звучание по кости, камертон переносят перпендикулярно слуховому отверстию и удерживают на расстоянии 2 см до тех пор, пока слышится его звучание. При здоровом ухе или поражении звуковоспринимающего аппарата воздушная проводимость преобладает над костной (R+). Преобладание же костной проводимости над воздушной характерно для заболевания звукопроводящего аппарата (R-). Если воздушная и костная звукопроводимость одинаковые, то имеет место нарушение слуха смешанного характера.
При оценивании состояния слуховой функции ребенка, результаты проб Вебера и Ринне соотносятся:
- преобладание костной проводимости над воздушной (R-) при отсутствии латерализации (WI) отмечается при двустороннем симметричном нарушении слуховой функции по типу звукопроведения (кондуктивное);
- укороченная воздушная звукопроводимость по сравнению с костной при наличии латерализации позволяет предположить одностороннее снижение слуха (или более выраженное на стороне латерализации) также по типу звукопроведения: при одностороннем кондуктивном нарушении: W-,; (больное ухо), R-;
- преобладание воздушной проводимости над костной при наличии латерализации позволяет подозревать у детей наличие одностороннего нейросенсорного нарушения: W-,; (здоровое ухо), R+;
- отсутствие латерализации и преобладание воздушной проводимости над костной позволяет предположить нормальный слух или двустороннее нарушение звуковосприятия: WI, R+;
- одинаковые, но укороченные воздушная и костная проводимость при отсутствии латерализации позволяют предположить двусторонний смешанный характер нарушения слуховой функции: WI, R
Обследование слуха методом скрининговой аудиометрии
Осуществляется с помощью микроаудиометра-отоскопа типа AudioScope 3, США. С помощью отоскопа осматривается наружное ухо и барабанная перепонка, что позволяет установить возможные причины снижения слуха: обтурацию слухового прохода серными пробками, воспаление барабанной перепонки, втянутость барабанной перепонки.
При обследовании слуха отсутствие реакции (например, «слышу,» ребенка на низкочастотные и среднечастотные сигналы (500, 1000, 2000 Гц) при интенсивности 20 дБ позволяет предположить наличие у него минимального снижения слуха кондуктивного типа (нарушение звукопроведения). При регистрации реакций на низкочастотные тоны и отсутствии реакции на высокочастотный сигнал (4000 ГЦ) можно думать о нейросенсорном снижении слуха (нарушении звуковосприятия).
Результаты обследования фиксируются в «Слуховом паспорте».
III. Обследование состояния языковых систем (фонетической, фонематической, лексической и грамматической) осуществляется по методикам, предложенным Р.Е. Левиной, А.Р. Лурия, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Н.А. Чевелевой, Л.Ф. Спировой, А.В. Ястребовой и др.
Выбор методики обследования и отбор вербального материала должен соответствовать возрастным возможностям ребенка.
В процессе обследования речи логопедом отмечаются специфические ошибки, типичные для детей с минимальным снижением слуха.
Перед этим обследованием с ребенком проводится короткая беседа о его семье, друзьях, любимых игрушках, в процесс е которой устанавливается контакт с ребенком, создается общее представление об особенностях звуковой и интонационной сторонах речи. В процессе беседы выявляется также, как отличается голос ребенка по силе и звонкости, наличие назального оттенка. Определяется темп речи(средняя скорость речи в русском языке - от 3 до 5 слогов в секунду), наличие запинок. Отмечается интонационная выразительность речи или ее монотонность, использование восходящих и нисходящих мелодических интервалов в ситуациях вопроса или побуждения, богатство голосовых оттенков (тембровая выразительность).
После установления контакта следует перейти к детальному изучению умений ребенка пользоваться языковыми средствами.
Обследование фонетической и интонационной систем языка включает звукопроизносительные умения, слого- ритмическую структуру слов, словесное и логическое ударение, семантику темпа, тембра и мелодики.
Состояние звукопроизношения рассматривается в двух тесно связанных между собой аспектах: артикуляционном и фонологическом. Артикуляционный аспект направлен на выявление особенностей образования звуков речи ребенком и функционирования органов артикуляции в момент речи. Фонологический аспект позволяет выявить умения различать речевые звуки в различных фонетических условиях.
