Средний школьный возраст (5-7 классы)

Как вы реагировали на новых педагогов? Легко ли вам было приспособиться к значительному увеличе­нию числа педагогов?

Как они реагировали на вас? Как складывались у вас отношения с педагогами? Что из их высказыва­ний вам особенно запомнилось? Что из их поступ­ков вам особенно запомнилось? Какие предметы вам нравились, какие нет?

Как изменились ваши успехи в обучении?

Учиться стало легче или труднее? Больше или меньше времени вы уделяли подготовке домашнего задания? Как складывались ваши отношения со свер-

стниками? Много ли у вас было друзей? Много ли у вас было товарищей?

Как складывались ваши отношения со старшек­лассниками? Какова была ваша роль в иерархии свер­стников в школе и по месту жительства?

Сообщите о ваших друзьях и врагах.

Как складывались ваши отношения с противопо­ложным полом?

Перечислите ваши прозвища. Как вас называли дома, по месту жительства, в школе?

Назовите ваши увлечения. Как вы проводили сво­бодное время? Как часто менялись ваши увлечения? Были ли у вас стойкие увлечения? Влияли ли увле­чения на ваши успехи в обучении?

Кем вы собирались стать в будущем? Были ли у вас конкретные планы о будущей профессии, вашей деятельности?

Мечтали ли вы о будущем? Желали ли вы быст­рее вырасти? Видели ли вы во сне будущее? С кем из окружающих вас людей или героев были связаны ваши мечты о будущем?

Как вы оценивали отношения между вашими роди­телями? Ваши родители жили дружно? Как часто они ссорились? Что вы чувствовали, когда они ссорились?

Была ли у вас уверенность в ваших родителях?

Кто из них вам был ближе?

Боялись ли вы, что сродителями может что-либо произойти?

Сообщите о вашей любимой сказке или истории.

Была ли у вас в этом возрасте любимая сказка, ис­тория, легенда, кинофильм, которые вы по несколь­ко раз читали, смотрели, слушали и вам не надоеда­ло? Был ли там любимый герой или любимый сюжет?

Какие профессии вы выбирали для себя?

Какому герою или реальному человеку вам хоте­лось подражать? Кто был этот герой или человек? И в чем вам хотелось ему подражать? Во всем ли он вам нравился? Как вы подражали ему?

Ваш семейный фотоальбом — как он отражает этот ваш возраст?

1.7. Старший школьный возраст

Какие предметы обучения вам нравились, какие нет?

Чем привлекали и чем не привлекали вас предме­ты обучения? Как давались вам предметы, которые вам нравились? Как давались вам предметы, которые не нравились?

Связывали ли вы свое будущее со знаниями оп­ределенных предметов? Считали ли вы, что опреде­ленных предметов в учебном заведении не хватает? Занимались ли вы дополнительно по этим предме­там? Считали ли вы, что некоторые предметы для вас бесполезны? Как много времени вы уделяли подготовке домашнего задания?

Как вы относились к педагогам?

Были ли педагоги, которые вам нравятся, безраз­личны, не нравятся, невыносимы? Были ли педаго­ги, которым вам хотелось подражать? Связано ли было у вас отношение к предметам с отношением к педагогам?

Какие высказывания педагогов вам особенно за­помнились? Высказывания о вас, по предмету, на другие темы? Воспроизведите эти высказывания и дайте им комментарии.

Какие поступки педагогов вам особенно запомнились?

Эти поступки могли касаться вас, ваших товари­щей или не касаться никого. Как они характеризо­вали педагогов? Какое впечатление они произвели на вас тогда? Как вы оцениваете их сейчас? В каких педагогов вы влюблялись?

Были ли педагоги женского и мужского пола, ваше отношение к которым можно назвать влюблен­ностью? Расскажите о них. Как долго длилась ваша влюбленность и чем она закончилась?

Какие профессии вы выбирали для себя?

Была ли одна профессия, которую вы для себя выбрали? Или таких профессий было несколько и вы колебались в выборе? А может быть, таких профес­сий не было вовсе?

Сообщите о ваших друзьях и врагах.

Расскажите о каждом из ваших друзей. Чем он при­влекал вас? Что в нем вам не нравилось? Как возник­ла ваша дружба? Как складывались ваши отношения? Как долго длилась ваша дружба? Чем она завершилась?

Кто были ваши враги? Как возникла вражда? В чем она проявлялась? Как долго она длилась? Чем она завершилась?

Расскажите о ваших прозвищах. Перечислите все прозвища, которыми вас награждали в этом возрас­те. Что они для вас значили? Какие из них вам нра­вились, какие были терпимыми, какие вызывали отрицательные эмоции? Как вы стремились изба­виться от них и делали ли это?

Важно изучить ваш семейный альбом школьных лет.

Как вы себя чувствовали наверху «качелей жизни»?

1.8. Годы после окончания школы идо создания собственной семьи

Чем вы наполняли вашу жизнь?

Чувствовали ли ностальгию по школе?

Ощущали ли вы себя взрослым? Вам нравилось быть взрослым?

Чем вы занимались? Ошибались ли вы в выборе профессии?

Как складывались ваши отношения с противопо­ложным полом?

Как вас называли окружающие? Перечислите ваши прозвища, которые вы получали дома, от дру­зей и товарищей, противоположного пола и т. д.

Кто из людей был вам: особенно близок?

Перечислите близких вам людей. Какие из выска­зываний этих людей вам особенно запомнились? Ка-

кие из поступков окружающих вас людей произвели на вас наибольшее впечатление?

О чем вы мечтали, чего опасались в профессии, в от­ношениях с противоположным полом, в уровне жизни?

Как складывались ваши отношения- с противопо­ложным полом?

В чем проявлялись ваши успехи, а в чем неудачи? Чем вас устраивали ваши поклонницы и поклонни­ки, а в чем нет?

Искали ли вы или ждали ту единственную, един­ственного?

Думали ли вы обзавестись семьей? Часто ли вы оценивали лиц противоположного пола с точки зре­ния вступления с ними в брак?

В чем вы особенно преуспевали?

Назовите ваши главные успехи в работе, в учебе. В отношениях с противоположным полом?

Ваши основные успехи в развлечениях, хобби, спорте?

В чем другом вы особенно преуспели? Как отно­сились к вашим успехам значимые для вас люди?

Что вас особенно огорчало в связи с вашей неус­пешностью?

В какой области вы были неуспешны?

Достаточно ли усилий вы прилагали для преодо­ления неуспешности?

Ваша неуспешносгь была для вас ожидаемой? Как от­носились значимые для вас люди к вашей неуспешности?

Кому из героев, персонажей или реальных людей вы подражали? Назовите этого героя. Чем он вам особенно нравился? Чем он вам не нравился? Как удавалось вам подражать ему? Может, таких героев было несколько?

Важно изучить ваши фотографии этого периода жизни. А если вы еще не дошли до него, то попытать­ся представить вашу жизнь. И это особенно важно!

Часто ли вы попадали на «качели жизни»?

Наши рекомендации