ОП.03 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

Практические занятия

по дисциплине

ОП.03 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

Специальности

050144 Дошкольное образование

(очная форма получения образования)

Учебно-методическое пособие

Воркута 2014

ББК 51

С 23

Одобрено предметно-цикловой комиссией преподавателей профессиональных дисциплин и специальности «Социальная работа»   Протокол № от Председатель комиссии __________________С.А.Валенчак Утверждено учебно-методическим советом ГПОУ «ВПК»     Протокол № от   Председатель совета ________________________А.А.Шульга
    Составлено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования нового поколения по специальности 050144 Дошкольное образование   Заместитель директора колледжа по учебно-воспитательной работе ________________ Т.В.Томченко  

С 23 Практические занятия по дисциплине ОП.03 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» учебно-методическое пособие [Текст] / авт.-сост. Г.А.Цыганова. – Воркута: ГПОУ «ВПК», 2014. – 28 с.

Рецензент: Черножукова Н.Ф., преподаватель общепрофессиональных дисциплин

В пособии представлены практические занятия по дисциплине ОП.03 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», предусмотренные программой данного курса. Содержание практических занятий позволят студентам изучить вопросы практические вопросы основного содержания учебной дисциплины, подготовиться к текущей и промежуточной аттестации.

Пособие предназначено для студентов ГПОУ «Воркутинский педагогический колледж», обучающихся по специальности 050144 Дошкольное образование очной формы получения образования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 4

РАЗДЕЛ 1. Закономерности развития. 5

Тема 1.2 Закономерности роста и развития………………………………………………………………3

Практическая работа «Методика оценки показателей физического развития». 5

РАЗДЕЛ 2.Возрастные особенности нервной системы.. 6

Тема 2.1 Строение и функции нервной системы ...………………………………………………………3

Практическая работа «Вегетативная нервная система». 6

Практическая работа «Продолговатый мозг». 7

Практическая работа «Продолговатый мозг. Мозжечок». 8

Тема 2.2 Высшая нервная деятельность..…………………………………………………………………3

Практическая работа «Режим дня». 9

Практическая работа «Кратковременная память». 10

Практическая работа «Смысловая память». 10

Практическая работа «Логическое мышление». 11

Практичекая работа «Типы ВНД». 12

РАЗДЕЛ 3.Возрастные анатомо-физиологические особенности систем органов. 14

Тема 3.1 Сенсорные системы...……………………………………………………………………………3

Практичекая работа«Рефлекторные реакции зрачка». 14

Практическая работа «Профиль асимметрии». 15

Практическая работа «Зоны вкусовой чувствительности». 16

Тема 3.2 Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата.………………………………...…3

Практическая работа «Плоскостопие». 17

Практическая работа «Правильная осанка». 17

Тема 3.3 Возрастные особенности системы кровообращения. 19

Практическая работа «Методы измерения показателей пульса». 20

Практическая работа «Артериальное давление». 21

Практическая работа «Частота сердечных сокращений». 23

Тема 3.4 Возрастные особенности органов дыхания. 23

Практическая работа « Дыхательные движения». 24

Практическая работа «Жизненная емкость легких». 25

Тема 3.5 Возрастные особенности органов пищеварения. 27

Практическая работа «Проба Руфье-Диксона». 26

Практическая работа «Обмен веществ и энергии». 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 35


Введение

При изучении курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» в педагогических колледжах учебным планом и программой предусмотрены не только теоретические (лекции), но и практические (лабораторные) занятия. Основная цель этих занятий – углубление изучения теоретического материала и выработка навыков физиологического эксперимента, необходимых будущему педагогу для его дальнейшей работы в образовательных учреждениях.

В настоящее время особое значение приобретают исследования и наблюдения, проводимые на человеке, что позволяет анализировать состояние жизнедеятельности организма и составлять рекомендации по соблюдению режима труда и отдыха в различные возрастные периоды.

В пособии содержаться практические работы, для которых не требуется особого оснащения и сложных приборов. В практикуме присутствуют опыты, позволяющие изучать возрастные особенности различных органов и систем организма, а также их функций не в статике, а в динамике, для чего в работы введены специальные функциональные нагрузки.

Представлены разделы: «Закономерности развития», «Возрастные особенности нервной системы», «Возрастные анатомо-физиологические особенности систем органов». К практическим занятиям студенты могут приступить только после того, как прослушают лекции по соответствующему разделу и разберут материал самостоятельной работы. Это обеспечивает должную теоретическую подготовку к проведению практических работ и понимание полученных результатов.

