Обследуемого посадить лицом к источнику света. Глаза должны быть открыты.

1.Прикрыть оба глаза обследуемого руками и быстро убрать руку от одного глаза. Обратить внимание на величину зрачка. После определения прямой реакции на свет одного глаза, эту реакцию исследовать и на втором глазу.

При определении содружественной реакции зрачков на свет прикрыть ладонью один глаз обследуемого. Наблюдать за реакцией зрачка второго глаза. Убрать руку от глаза. Обратить внимание на величину зрачка.

Форма отчетности

Описать механизм прямой и содружественной реакции зрачков на свет.

Контрольные вопросы:

1. Дайте характеристику различным отклонениям зрения (близорукость, дальнозоркость, астигматизм).

2. Предложите профилактические мероприятия по сохранению зрения у детей младшего школьного возраста.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Тема:Индивидуальный профиль асим­метрии.

Цель: доказать наличие у человека функциональной асимметрии мозга. Определить индивидуальный профиль асимметрии.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: механические часы, мяч, рулетка, плотный лист бумаги.

Вопросы для повторения:

1.Определите основные зоны чувствительности коры головного мозга.

2.Дайте сравнительную характеристику условных и безусловных рефлексов.

Ход работы

Испытуемые выполняют задания, а экспериментатор подсчитывает количество баллов за каждое из них.

I. Определение ведущей руки

1.Испытуемого просят быстро, не задумываясь, перекре­стить пальцы обеих рук. Сверху оказывается палец веду­щей руки (сверху правая рука - 1 балл; левая - 0).

2.Испытуемого просят скрестить руки (встать в позу Наполеона). Ведущей считается та рука, кисть которой первой направляется на предплечье другой руки и оказывается на нем сверху, тогда как кисть другой руки оказывается под предплечьем ведущей руки (правая - 1 балл; левая - 0).

3.Испытуемого просят завести часы. Ведущая рука выполняет активные точно дозируемые движения, с помощью которой производится завод часов. Неведущая рука фиксирует часы (часы фиксирует правая рука - 0 баллов; левая – 1).

4.Испытуемым предлагают провести вертикальные линии на расстоянии 1-1,5 см друг от друга сначала правой, а затем левой рукой. Число линий, проведенных ведущей рукой, гораздо больше, чем линий, проведенных неведущей рукой (правосторонняя асимметрия - 2 балла, левосторонняя - 0; асимметрии нет - 1).

II. Определение ведущей ноги.

1.Испытуемого просят закинуть ногу на ногу. Сверху чаще всего оказывается ведущая нога (правая - 1 балл; левая - 0).

2.Испытуемому предлагают попасть мячом в цель ударом по мячу правой и левой ногой. Функционально преобладающая нога производит более точные движения (правосторонняя асимметрия - 2 балла; левосторонняя – 0;
асимметрии нет - 1).

3.Испытуемого просят сделать десять шагов с места. Рулеткой измеряют длину шагов, сделанных правой и левой ногой, и вычисляют среднеарифметическую величину для каждой ноги. Шаги ведущей ноги длиннее, чем неведущей (правосторонняя асимметрия - 2 балла; левосторонняя -0
асимметрии нет - 1).

III. Определение ведущего глаза.

1.Испытуемого просят моргнуть одним глазом. Закрывается обычно неведущий глаз.

2.Испытуемому предлагают посмотреть в «подзорную трубу». Руки подносятся обычно к ведущему глазу.

3.В листе плотной бумаги размером 5x10 см в центре в вырезают отверстие 1x1 см, экспериментатор держит этот лист на расстоянии 30-40 см, испытуемый, глядя в отверстие, фиксирует предмет, находящийся в 2-3 м от него. При закрывании ведущего глаза предмет смещается.

Если во всех заданиях ведущим был правый глаз - 2 балла; левый - 0; если в одном - правый глаз, а в другом - левый - 1 балл.

IV. Определение ведущего уха.

1.Экспериментатор говорит испытуемому шепотом не­большие фразы. При равенстве остроты слуха испытуе­мый подставляет к говорящему ведущее ухо, т.е. ухо, ко­торым легче и быстрее осознается услышанное.

2.Испытуемому предлагается оценить громкость тиканья часов тем и другим ухом. При этом отмечается, к какому уху он подносит часы в первый раз, и одинаково ли слы­шит тиканье разными ушами.

Если в обоих заданиях ведущее ухо правое - 4 балла; левое - 0; если в одном из заданий - правое ухо, а в дру­гом - левое - 2 балла.

Форма отчетности

Экспериментатор складывает все полученные баллы и сравнивает их с табличными.

Таблица

Асимметрия мозга



Количество баллов Проявление асимметрии у человека
«чистый правша»
«чистый левша»
Меньше 16, но больше 0     если 1 задание 5 баллов   если 1 задание 0 баллов   если 1-4 балла Амбидекстры либо со смешанным профилем асимметрии Праворукий профиль асимметрии Леворукий профиль асимметрии Амбидекстр

Подсчитайте процент леворуких, праворуких, правшей, левшей и амбидекстров в вашей группе.

