Средний школьный возраст (5-7 классы)
Как вы реагировали на новых педагогов? Легко ли вам было приспособиться к значительному увеличению числа педагогов?
Как они реагировали на вас? Как складывались у вас отношения с педагогами? Что из их высказываний вам особенно запомнилось? Что из их поступков вам особенно запомнилось? Какие предметы вам нравились, какие нет?
Как изменились ваши успехи в обучении?
Учиться стало легче или труднее? Больше или меньше времени вы уделяли подготовке домашнего задания? Как складывались ваши отношения со свер-
стниками? Много ли у вас было друзей? Много ли у вас было товарищей?
Как складывались ваши отношения со старшеклассниками? Какова была ваша роль в иерархии сверстников в школе и по месту жительства?
Сообщите о ваших друзьях и врагах.
Как складывались ваши отношения с противоположным полом?
Перечислите ваши прозвища. Как вас называли дома, по месту жительства, в школе?
Назовите ваши увлечения. Как вы проводили свободное время? Как часто менялись ваши увлечения? Были ли у вас стойкие увлечения? Влияли ли увлечения на ваши успехи в обучении?
Кем вы собирались стать в будущем? Были ли у вас конкретные планы о будущей профессии, вашей деятельности?
Мечтали ли вы о будущем? Желали ли вы быстрее вырасти? Видели ли вы во сне будущее? С кем из окружающих вас людей или героев были связаны ваши мечты о будущем?
Как вы оценивали отношения между вашими родителями? Ваши родители жили дружно? Как часто они ссорились? Что вы чувствовали, когда они ссорились?
Была ли у вас уверенность в ваших родителях?
Кто из них вам был ближе?
Боялись ли вы, что сродителями может что-либо произойти?
Сообщите о вашей любимой сказке или истории.
Была ли у вас в этом возрасте любимая сказка, история, легенда, кинофильм, которые вы по несколько раз читали, смотрели, слушали и вам не надоедало? Был ли там любимый герой или любимый сюжет?
Какие профессии вы выбирали для себя?
Какому герою или реальному человеку вам хотелось подражать? Кто был этот герой или человек? И в чем вам хотелось ему подражать? Во всем ли он вам нравился? Как вы подражали ему?
Ваш семейный фотоальбом — как он отражает этот ваш возраст?
1.7. Старший школьный возраст
Какие предметы обучения вам нравились, какие нет?
Чем привлекали и чем не привлекали вас предметы обучения? Как давались вам предметы, которые вам нравились? Как давались вам предметы, которые не нравились?
Связывали ли вы свое будущее со знаниями определенных предметов? Считали ли вы, что определенных предметов в учебном заведении не хватает? Занимались ли вы дополнительно по этим предметам? Считали ли вы, что некоторые предметы для вас бесполезны? Как много времени вы уделяли подготовке домашнего задания?
Как вы относились к педагогам?
Были ли педагоги, которые вам нравятся, безразличны, не нравятся, невыносимы? Были ли педагоги, которым вам хотелось подражать? Связано ли было у вас отношение к предметам с отношением к педагогам?
Какие высказывания педагогов вам особенно запомнились? Высказывания о вас, по предмету, на другие темы? Воспроизведите эти высказывания и дайте им комментарии.
Какие поступки педагогов вам особенно запомнились?
Эти поступки могли касаться вас, ваших товарищей или не касаться никого. Как они характеризовали педагогов? Какое впечатление они произвели на вас тогда? Как вы оцениваете их сейчас? В каких педагогов вы влюблялись?
Были ли педагоги женского и мужского пола, ваше отношение к которым можно назвать влюбленностью? Расскажите о них. Как долго длилась ваша влюбленность и чем она закончилась?
Какие профессии вы выбирали для себя?
Была ли одна профессия, которую вы для себя выбрали? Или таких профессий было несколько и вы колебались в выборе? А может быть, таких профессий не было вовсе?
Сообщите о ваших друзьях и врагах.
Расскажите о каждом из ваших друзей. Чем он привлекал вас? Что в нем вам не нравилось? Как возникла ваша дружба? Как складывались ваши отношения? Как долго длилась ваша дружба? Чем она завершилась?
Кто были ваши враги? Как возникла вражда? В чем она проявлялась? Как долго она длилась? Чем она завершилась?
Расскажите о ваших прозвищах. Перечислите все прозвища, которыми вас награждали в этом возрасте. Что они для вас значили? Какие из них вам нравились, какие были терпимыми, какие вызывали отрицательные эмоции? Как вы стремились избавиться от них и делали ли это?
Важно изучить ваш семейный альбом школьных лет.
Как вы себя чувствовали наверху «качелей жизни»?
1.8. Годы после окончания школы идо создания собственной семьи
Чем вы наполняли вашу жизнь?
Чувствовали ли ностальгию по школе?
Ощущали ли вы себя взрослым? Вам нравилось быть взрослым?
Чем вы занимались? Ошибались ли вы в выборе профессии?
Как складывались ваши отношения с противоположным полом?
Как вас называли окружающие? Перечислите ваши прозвища, которые вы получали дома, от друзей и товарищей, противоположного пола и т. д.
Кто из людей был вам: особенно близок?
Перечислите близких вам людей. Какие из высказываний этих людей вам особенно запомнились? Ка-
кие из поступков окружающих вас людей произвели на вас наибольшее впечатление?
О чем вы мечтали, чего опасались в профессии, в отношениях с противоположным полом, в уровне жизни?
Как складывались ваши отношения- с противоположным полом?
В чем проявлялись ваши успехи, а в чем неудачи? Чем вас устраивали ваши поклонницы и поклонники, а в чем нет?
Искали ли вы или ждали ту единственную, единственного?
Думали ли вы обзавестись семьей? Часто ли вы оценивали лиц противоположного пола с точки зрения вступления с ними в брак?
В чем вы особенно преуспевали?
Назовите ваши главные успехи в работе, в учебе. В отношениях с противоположным полом?
Ваши основные успехи в развлечениях, хобби, спорте?
В чем другом вы особенно преуспели? Как относились к вашим успехам значимые для вас люди?
Что вас особенно огорчало в связи с вашей неуспешностью?
В какой области вы были неуспешны?
Достаточно ли усилий вы прилагали для преодоления неуспешности?
Ваша неуспешносгь была для вас ожидаемой? Как относились значимые для вас люди к вашей неуспешности?
Кому из героев, персонажей или реальных людей вы подражали? Назовите этого героя. Чем он вам особенно нравился? Чем он вам не нравился? Как удавалось вам подражать ему? Может, таких героев было несколько?
Важно изучить ваши фотографии этого периода жизни. А если вы еще не дошли до него, то попытаться представить вашу жизнь. И это особенно важно!
Часто ли вы попадали на «качели жизни»?