Для эффективного усвоения техники физиологического эксперимента и изучения различных физиологических явлений практические работы выполняются индивидуально или в парах (за исключением демонстрационных или групповых работ).

Качество выполнения практических работ студентами в значительной степени зависит от правильной организации занятия, к которому студенты должны быть заранее подготовлены. Для проверки знаний, студентам предлагаются вопросы для повторения. Ход работы и ее теоретическое обоснование необходимо фиксировать в тетради. Преподаватель в течение всего занятия следит за выполнением каждой работы, консультирует студентов, а в конце занятия принимает работу. По итогам проведения практической работы студенты составляют аналитические выводы и отвечают на контрольные вопросы.

Раздел 1 «Закономерности развития».

Тема 1.2. Закономерности роста и развития

Практическая работа

Тема: Методы оценки показателей физического развития.

Цель: научиться с помощью формул определять свое физическое развитие.

Объект исследования:человек.

Материалы и оборудование: отсутствуют.

Вопросы для повторения:

1.Дать характеристику уровней организации целостного организма.

Ход работы

1. Рассчитайте рост ребенка, в возрасте от 3 до 14 лет, используя для этого предложенную формулу.

Оценка результатов

Отклонения от средних физических величин не должны превышать ± 2,5 см для мальчиков и ± 3,5 см – для девочек. Если полученный при расчете рост на 20% больше или меньше среднего, это может указывать на эндокринные нарушения.

2. Определите индекс тучности, используя собственные данные.

Формула расчета индекса тучности (ИТ)   ОП.03 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» - student2.ru

Оценка результатов

Индекс тучности от 19 до 24 единиц измерения соответствует нормальному телосложению. Если величина индекса тучности составляет 25-27 единиц, это свидетельствует о тучности организма, а если индекс тучности больше 27 – это показатель ожирения.

3. Определите крепость телосложения.

Зная величины своего роста, массы тела и окружности груди, можно рассчитать по формуле Пиньи показатель крепости телосложения.

Формула Пиньи (показатель крепости телосложения)   Крепость телосложения (Показатель Пиньи) = = Рост, см – (Масса тела, кг + ОГ в фазе выдоха, см)

Оценка результатов

Полученные величины показателей Пиньи (у взрослых) оцениваются по следующей шкале:

меньше 10 – крепкое телосложение

10-20 – хорошее телосложение

21-25 – среднее телосложение

26-35 – слабое телосложение

36 и более – очень слабое телосложение

Форма отчетности

Сравните расчетные данные с результатами антропометрических измерений. Сделайте вывод о развитии собственного организма.

Контрольные вопросы:

1. Определите возрастные периоды развития.

2. Перечислите антропометрические показатели.

3. Составьте гигиенические рекомендации по развитию физических показателей для детей с избыточным весом.

Раздел 2 «Возрастные особенности нервной системы».

Тема 2.1. Строение и функции нервной системы

Практическая РАБОТА

Тема: Функции вегетативной нервной системы.

Цель: определить функции вегетативной нервной системы.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: секундомер (либо часы с секундной стрелкой).

Вопросы для повторения:

1.Назовите функцииотделов вегетативной нервной системы.

Ход работы

1.Испытуемый ложится на спину и после 3-5-минутного отдыха в течение 15 с подсчитывает пульс, затем резко встает и в этом положении в течение первых 15 с вновь подсчитывает пульс. Рассчитывает разницу двух измерений.

Оценка результатов

При нормальном тонусе и возбудимости нервной системы разница двух измерений вашего пульса не должна превышать 12 - 18 ударов в минуту. Если она больше 18, то это свидетельствует о повышенной возбудимости сим­патического отдела вегетативной нервной системы.

2. Испытуемый проводит тупой частью карандаша по коже тыльной стороны кисти, в результате появится белая полоса. Однако через несколько секунд эта полоса исчез­нет, а на ее месте появится красная. Причина смены окра­ски на поверхности кожи связаны с деятельностью вегета­тивной нервной системы. Пройдет еще немного времени и цвет кожи станет обычным.

Появление белой полосы связано с рефлекторной дея­тельностью симпатического отдела (сужение сосудов), а появление красной полосы - парасимпатического отдела (расширение сосудов).

Форма отчетности

Опишите опыт и сделайте вывод, какие функции отделов вегетативной нервной системы вы наблюдали.

Контрольные вопросы:

1. Химическое вещество атропин блокирует действие парасимпатической системы и тем самым вызывает эффект, равноценный стимуляции симпа­тической системы. Каким, по вашему мнению, должно быть его действие на:

а) пищеварительную систему;

б) зра­чок;

в) частоту сердечных сокращений?

