Недостатки речи детей младшего школьного возраста (7-12 лет) с минимальными расстройствами слуха
В младшем школьном возрасте дети иногда сами замечают снижение слуха и жалуются на нечеткость слухового восприятия следующим образом: «Бывает слышу не так»; «Не всегда слышу»; «Я - глухой» и т.д. Однако на субъективные ощущения детей, как правило, должного внимания не обращается, жалобы воспринимаются взрослыми как отговорки при нежелании заниматься.
Аудиологические обследования показывают, что 27,3% учащихся речевых школ и логопунктов общеобразовательных школ имеют минимальные нарушения слуховой функции различной этиологии. У большинства этих детей выявлена кондуктивная тугоухость 1 степени, наступившая вследствие воспалительных процессов в ушах и носоглотке: тубоотитов, аденоидных вегетаций, отитов, обтурации слуховых проходов серными пробками, хронических и аллергических ринитов. Нейросенсорная тугоухость 1 степени, зафиксированная у незначительного числа (7%) школьников, возникала, в основном, после гриппа и лечения ототоксическими антибиотиками в раннем детстве.
Логопедическое обследование учеников с минимальным снижением остроты слуха выявляет общее недоразвитие речи практически у всех первоклассников и второклассников, у половины третьеклассников и 20% четвероклассников. Фонетико-фонематические нарушения, сочетающиеся с дисграфией и дислексией, отмечаются у 44% третьеклассников и 60% четвероклассников. Дисграфия без нарушения устной речи наблюдается у 20% детей, и только к четвертому классу.
У большинства обследованных детей (61 %) обнаружены минимальные дизартрические расстройства (МДР), которые проявлялись в оральной диспраксии, несформированности речевого дыхания, хриплом, тихом или «визгливом» голосе с назализованным оттенком, искаженном произношении свистящих, шипящих, сонорных (л,р) звуков, общей «смазанности» речи.
Тихий или, наоборот, слишком громкий голос, ринофония отмечаются почти у всех детей с незначительным снижением слуха, а не только при МДР. Голосовые модуляции детей с небольшим снижением слуха характеризуются бедностью, мелодические интервалы постоянны на протяжении длительных отрезков речи, поэтому устная речь отличается монотонностью, невыразительностью. Дети часто переспрашивают, зритель но следят за артикуляцией говорящегo.
Фонетическая сторона речи большинства учеников с двусторонним минимальным снижением слуха характеризуется искажениями, пропусками, заменами: и смешениями: звуков. Поставленные и правильно произносимые в изолированном положении многие звуки в спонтанную речь длительное время детьми: не вводятся (до 3-4 класса), часто отмечается приближенное к норме или утрированное звучание поставленных ранее свистящих, шипящих, сонорных звуков, упрощение аффрикат. Лишь у некоторых четвероклассников с односторонним минимальным расстройством слуха звукопроизношение соответствует нормам русского языка.
У всех детей с минимальной слуховой дисфункцией отмечается нарушение слоговой структуры слов, в основном - звуконаполнения. Так же, как и: у дошкольников, прослеживается зависимость от частотного состава звуков, составляющих слово: дети: с кондуктивной легкой тугоухостью больше искажают слова, состоящие из звуков низкой и: средней частоты (санта - «санки:»; вопровод, опровод - «ВОДОПРОВОД»; элькавато - «экскаватор»; тубачuс, трудачинк - «трубочист,>; сучок - «СУНДУЧОК»; гразуни «градусник» и: т.д.); дети: с минимальными: нейросенсорными: расстройствами чаще искажают структуру высокочастотных слов(качu - «чашка»; чачавти1С, тuщuвщu1С - «часовщик» и: т.д.). Наблюдаются множественные литеральные парафазии: (зелемнuка, земнuлика - «земляника»; риборг - «при:бор»; часосвик «часовщик» И т.д.). Слого-ритмический контур не удерживается в некоторых многосложных словах (вопровод, миларицет - «милиционер» ).
Значительная часть детей неверно использует словесное ударениe даже в простых двухсложных словах (ночи, нога, рука, кленов, голова и т.д.).
При минимальном снижении слуха у детей выявляется недостаточная сформированность фонематических процессов. Отмечается нарушение дифференциации гласных звуков; носовых ротовых; свистящих - шипящих; внутри: групп свистящих, шипящих, сонорных звуков; парных твердых - мягких, звонких глухих фонем. Указанные явления ярко проявляются в экспрессивной речи: в виде множественных неустойчивых замен и: смешений звуков, правильно произносимых в изолированном положении (например, щечка - «щучка»; дом - «дым»; стол - «стул»; забор - «набор»; улича, улита - «улица»; прогулька - «прогулка»; бекут - «бегут», прихотит - «приходит»; гозди- «гости» и т.д.).