Выделяют следующие звукопроизносительные параметры: характер произношения звуков (пропуск, искажения, замены, смешение); переключаемость артикуляционных движений.
Для определения характера произнесения звуков речи исследуется про из ношение гласных и согласных звуков (свистящих, шипящих, аффрикат, сонорных, твердых - мягких, глухих - звонких) в постепенно усложняющихся фонетических условиях: сначала в изолированном положении, затем в слогах, словах и предложениях. Звуки для отраженного воспроизведения предъявляют сучетом контрастности артикуляции: сначала повторяют звуки, резко отличающиеся по артикуляционному укладу, затем – более близкие.
Исследуется как отраженное, так и самостоятельное произношение звуков в словах и фразах (используется иллюстративный материал). Для этого предлагаются задания на воспроизведение слов различной по сложности слоговой структуры, включающие проверяемые звуки, а также предложения, насыщенные этими звуками. Например, произношение сонорных звуков (м, м', н, н', л, л',р,р', j) исследуется изолированно, в слогах, словах (нора, маляр, рельсы, Рояль, моря~, лейка, тарелка, кролик, крылья, пропеллер и т.д.), предложениях ( Л ара разбила тарелку ; Маляр красит ларек; Нина поливает клумбу).
Произнесение детьми языкового материала нужно фиксировать с помощью звукозаписи на магнитную пленку, а также в «Речевых картах,) и индивидуальных тетрадях детей.
В процессе анализа звукопроизношения наличие пропусков и искажений звуков оценивается как фонетический дефект, т.к. такой характер нарушений обусловливается, в первую очередь, оральной апраксией или диспраксией, вызванной органическими повреждениями (аномалиями нёба, прикуса, зубного ряда, подъязычной связки) или денервацией артикуляционного аппарата.
Осмотр артикуляционного аппарата позволяет обнаружить не грубые органические нарушения строения прикуса, зубного ряда, укороченную подъязычную связку.
Обследование функционирования артикуляционного аппарата дает возможность выявить расстройства, характерные для дизартрии:
- недостаточность иннервации мимической мускулатуры, обнаруживаемой в асимметричности или неумении выполнить оскаливание, нахмуривание бровей, надувание щек, наморщивание лба, зажмуривание;
- паретичность языка и мягкого неба, проявляющиеся в нарушении тонуса, трофики их мышц, малом объеме движений; - саливацию; - оральную диспраксию (недостаточность точности и переключаемости при выполнении серий артикуляционных движений при повторении слоговых рядов).
Наличие замен и смешений звуков в произношении классифицируется как проявление несформированности фонематического восприятия. Отмечается характер замен и смешений (неустойчивый, гетерогенный): замены и смешения искаженно произносимых звуков, пропускаемых И правильно артикулируемых звуков.
Фонетически правильная речь включает звукопроизносительные умения, а также соблюдение ударности и сохранение слоговой структуры слов. Использование ударности и слоговой структуры слов проверяется с помощью следующих заданий:
- отстучать количество слогов в словах различной сложности
с акцентуацией на ударном слоге;
- угадать, какой из предъявленных картинок соответствует
заданный ритмический рисунок;
- назвать картинки, наименования которых представляют собой двух- и трехсложные слова без стечения согласных (нога, часы, рука, машина, голова, топор и т.д.), многосложные слова и слова со стечением согласных (велосипед, аквариум, милиционер, строительство, часовщик и др.);
- повторить за логопедом предложения с большой концентрацией сложных слов.
Для определения сформированности дистинктивной (смыслораличительной) функции словесного ударения детям предлагается определить называемые логопедом парные картинки, ориентируясь на изменение ударения в словах (кружки - кружки, замок - замок, полки - полки, полы - полы, село – село).
При анализе результатов выполнения указанных задании важно обратить внимание на неадекватное использование ударения ребенком в простых словах, на нарушения ритмического рисунка слов, проявляющиеся не только в про пуске срединных слогов слов, но и в отсутствии первых и/или последних безударных слогов ( «махи» - «машина», «ма» - «бумага»). Следует отметить, проявляется ли нарушение звуконаполнения слов только в многосложных или и в пpостых по своему составу словах; прослеживается ли зависимость звуконаполнения слов от частоты (низкой, средней, высокой) формант, составляющих слово.