2. Все ли орга­ны нашего организма регулируются вегетативной нервной системой подобным образом (как в эксперименте)?

3. Химическое вещество пилокарпин стимулирует окон­чания парасимпатических нервов. Каким, по вашему мне­нию, должно быть его действие на:

а) пищеварительную систему;

б) зрачок;

в) частоту сердечных сокращений?

Практическая РАБОТА

Тема: Продолговатый мозг.

Цель работы: познакомиться с функциями продолговатого мозга.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: десертная ложка, спирт, карандаш.

Вопросы для повторения:

1.Назовите отделы головного мозга.

2.Дайте краткую характеристику функций каждого из отделов.

Ход работы

1. Чистой ложкой экспериментатор прикасается к задней поверхности

языка. Непроизвольно возникает глотательный рефлекс.

2. Испытуемый делает подряд несколько глотательных
движений. Когда у него во рту слюны не останется, глотательный рефлекс проявляться не будет.

3. Испытуемый делает два-три быстрых и глубоких вдоха
и выдоха. После этого у него на некоторое время дыхание
прекращается.

Форма отчетности

Какие функции продолговатого мозга были выявлены в этих экспериментах?

Контрольные вопросы

1. Почему детям нельзя давать для игры мелкие предметы
(пуговицы, шарики, гайки)?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Часть 1

Тема: Продолговатый мозг. Мозжечок.

Цель: на основе деятельности дыхательного центра по­казать взаимодействие между корой больших полушарий и продолговатом мозгом и определить функции мозжечка.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: отсутствуют.

Вопросы для повторения:

1.Назовите основные структуры мозжечка.

2.Какие функции мозжечка вы знаете?

Ход работы

Испытуемый производит вдох (не очень глубокий) и задерживает дыхание. Через некоторое время (30 - 40 с) дыхание станет трудно задерживать и произойдет непро­извольный выдох. Обратите внимание на то, как измени­лось дыхание.

Когда дыхание нормализуется, испытуемый должен сделать два-три быстрых и глубоких вдоха и выдоха и обратить внимание на непроизвольную задержку дыхания.

Форма отчетности

1.Почему дыхание стало более глу­боким и частым после того, как

испытуемый задержал ды­хание?

2. Почему после нескольких быстрых выдохов и вдохов дыхание на некоторое время останавливается?

3.На основе проведенных опытов сделайте выводы о работе

дыхательного центра и роли коры больших полушарий в дыхании.

Часть 2

Ход работы

ПАЛЬЦЕНОСОВАЯ ПРОБА

Испытуемый закрывает глаза, вытягивает вперед правую руку с разогнутым указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак. После этого кончиком указатель­ного пальца он касается кончика своего носа.

Оценка результатов

В норме здоровый человек легко выполнит данное за­дание. При нарушении функции мозжечка данное задание выполнимо только в том случае, если рука опущена вниз.

Оценка результатов

Какую функ­цию мозжечка вы определили с помощью торможения дви­жений, возникших в силу инерции?

Контрольные вопросы:

1. Почему, когда опьянев­ший человек пытается сделать один шаг, он нередко выну­жденно делает по инерции несколько шагов в том же на­правлении?

2. Раскройте строение головного мозга.

Ход работы

В дошкольном возрасте закладываются основы физического и психического здоровья. Крайне важно сохранить нервную систему ребенка и мотивацию к обучению, тогда в более старшем возрасте он легко освоит все необходимые навыки. Поэтому необходим режим дня и дозированный, осторожный ввод обучающих занятий.

1. Познакомьтесь с основными режимными моментами детей дошкольного возраста.