Контрольные вопросы:

1.Сформулируйте рекомендации по организации режима дня дошкольника или школьника (возраст – по выбору студента).

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Тема:Зоны вкусовой чувствительности.

Цель: определить чувствительность отдельных участков языка к различным вкусовым раздражениям.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: лимонная кислота, сахар, раствор магнезии, соль, стакан с водой, пустой стакан, пипетка.

Вопросы для повторения:

1. Определите значение вкусовой, обонятельной и осязательной сенсорной систем в познании окружающего мира.

2. Назовите составные части любой сенсорной системы.

Ход работы

Работа выполняется в парах. Экспериментатор по очереди на разные участки языка испытуемого (кончик, края, среднюю часть спинки, корень) наносит стеклянной пипеткой капельки раствора лимонной кислоты, сахара, поваренной соли и магнезии. Испытуемый не должен знать заранее, какой раствор наносится ему на тот или иной участок языка. Задача испытуемого - определить вкус раствора.

После каждого нанесения того или иного раствора испытуемый должен прополоскать рот водой.

Форма отчетности

На основании ответов испытуемого составьте карту вкусовой рецепции языка, зарисуйте полученную схему. Сделайте соответствующие выводы.

Контрольные вопросы:

1.Определите классификацию рецепторов.

Тема 3.2. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Тема:Плоскостопие.

Цель: научиться определять данное нарушение скелета.

Объект исследования:человек.

Материалы и оборудование: лист бумаги, краски (или фломастер), карандаш, линейка.

Вопросы для повторения:

1.Дайте характеристику строения скелета нижних конечностей связанную с прямохождением.

2.Определите типы соединения костей скелета конечностей.

Ход работы

Испытуемый встает мокрыми босыми ногами на лист чистой бумаги. Получившийся отпечаток обводят карандашом или закрашивают краской (фломастером). Далее экспериментатор проводит следующие измерения (рисунок):

 
  Обследуемого посадить лицом к источнику света. Глаза должны быть открыты. - student2.ru

1.Соедините касательной след от плюсны со следом от пятки (линия АК).

2.Найдите середину линии АК, она обозначена буквой М.

3.Проведите два отрезка, перпендикулярные линии АК, восстановив их в точке касания А и в средней точке М. Точка пересечения линии МД со следом обозначена буквой С.

4.Измерьте отрезки АВ и СД. Точка С лежит в том месте, где линия МД пересекает след ступни в средней части. У некоторых отрезок СД может равняться 0.

Форма отчетности

Расчет по формуле показателя плоскостопия, где L – отрезок стопы СД, Р – отрезок стопы АВ.

Формула расчета показателя плоскостопия   Обследуемого посадить лицом к источнику света. Глаза должны быть открыты. - student2.ru

Сравните полученные результаты со среднестатистическими. Сделайте вывод.

Оценка результатов

Если полученное процентное соотношение не будет превышать 33%, то стопа имеет правильную форму, плоскостопия нет.

Контрольные вопросы:

1. Сформулируйте рекомендации по профилактике плоскостопия у детей.

2. Подберите упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия.

Практическая работа

Тема: Правильная осанка.

Цель: определение правильной осанки.

Объект исследования:человек.

Материалы и оборудование: сантиметровая линейка.

Вопросы для повторения:

1.Дайте характеристику строения скелета человека, связанную с прямохождением.

2.Определите типы соединения костей в скелете туловища.

Ход работы

Для вычисления показателя состояния осанки измеряют расстояние между крайними костными точками, выступающими над правым и левым плечевыми суставами. Измерение спереди характеризует ширину плеч, а сзади – величину дуги спины.

У испытуемого с помощью сантиметровой линейки определяют ширину плеч и величину дуги спины.

Форма отчетности

Рассчитайте показатель осанки по формуле.

Формула расчета показателя состояния осанки (А)   Обследуемого посадить лицом к источнику света. Глаза должны быть открыты. - student2.ru

Сравните полученные результаты со среднестатистическими. Сделайте вывод.

Оценка результатов

В норме показатель состояния осанки колеблется в пределах 100-110%. Если он менее 90 или более 125%, то это свидетельствует о выраженном нарушении осанки. Соотношение между окружностью талии и ростом в номе составляет 45%.

Контрольные вопросы:

1.Сформулируйте рекомендации по профилактике нарушений у дошкольников или учащихся.

2.Подберите упражнения для профилактики и коррекции нарушений осанки.

Тема 3.3. Возрастные особенности системы кровообращения

Практическая работа № 14

Тема: Методы измерения показателей пульса.

Цель: отработка навыка подсчета пульса в разных условиях.

Объект исследования:человек.