Средством выражения эмоционально-смыслового содержания речи является интонация. Интонационная система объединяет ритм, темп, мелодику и тембр речи. Обследование интонационной стороны речи проводится с помощью заданий, направленных на выявление умений изменять высоту, силу, тембр голоса в связи со смысловым и эмоциональным содержанием речи: выражать эмоции страха, радости, боли с помощью частиц « а», « ах!», « ой!»; озвучивать героев сюжетной картинки; рассказывать стихотворение тихим – громким голосом. Отмечается, умеют ли дети выразить эмоционально-смысловое содержание высказывания с помощью изменений интонационных характеристик (темпа, мелодики, силы, тембра).
Изучение фонематической системы языка включает обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и фонематических представлений.
При проверке восприятия речевых звуков на слух важно исключить возможность артикулирования, т.к. неправильное проговаривание может негативно повлиять на качество ответов детей. Для этого предлагается удерживать между зубами легкие предметы: счетную палочку, деревянный шпатель. Большинство заданий направлено на узнавание и различение оппозиционных звуков в слогах, словах, фразах, а не на их воспроизведение.
Различение оппозиционных групп звуков проводится по условно рефлекторной методике: в случае называния логопедом слога или слова, включающего определяемый звук в слове, ребенок должен выполнить условнорефлекторное действие (хлопнуть, поднять рукy).
Также предъявляются задания на повторение слоговых рядов и сочетаний односложных слов, состоящих из правильно произносимых звуков (па-ба-па, да-да-та, ка-ха-ха; бок-ба к-бык, дом-кат-год, кот-ток-тук и т.д.).
Состояние процесса фонематического анализа определяется: с помощью задании, направленных на выделение первого и последнего звука в слове (гласного и согласного).
Фонематические представления обследуют в процессе отбора из множества картинок тех, названия которых включают искомый звук, а также придумывания слов на заданный звук.
Неправильная артикуляция и слуховая дифференциация многих звуков негативно влияют на формирование словесных образов.
Обследование лексической системы языка включает состояние пассивного и активного словарного запаса, представленность в словаре основных частей речи (существительных, глаголов, прилагательных, наречий, местоимений, числительных). Понимание и воспроизведение слов изучают параллельно. Вербальный материал следует подбирать с учетом фонетической и семантической близости названий.
При проверке конкретной лексики детям предлагается показывать и называть предметные картинки, действия, количество предметов, И:JF, качества по вопросам «КТО?», «ЧТО?», «что делает?», «:Какой?», «какая?», «какое?», «сколько?». В этих целях можно использовать набор картинок, подобранных по фонетическому (конфеты - конверты, жарить - варить, куст - кисть и т.д.), тематическому (игрушки, овощи, фрукты, одежда, обувь, посуда, мебель, животные, птицы, транспорт, геометрические формы и т.д.) И ситуативному (стройка, магазин, больница, почта т.д.) признакам. Кроме наименования целых предметов, нужно показать и назвать части некоторых предметов (например, стула, чайника).