Режим дня дошкольника

  2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Пробуждение 7.00 7.00 7.00 7.00 7.00
Гигиенические процедуры 7.00-7.30 7.00-7.30 7.00-7.30 7.00-7.30 7.00-7.30
Завтрак 8.00 8.00 8.00 8.00 8.00
Игры, трудовая деятельность 8.15-9.00 8.15-9.00 8.15-9.00 8.15-8.50 8.15-8.40
Занятия 9.00-9.30 9.00-9.30 9.00-9.30 8.50-9.50 8.40-9.50
Игры 9.30-9.50 9.30-9.50 9.30-9.50    
Подготовка к прогулке 9.50-10.05 9.50-10.05 9.50-10.05 9.50-10.05 9.50-10.05
Прогулка 10.05-12.05 10.05-12.05 10.05-12.05 10.05-12.10 10.05-12.10
Подготовка к обеду 12.05-12.15 12.05-12.15 12.05-12.15 12.10-12.20 12.10-12.20
Обед 12.15 12.15 12.15 12.20 12.20
Сон 13.00-15.30 13.00-15.10 13.00-15.10 13.00-15.00 13.00-14.40
Пробуждение 15.30 15.10 15.10 15.00 14.40
Гигиенические процедуры, трудовая деятельность 15.30-16.00 15.10-15.40 15.10-15.40 15.00-15.30 14.40-15.10
Полдник 16.00 15.40 15.40 15.30 15.10
Занятия 16.30-16.45 16.10-16.25 16.10-16.25 16.00-16.30 15.40-16.20
Прогулка 17.00-18.50 16.40-18.50 16.40-18.50 16.45-18.50 16.35-18.50
Подготовка к ужину 18.50-19.00 18.50-19.00 18.50-19.00 18.50-19.00 18.50-19.00
Ужин 19.00 19.00 19.00 19.00 19.00
Спокойные игры 19.15-19.40 19.15-19.50 19.15-20.00 19.15-20.05 19.15-20.05
Гигиенические процедуры, подготовка ко сну. 19.40-20.10 19.50-20.20 20.00-20.30 20.05-20.35 20.05-20.35
Отход ко сну 20.10 20.20 20.30 20.35 20.35

2. Перечислите гигиенические правила проведения развивающих занятий в дошкольных учреждениях.

Форма отчетности

Разработайте рекомендации по составлению режима дня ребёнка дошкольного возраста.

Контрольные вопросы:

1.Определите особенности режима дня ребёнка до 1 года.

Практическая работа

Тема: Кратковременная память.

Цель: определить объем кратковременной памяти.

Объект исследования:человек.

Материалы и оборудование: лист бумаги с подготов­ленным тестом из 25 слов (сено, ключ, самолет, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолет), часы.

Вопросы для повторения:

1.Дайте понятие рефлекса.

2.Назовите структуры рефлекторной дуги.

Ход работы

В течение 1 мин внимательно прочитайте предложен­ный текст, затем отложите и закройте его. В течение 5 мин запишите все слова, которые вам удалось запомнить в любом порядке.

Форма отчетности

Подсчитайте число написанных слов (проверьте, нет ли ошибок), за каждое слово начислите себе 1 балл.

По сумме баллов определите, к какой категории отно­сится объем вашей памяти.

Таблица

Ход работы

Все психические процессы связаны между собой. Дол­говременная память предполагает отбор полезной ин­формации и ее длительное сохранение с возможностью последующего воспроизведения. В этом процессе кроме непосредственного восприятия участвуют также пред­ставление, воображение, мышление.

Испытуемому дается инструкция: «Вам будет предъяв­лен ряд понятий. Для того чтобы их лучше запомнить, делайте на листе бумаги какие-либо зарисовки или помет­ки (но не слова), фиксируя таким образом те ассоциации, которые они у вас вызывают. При воспроизведении поня­тий вы будете пользоваться вашими пометками. Старай­тесь точно воспроизводить понятие».

Экспериментатор громко и отчетливо один раз зачиты­вает с интервалом по времени, достаточным для того, чтобы испытуемый сделал нужные ему пометки, 18 поня­тий. Через 30-60 мин испытуемый, используя свои помет­ки, записывает все 18 понятий.

Форма отчетности

Проанализируйте количество ошибок и сравните с ре­зультатами других испытуемых.

Контрольные вопросы:

1.Раскройте теорию И.П.Павловао сигнальных системах.

2.Назовите основные познавательные процессы.

3.Дайте краткую характеристику процесса памяти.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Тема: Логическое мышление.

Цель: оценка логического мышления.

Материалы и оборудование: секундомер (или часы), лист бумаги, на котором изображены числовые ряды.

Примерный вариант числового ряда.

1) 24 21 19 18 15 13 - - 7 5) 7 16 19 5 21 16 9 - 4;

2) 1 4 9 16 - - 49 64 81 100; 6) 2 4 8 10 20 22 - - 92 94;

3) 16 17 15 18 14 19 - -; 7) 24 22 19 15 - -;

4) 1 3 6 8 16 18 - - 76 78;

Ход работы

Экспериментатор предъявляет испытуемому лист бу­маги, на котором представлено 7 числовых рядов. Испы­туемый в течение 5 мин должен найти закономерность построения каждого ряда и вписать недостающие числа.

Форма отчетности

Оцените полученные результаты: норма для подростка - определить за 5 мин 3 и более ряда. Сделайте вывод. Правильные ответы: 1) 12,9; 2) 25, 36; 3) 13, 20; 4) 36, 38; 5) 13; 6) 44, 46; 7) 10, 4.