Материалы и оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

Вопросы для повторения:

1.Назовите фазы работы сердца.

Пульс – это ритмические колебания стенки артериальных сосудов, вызываемые повышением давления в период систолы.

В основе регистрации пульса лежит пальпаторный метод. Он заключается в прощупывании и подсчете пульсовых волн. Обычно принято определять пульс на лучевой артерии у основания большого пальца, для чего 2-, 3- и 4-й пальцы накладываются несколько выше лучезапястного сустава, артерия нащупывается и прижимается к кости. После высокой нагрузки более точно можно подсчитать частоту сердцебиений (которая равна частоте пульса), положив руку на область сердца. В состоянии покоя пульс можно считать в течение 10, 15, 30 или 60-секундных интервалов. После физической нагрузки пульс считают 10-секундными интервалами. При подсчете пульса необходимо придерживаться определенных требований.

Пульс необходимо измерять:

1. В одном и том же положении (лежа, сидя или стоя).

2. Лучше сразу после сна в положении лежа.

3. Желательно сидя до или после занятий.

Ход работы

Подсчитайте собственный пульс в разных физических состояниях: сидя, стоя, после 10 приседаний.

Форма отчетности

Сравните полученные результаты со среднестатистическими. Объясните, почему в разных физических состояниях происходит изменение величины пульса.

Оценка результатов

Частота пульса в возрасте 15-20 лет в норме у людей составляет 60-90 ударов в минуту. В положении лежа пульс в среднем на 10 уд/мин меньше, чем в положении стоя. У женщин пульс на 7-10 уд/мин чаще, чем у мужчин того же возраста. Частота пульса во время работы в пределах 100-130 уд/мин свидетельствует о небольшой интенсивности нагрузки. Частота 130-150 уд/мин характеризует нагрузку средней интенсивности. Частота 150-170 уд/мин – нагрузку выше средней интенсивности. Частота 170-200 уд/мин свойственна предельной нагрузке.

Контрольные вопросы:

1.Перечислите факторы, обеспечивающие движение крови по сосудам.

2.Объясните механизм регуляции сердечной деятельности.

Практическая работа №

Тема: Артериальное давление.

Цель: отработать методику измерения артериального давления.

Объект исследования:человек.

Материалы и оборудование: тонометр и фонендоскоп (для прослушивания тонов).

Вопросы для повторения:

1.Дать сравнительную характеристику строения артерий и вен.

Артериальным называют давление крови в артериальных сосудах организма. Это важнейший показатель состояния сердца и сосудов. Уровень артериального давления определяется рядом факторов, среди которых основными являются работа сердца и тонус мышц. Артериальное давление колеблется в зависимости от фаз сердечного цикла. В период систолы оно повышается (систолическое, или максимальное давление) в период диастолы – снижается (диастолическое или минимальное давление). Разность между величиной систолического и диастолического давления составляет пульсовое давление.

Ход работы

Манжетку тонометра оборачивают вокруг левого плеча испытуемого (предварительно обнажив левую руку). В области локтевой ямки устанавливают фонендоскоп. Левая рука испытуемого развернута и под ее локоть подставляется ладонь правой руки. Экспериментатор нагнетает воздух в манжетку до отметки 150-170 мм рт. ст. Затем медленно выпускает воздух из манжетки и прослушивает тоны (рис.). В момент первого звукового сигнала на шкале прибора появляется величина систолического давления (так как в этот момент только во время систолы левого желудочка кровь проталкивается через сдавленный участок артерии). Экспериментатор записывает величину давления. Постепенно звуковой сигнал будет ослабевать и наступит затишье. Кровь начинает протекать через пережатый участок бесшумно. В этот момент на шкале можно видеть величину диастолического давления. Экспериментатор фиксирует и эту величину. Для получения более точных результатов опыт следует повторить несколько раз.

 
  Обследуемого посадить лицом к источнику света. Глаза должны быть открыты. - student2.ru

Форма отчетности

1. Сравните полученные данные в эксперименте со среднестатистическими табличными данными по артериальному давлению для вашего возраста. Сделайте вывод.

2. Рассчитайте значения: пульсового (ПД), среднего артериального (АДср) и собственного артериального давлений (АДсист и АДдиаст). Известно, что в норме у здорового человека пульсовое давление составляет примерно 45 мм. рт. ст.

Формула расчета давления   Пульсовое (ПД) Обследуемого посадить лицом к источнику света. Глаза должны быть открыты. - student2.ru   Среднее артериальное (АДср) Обследуемого посадить лицом к источнику света. Глаза должны быть открыты. - student2.ru   Артериальное (АД) Обследуемого посадить лицом к источнику света. Глаза должны быть открыты. - student2.ru Обследуемого посадить лицом к источнику света. Глаза должны быть открыты. - student2.ru

Оценка результатов

Сравните расчетные данные, полученные в эксперименте, с данными, представленными в таблице.

Наши рекомендации