Для обследования понимания и использования абстрактных значений слов используют приемы подбора:
- антонимов к прилагательным (большой, чистый, веселый, больной, холодный, прямой, длинный и т.д.), наречиям (широко, высоко, холодно, мокро, светло, далеко и т.д.), глаголам (идет, мнет, плачет, разговаривает, отрывает, трудится), существительным (дружба, день, война, соль);
- синонимов (труд, храбрость, печаль; радоваться, выигрывать, ходить; сильный, честный, холодный);
- омонимов (ручка, носик, ножка, шляпка, лист);
- общих категориальных понятий: назвать одним словом ряд видовых понятий, имеющих однородные признаки (мебель, птицы, транспорт и т.д.); самостоятельно продолжать называть начатый экспериментатором ряд предметов (груша, слива, мандарин...; ворона, дятел, голубь... и т.д.); угадать предмет по описанию (круглый, красный, сочный, кисло-сладкий, растет на кустике в огороде - помидор и т.п.),
Способность употребления слов в различных видах коммуникативной деятельности изучается в процесс е корректирования ошибочного употребления логопедом слова в предложении (например: искусственный мастер соткал красивый ковер. В зале раздался заразный смех); самостоятельного составления предложении с заданным словом; заканчивания предложения путем выбора слова из ряда предложенных или самостоятельного добавления слова (Сирень." [расцветает, рассветает].; Утром... сильный дождь... [шел, бежал, лил]; Пластилин мягкий, а камень...; Лес бывает густой и... т.д,),
Анализируя результаты, важно определить наличие разницы в объеме пассивного и активного словаря. У детей с минимальным снижением остроты слуха эта разница незначительна, что можно объяснить нечеткостью восприятия на слух многих словоформ и формированием не адекватных языку словесных образов (сапоги - «са », коза - «га», косы - «коси», белая - «бёва», красный - «касинь», чистит - «ти» и т.д.). Также следует отметить:
наблюдаются ли уподобление и смешение значений акустически похожих слов («цех» - цирк; «пахуч» - похож; «Два гриба несу я белых для моих соседок белых» (белок) и т.д.); контаминации («с восходом» - сосхода, «подогрела чайка чайник...» - потоела тяйката);
раздельное произнесение слова («Строители построили дом». - Стоите ли постоили до.);
упрощение наречий («Мальчик бросает мяч перед»); указательных и притяжательных местоимений («этот» - тот, «столько» - только, «свой» - твой).
Лексическая система тесно связана с грамматической системой языка, включающей словообразование, словоизменение, синтаксическое конструирование.
Обследование грамматического строя включает понимание и воспроизведение (образование) следующих категорий:
- множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (мост, дом, стул, ведро, воробей, пчела, ухо, утенок) и глаголов (рисует, поливает, пьет, бежит, рубит );
- уменьшительно-ласкательной формы существительных (дом, стул, елка, гриб, Женя, Костя);
- падежных форм существительных (закончить словосочетания или предложения показом и называнием предметной картинки: режут ...ножом; Коля рубит дрова ...топором; Мальчик нарисовал ...машину; стакан ...сока);
- предложно-падежных форм (па столе, со стола, с руки, под стулом, за спиной, из-за спины и т.д.);
- разноприставочных глаголов (шел, летел, ехал);
- глаголов, образованных от звукоподражаний (ква - квакает; пи - пищит; му - мычит и т.д.);
- согласование прилагательных с существительными в числе, роде, падеже (красный, синий); .
- образование относительных прилагательных (сумка Из кожи - ...; матрешка из дерева - ...; стакан из стекла - …;ручка из пластмассы - ...; шуба из меха - ...; сок из клюквы- ...).
- образование притяжательных прилагательных (путем ответов на вопросы («чей хвост?», , «чей дом?,»;
- согласование числительных (один - пять) с существительными (ухо, помидор, стул, кукла, ручка).
Понимание логико-грамматических структур выявляется с помощью следующих приемов:
- выполнить действия с предметами, ориентируясь на флективные отношения (показать ключом карандаш, ключ - карандашом);
- установить связи в инвертированной фразе (показать на картинке: «Кто драчун, если Петю ударил Коля?,>; «Где Света, если Оля выше Светы?,> );
- определить, какое предложение правильное (например, «Коза принесла корм девочке,>; «Козе принесла корм девочка,> ).
Навыки синтаксического конструирования проверяются:
с помощью составления предложений по картинкам, на которых изображены одно или несколько действующих лиц; исправления неверно составленных экспериментатором предложений;
составления предложений по опорным словам (деформированные предложения).
Наиболее наглядно владение лексико-грамматическими категориями и связями проявляется в связной речи. Понимание смысловых связей текста, в том числе скрытых, грамматических отнoшeний и умение последовательно воспроизвести услышанное обследуются при пересказе короткого текста, прочитанного логопедом два раза (например, «Умная галка», или «Страшный сон,»).
Состояние экспрессивной самостоятельной речи определяется по умению составить рассказ по сюжетной картинке и серии картинок, объединенных одним сюжетом (например, «Кошка И мышка», «Курицa и цыплята», «Нашли ежа,»).