Звуковой анализ и синтез слов не сформирован даже у детей обучающихся в 4-м классе. Дети неправильно называют последовательность звуков, составляющих слово (рука - «к, у, а»), пропускают гласные и заменяют согласные (машина - «М, а, х, н, а,», молоко - «м, л, к, о»), затрудняются определить звуковое окружение заданного звука (молоко - «к» находится между «к» и «о»), не могут составить слово из отдельных звуков, произнесенных в Прямом и произвольном порядке.
У детей с ОНР, сочетающимся с небольшим снижением слуха словарный запас беден и ограничен, в основном, конкретной лeксикой. В экспрессивной речи у учащихся 1-2-х классов отсутствуют многие обобщающие понятия (обувь, головные уборы, мебель, транспорт, кустарники и т.д.). Даже у детей, обучающихся в 4-м классе, отмечаются сужение значений слов (подбор омонимов, «шофер» вместо водитель, пилот и т .д.) или расширение сферы использования слова (<шьет,> вместо зашивает, пришивает, вышивает), вербальные парафазии («экскаватор» - «эскалатор», «труба чайника,> вместо «носик чайника», «кожа» - «кожура»), смешения антонимов (<больной» - «живой», «защищать» - «спасать»), затруднения при подборе синонимов. Наблюдается непонимание фразеологических оборотов (посмотреть одним глазком; работа не клеится).
Нарушения грамматического строя у этих детей заключаются в неверном использовании:
- словообразовательных операций (уменьшительно-ласкательных форм существительных - «стольчик» , «ушечко»; относительных и притяжательных прилагательных - «сливочный», вместо «сливовый»; «клюкавный», «кожевый», «январный», «зайчачий» , «свинячий» и т.п.; разноприставочных глаголов - «приходит» вместо «переходит», «выливает» вместо «переливает, обливает» и т.д.);
- операций словоизменения (согласования в числе, роде, падеже - «синия небо», «в лесу много кленов, ежах», «у меня 10 пальцах», « орешки я дам белках» );
- предложного управления (опускание, замены предлогов: «Чайки летают на морем»; «Ласточка с весною в сени нам летит»; «Я иду и школу»; «Кот смотрит и-под стола» и т.д.):
Сложность используемых в речи синтаксических конструкций зависит от уровня речевого развития. Большинство детей используют простые распространенные предложения. В 3-4-м классе используются сложноподчиненные предложения с изъяснительными и обстоятельственными придаточными («Я сказал мальчикам, что cкоpo приду»; «Я хожу в школу, чтобы учиться»; «Люблю лето, потому что тепло»).
Понимание логико-грамматических конструкции у детей с незначительным снижением слуха затруднено. Дети ориентируются на корневую семантику и порядок слов в предложении, не дифференцируя флективные отношения (покажи ключом карандаш – ключ карандашом; мама дочки - дочка мамы; «Петю обогнал Ваня. Кто прибежал первым?,». Также вызывают трудности задания на понимание сравнительных конструкций («Оля светлее Кати, но темнее Сони. Кто самый светлый?»).
Таким образом, нарушения устной речи проявляются:
- в невыразительности и монотонности звучания;
- в неправильном произношении поставленных звуков в спонтанной речи;
- в искажении звука-слоговой структуры слов, в основном звуконаполнения: прослеживается зависимость от качества звуконаполнения слов (больше искажаются слова, состоящие из звуков низкой и средней частоты: У, О, Ы, М, Н, Л, Р, П, В, Д, Г, Т, Ц, К, Х);
- в обилии литеральных и вербальных парафазий;
- в пропусках звуков и безударных слогов в начале и конце слов;
- в смешении многих оппозиционных групп звуков;
- в оглушении звонких и озвончении глухих звуков, независимо от их позиции в слове;
- в неадекватных смягчениях согласных звуков и отсутствии мягкости в необходимых случаях;
- в выраженных затруднениях при овладении навыками звукового анализа и синтеза;
- в стойком аграмматизме вследствие нарушения синтагматических связей и морфологических операций.
Ошибки, выявляемые в устной речи детей с незначительным снижением слуха, переносятся в письмо. Это подтверждает положение о нарушении письменной речи как проявления недоразвития устной, о чем неоднократно указывалось в работах Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Л.Ф. Спировой, М.Е. Хватцева, Г.В. Чиркиной и др.
