Кибернетическое исследование функциональной ассиметрии мозга.
Цель: исследование функциональной ассиметрии мозга с кибернетической точки рения..
Краткие теоретические сведения.
Межполушарная асимметрия психических процессов — функциональная специализированность полушарий головного мозга: при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других — правое. Более чем вековая история анатомических, морфофункциональных, биохимических, нейрофизиологических и психофизиологических исследований асимметрии больших полушарий головного мозга у человека свидетельствует о существовании особого принципа построения и реализации таких важнейших функций мозга, как восприятие, внимание, память, мышление и речь.
В настоящее время считается, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности.
Было показано, что левое полушарие в большей степени ориентировано на прогнозирование будущих состояний, а правое — на взаимодействие с опытом и с актуально протекающими событиями.
В процессе индивидуального развития выраженность межполушарной асимметрии меняется — происходит латерализация функций головного мозга. Последние исследования свидетельствуют о том, что межполушарная асимметрия вносит существенный вклад в проявление высокого интеллекта человека. При этом в известных пределах существует взаимозаменяемость полушарий головного мозга.
Важно отметить, что конкретный тип полушарного реагирования не формируется при рождении. На ранних этапах онтогенеза у большинства детей выявляется образный, правополушарный тип реагирования, и только в определенном возрасте (как правило, от 10-ти до 14-ти лет) закрепляется тот или иной фенотип, преимущественно характерный для данной популяции[5]. Это подтверждается и данными о том, что у неграмотных людей функциональная асимметрия головного мозга меньше, чем у грамотных.
Асимметрия усиливается и в процессе обучения: левое полушарие специализируется в знаковых операциях, и правое полушарие — в образных
Порядок выполнения работы.
В процессе выполнения практической работы студенты в парах выполняют пробы для оценки сенсомоторных асимметрий
Проба | Оцениваемый показатель |
1. Взять ручку со стола. Выполняется по команде «Возьмите ручку со стола» | Ведущей считается рука, которой испытуемый берет предмет |
2. Без зрительного контроля одновременно двумя руками нарисовать круги, квадраты, треугольники | Ведущей считается рука, которой более эффективно осуществляется движение |
3. Переплетение пальцев рук | Большой палец ведущей руки ложится сверху |
4. Поза Наполеона | Ведущая рука первой начинает движение и располагает кисть на противоположном предплечье |
5. Динамометрия | Трижды определяется сила сжатия динамометра каждой рукой. Определяют средние значения. Наибольшая сила у ведущей руки |
6. Аплодирование | Ведущей считается более активная в движении рука |
7. Тест вытянутых рук. С закрытыми глазами обе руки вытягиваются вперёд на уровне плеч | Ведущей считается поднятая выше рука |
8. Закидывание ноги на ногу | Ведущая нога располагается сверху |
9. Подпрыгнуть на одной ноге | Толчковая нога считается ведущей |
10. Подняться со стула | Ведущая нога начинает движение |
11. Подойти к двери, вернуться пятясь | Ведущая нога начинает движение |
12. Пнуть ногой воображаемый мяч | Ведущая нога ударяет |
13. Отклонение движения от заданного направления. С закрытыми глазами испытуемый проходит по прямой 5м | Нога, противоположная отклонению от прямой, оценивается как ведущая |
14. Проба с секундомером. Оценивается, каким ухом испытуемый наклоняется к секундомеру после инструкции: «Каким ухом громче слышно тиканье часов?» | Ведущим считается ухо, которое испытуемый приближает к секундомеру |
15. Воспроизведение цифр, произносимых экспериментатором при одном закрытом ухе испытуемого | Большее количество цифр запоминается ведущим ухом |
16. Проба Розенбаха. В вытянутой руке испытуемый держит карандаш и фиксирует его взором на определенной точке (3—4 м). Затем поочередно закрывает правый и левый глаз | Закрытие ведущего глаза ведет к смещению карандаша относительно точки фиксации |
17. Проба «Дырка в карте». Испытуемый фиксирует предмет через небольшое отверстие в листе бумаги. Затем поочередно закрывает правый и левый глаз | Закрытие ведущего глаза ведет к исчезновению предмета из ноля зрения |
18. Прищуривание глаза после команды «Поочередно прищурить глаза» | Первым прищуривается ведущий глаз |