При анализе ответов детей важно отметить:
- употребление в родительном и дательном падежах существительных множественного числа окончания «-ах,> (белках, пальцах, столах т.п.);
- наличие замен совершенного вида глагола несовершенным («Вова слил воду», - Вова лил воду.);
упрощение, смешение аффиксов (январский день - «январский день»; завязала - «звизала»; «Мальчик перешел дорогу». - «Мальчик пришел дорогу,»);
добавление лишних звуков и слогов к префиксам ( «подхлопочет» , «подпиметала»);
пропуски, упрощения и замены предлогов в зависимости от частотного состава составляющих их формант;
- значительное затруднение понимания сложных логико0грамматических конструкций («Коля побит Петей», «братья отца,> и т.д.);
- неумение передать логику последовательности событий, скрытый смысл при пересказе, составлении рассказа по серии сюжетных картин.
IV. Обследование слухового внимания и слуховой памяти
Изучение состояния (объема и концентрации) слухового внимания проводится с помощью модифицированного варианта методики «Корректурная проба».
Детям среднего дошкольного возраста предлагается выполнить условнорефлекторное движение на услышанный гласный звук [А] при воспроизведении таблицы логопедом с межзвуковым интервалом в 1 с:
- при назывании экспериментатором гомогенных (гласных) звуков;
- при чтении экспериментатором гетерогенной таблицы, включающей гласные и согласные звуки.
Детям старшей и подготовительной групп предлагается прослушать с помощью магнитофона (диктофона) гетерогенную звуковую таблицу, включающую гласные и согласные звуки, при их воспроизведении со звуко-временным интервалом 0,5 с, и выполнять условнодвигательную реакцию на:
- гласный звук [А];
- согласный низкочастотный звук [М] (при легкой кондуктивной тугоухости или согласный высокочастотный звук [С] (при незначительной нейросенсорной тугоухости).
Объем слухового внимания определяется количеством прослушанных и воспринятых ребенком сигналов и в норме составляет 400 знаков и выше (для детей б лет). Объем слухового внимания у Детей с ОНР:
- в четырехлетнем возрасте в среднем составляет 12,5 знаков при небольшом снижении слуха и 1б знаков при нормальной остроте слуха;
- у детей пятилетнего возраста - 77 знаков при небольшом снижении и слуха и 105 знаков при нормальной остроте слуха;
- у детей шестилетнего возраста - 270 знаков при небольшом снижении слуха и 299 знаков при нормальной остроте слухе.
Концентрация слухового внимания определяется по количеству сделанных ошибок. При нормальной концентрации внимания ребенок в б-летнем возрасте допускает не более 10 ошибок на 400 знаков.
Изучение слуховой памяти можно проводить с помощью методики « Заучивание слов » (А.Р. Лурия), адаптированной к детскому возрасту (С.Я. Рубинштейн). Детям предлагается запомнить ряд слов, количество которых превышает возможности запоминания 10 слов. Для этого подбирают односложные и двухсложные слова, семантически не связанные друг с другом и знакомые детям (хлеб, лес, стул, окно, вода, брат, мед, игла, конь, гриб). После прослушивания ребенок должен воспроизводить слова в произвольном порядке. Процедура повторяется 5-10 раз (в зависимости от возраста ребенка). Показатели результатов каждого опыта фиксируют в протоколе.
Обращается внимание на неспособность ребенка повторить некоторые из предъявляемых слов после их однократного повторения логопедом, на быстрое истощение при выполнении задания и отказе его выполнять.
После полного обследования речи и слуха детей необходимо проанализировать его результаты в целом и вынести обоснованное, точное заключение. Для упрощения сопоставительного анализа данные обследования отдельных параметров слухо-речевой деятельности следует фиксировать в специальной селективно-диагностической анкете.
Селективно-диагностическая анкета состоит из трех взаимосвязанных блоков и включает 30 вопросов, по своей сути охватывающих обследование всех сторон речи, а также учитывающих возможныe факторы риска возникновения сочетанных расстройств речи и легкого снижения слуха.