Как известно, в русском правописании преобладают два принципа, характеризующие отношение звука и буквы: фонетический и морфологический. Фонетический принцип написания предполагает точное соответствие букв тем звукам, которые произносятся в слове. Основой фонетического право писания является звуковой анализ речи. Морфологический принцип предусматривает более сложные звуко-буквенные отношения - аналитико-синтетическую обработку морфологического состава слов. Это позволяет правильно соотносить произносимые элементы слов с предполагаемыми.
В соответствии с указанными принципами в письме выделяют две группы ошибок. К ошибкам, связанным с несоблюдением Фонетического принципа написания, относятся фонетические (звуковые): замены, пропуски, перестановки букв в сильных позициях. Ошибки, возникающие вследствие несоблюдения морфологического принципа, классифицируются как орфографические: замены и пропуски букв в слабых позициях. Также выделяются пунктуационные ошибки.
Стойкость повторяющихся ошибок позволяет относить их к дисграфическим.
У учащихся с минимальными нарушениями слуховой функции в письменных работах (репродуктивных и продуктивных) отмечаются все типы ошибок, свойственные детям с речевым недоразвитием (типичные ошибки):
- замены оппозиционных звуков, ударных и безударных гласных;
- пропуски, перестановки звуков и частей слов;
- слитное написание слов с предлогами;
- нарушение флективного согласования;
- отсутствие маркирования границ предложений;
- замены графически близких символов и др.
Выявлена тенденция к уменьшению количества ошибок от первого к четвертому классу. Однако это относится, в основном, К орфографическим и пунктуационным ошибкам.
Количество фонетических ошибок остается значительным и варьирует в зависимости от вида письменных работ:
при списывании текстов фонетических ошибок практически не отмечается;
при написании слуховых диктантов и самостоятельныхтворческих работ (изложение, творческое списывание, написание рассказа по картине или опорной схеме) наблюдается «всплеск» несоответствия услышанных слов записанным.
Количество ошибок зависит также от вида нарушения слуховой функции: у детей с односторонним незначительным снижением слуха ошибок наблюдается меньше, чем у детей с двусторонними нарушениями.
Качественная сторона письменных ошибок зависит от характера нарушения слуховой функции: при кондуктивных расстройствах в большей мере страдает дифференциация низкочастотных и среднечастотных звуков (У, О, Ы, Р, Л, М, Н,Д, Г, Б, Х, Т, Ц, В, К), а при сенсоневральных расстройствах - высокочастотных звуков(И, э, т, ж, Ч, Щ, С, 3, Ф), поэтому указанные звуки на письме пропускаются, заменяются и смешиваются. Например, при кондуктивных нарушениях часто пропускается предлог «в», а при нейросенсоных - «с».
Наряду с типичными дисграфическими ошибками, выявлены ошибки, характерные для письма детей с минимальным снижением слуха и не наблюдаемые у детей с нормальным слухом:
- замены гласных, в основном, низко- и среднечастотных («о-у», «а-у»: «Это была белку»; «Мяч закатился под стол» вместо «под стул» и т.д.);
- смешения ротовых и носовых согласных, не всегда спровоцированных проговариванием («н д», «м б»: «Надя Наня», «комната кобната» и т.д.);
множественные замены букв, соответствующих группам дизъюнктных и оппозиционных звуков (пусыстый, морож, уличе, чеплое, безала, дыстро, дыли и т.д.);
пропуски звуков и слогов в начале и конце слов «<кто» кт, «мороз» - МО, «сидел на пеньке» - сидел на пеньки т.д.);
- дописывание лишних элементов слов («мороз» - морозы, «пес» - пестры);
- озвончение глухих и оглушение звонких в сильных позициях «<бегут» - бекут, бегуд и т.д.);
- отсутствие мягкости в необходимых случаях («грызть» - грист, «высадись» - высодис).
IIриведем образцы репродуктивных и продуктивных письменных работ детей, имеющих минимальные нарушения слуховой функции.
Миша Р., 10 лет (двустороннее повышение порогов слуховой чувствительности на 20-25 дБ по смешанному типу).
Ученики с незначительным снижением остроты слуха при обычных условиях обучения усваивают программный языковой материал не в полном объеме. Это обусловливает серьезные трудности в овладении учащимися учебным материалом по многим предметам.
При определении у ребенка нарушений речи, осложненных минимальными расстройствами слуховой функции, большое значение имеет своевременное и правильное медико-психолого-педагогическое воздействие.
Дифференциальными критериями нарушений при минимальном снижении слуха являются:
- комбинация речевых ошибок (в устной и письменной речи) и специфических слуховых реакций (прислушивание, переспрашивание, зрительный контроль артикуляции и т.д.);
- преимущественное недоразвитие внимания, памяти и контроля слуховой модальности;
- превалирующая тенденция к полному восстановлению нарушенной слуховой функции при адекватном и своевременном терапевтическом воздействии.