Ответы на вопросы фиксируют на бланке в утвердительной (1 балл) или в отрицательной (О баллов) форме. Количественная обработка данных заключается в суммировании баллов. К рассмотрению и обработке принимаются только те анкеты, в которых есть утвердительный ответ хотя бы на один из вопросов: 7; 8; 10; 11; 12.
Результат более 15 баллов позволяет предположить наличие у ребенка сочетанного нарушения речевой и слуховой функций.
Данные обследования слуха и речи должны быть дополнены наблюдениями в целях дифференциальной диагностики периферических и центральных расстройств слуха при различных речевых нарушениях. Это позволит своевременно определить необходимость медицинского воздействия и эффективные методы коррекционной речевой работы. Диагностика нарушений слуховой функции, проведенная логопедом, носит ориентировочный характер.
Следует подчеркнуть важность обследования слуха с помощью педагогических методик всех детей, обучающихся в речевых детских садах и школах, а при первом же подозрении на нарушение слуха ребенка необходимо направлять на углубленное обследование в сурдологический кабинет для определения окончательного заключения.
АНКЕТА
Дата обследования _________________ , учреждение ________________
Фамилия, имя _____________________, возраст ___________
Общая часть Да Нет
Биологический анамез:
- Осложненная беременность матери (угроза выкидыша, токсикозы, нефропатия, вирусные заболевания).
- Патологические роды (преждевременные, стремительные, затяжные, наложение щипцов).
- Патология раннего неонатального периода (недоношенность, асфиксия, гипоксия).
- Заболевания в раннем детстве (менингит, краснуха, ветряная оспа, корь, паротит, коклюш, скарлатина, грипп, частые ОРЗ, черепно-мозговые травмы), лечение ототоксическими антибиотиками.
- Наследственная патология (наличие близких родственников со снижением слуха).
6. Заключение психоневролога: интеллект в норме.
Данные отолиноларинголога:
Отмечались воспалительные заболевания среднего уха, носоглотки (отиты, тубоотиты, аденоиды, хронические риниты, аллергические риниты). Отмечалось нарушение слуховой функции.
Заключение логопеда:
Значится один из диагнозов - ЗРР, ОНР, сенсорная алалия, дисграфия, ринолалия, дизартрия.
П. Специальная часть
1. Ребенок не слышит низкочастотные слова (Вова, дом, окно, ухо, волк, дым, город, мыло, лампа, ум), произнесенные шепотом на расстоянии 6 м.
2. Ребенок не слышит высокочастотные слова (Саша, часы, шишка, чай, спичка, чижик, чашка, птичка, зайчик, щи), произнесенные шепотом на расстоянии 6 м.
3. Прослеживается явный контроль за артикуляцией говорящего, повторы, повороты одним ухом или наклоны головы к говорящему, напряженная мимика вслушивания.
4. Отмечаются трудности дифференциации предложений по типу высказывания (вопросительных, побудительных).
5. Выявляются затруднения восприятия слогового ритма, словесного ударения.
6. Наблюдаются трудности при различении одинаковых слов, звукокомплексов, звуков по высоте, силе и тембру голоса.
7. Затруднено понимание предложно-падежных конструкций.
8. Выявляется непонимание логико-грамматических отношений.
111. Речевая часть
- Страдает просодическая сторона речи (peчь невыразительна, монотонна).
- Выявляется неадекватное использование словесного ударения.
- Отмечаются неустойчивые замены, смешения звуков.
- Наблюдается упрощение аффрикат (ц, ч).
- Искажается слоговая структура (пропуски звуков или слогов в начале, конце слов; литеральные парафазии, персеверации) низкочастотных слов: молоток, аквариум, комната, водопровод,пароход.
- Искажается слоговая структура высокочастотных слов: земляника, счетчик, часовщик, весельчак, саженец.
- Выражено страдают операции звукового анализа и синтеза.
- Наблюдаются упрощение, смешение аффиксов.
- Отмечается вариативность использования падежных флексий.
- Нарушено согласование слов в роде, числе, падеже.
- Наблюдаются пропуски, замены, упрощения предлогов.
- Выявляется неустойчивое, истощаемое слуховое внимание.
- Отмечается недостаточный объем слуховой памяти.