Контрольные вопросы:

1. Предложите возможные варианты развития логического мышления у детей дошкольного возраста.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Тема: Типы высшей нервной деятельности.

Цель: определить тип высшей нервной деятельности ребёнка дошкольного возраста.

Материалы и оборудование: отсутствуют.

Вопросы для повторения:

1.Перечислите основные показатели типа ВНД.

2.Дайте характеристику классификации типов ВНД у детей Н.И.Красногорского.

Ход работы

Используя метод наблюдения, составьте характеристику особенностей типа ВНД у ребёнка дошкольного возраста.

План характеристики.

1.Возраст ребёнка, продолжительность посещения дошкольного учреждения, характер адаптационного периода.

2. Общий фон настроения (адекватный, депрессивный, тревожный, эйфоричный и т.д.; активность, наличие познавательных интересов, проявления возбудимости, расторможенности).

3. Контактность (желание общаться, уход от контакта, поверхностный, легкий, симптомы тревожности, тормозимости, сложность адаптации к новой обстановке и незнакомым людям, страх, отсутствие потребности в общении, отгороженность.

4.Эмоциональное реагирование на поощрения и замечания (адекватное, неадекватное; положительное или равнодушное; понимание смысла и значения; повышение результативности выполнения заданий; исправление своих ошибок; необходимость более строгих мер; старание достичь результатов с помощью или без помощи взрослого)

5. Основные черты поведения (активность, пассивность, контактность, потребность в общении).

- особенности поведения на занятиях

- поведение по отношению к родителям, педагогам, братьям, сестрам, сверстникам, старшим, младшим, больным, к другому полу; способ установления контакта

- действие в психологически значимых ситуациях (спокойствие, рассудочность, хаос, сопротивление)

- характер игровой деятельности (активен, пассивен, эмоционален, сдержан, речевой контакт использует, отмалчивается, инициативен, ведом, конфликтен, миролюбив).

6.Работоспособность.

- скорость ориентировки на новом материале;

- общий темп и целенаправленность деятельности;

- устойчивость интереса;

- отвлекаемость, истощаемость

Форма отчетности

Определите тип высшей нервной деятельности ребёнка по классификации

Н.И.Красногорского.

Раздел 3 «Возрастные анатомо-физиологические особенности систем органов ».

Тема 3.1. Сенсорные системы

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Тема:Рефлекторные реакции зрачка.

Цель: наблюдение за рефлекторными реакциями зрачка у человека.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: отсутствуют

Вопросы для повторения:

1.Определите значение сенсорных систем в адаптации человека к условиям окружающей среды.

2.Опишите строение зрительного анализатора.

Ход работы

При определении содружественной реакции зрачков на свет прикрыть ладонью один глаз обследуемого. Наблюдать за реакцией зрачка второго глаза. Убрать руку от глаза. Обратить внимание на величину зрачка.

Форма отчетности

Описать механизм прямой и содружественной реакции зрачков на свет.

Контрольные вопросы:

1. Дайте характеристику различным отклонениям зрения (близорукость, дальнозоркость, астигматизм).

2. Предложите профилактические мероприятия по сохранению зрения у детей младшего школьного возраста.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Тема:Индивидуальный профиль асим­метрии.

Цель: доказать наличие у человека функциональной асимметрии мозга. Определить индивидуальный профиль асимметрии.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: механические часы, мяч, рулетка, плотный лист бумаги.

Вопросы для повторения:

1.Определите основные зоны чувствительности коры головного мозга.

2.Дайте сравнительную характеристику условных и безусловных рефлексов.

Ход работы

Испытуемые выполняют задания, а экспериментатор подсчитывает количество баллов за каждое из них.

I. Определение ведущей руки

1.Испытуемого просят быстро, не задумываясь, перекре­стить пальцы обеих рук. Сверху оказывается палец веду­щей руки (сверху правая рука - 1 балл; левая - 0).

2.Испытуемого просят скрестить руки (встать в позу Наполеона). Ведущей считается та рука, кисть которой первой направляется на предплечье другой руки и оказывается на нем сверху, тогда как кисть другой руки оказывается под предплечьем ведущей руки (правая - 1 балл; левая - 0).

3.Испытуемого просят завести часы. Ведущая рука выполняет активные точно дозируемые движения, с помощью которой производится завод часов. Неведущая рука фиксирует часы (часы фиксирует правая рука - 0 баллов; левая – 1).

4.Испытуемым предлагают провести вертикальные линии на расстоянии 1-1,5 см друг от друга сначала правой, а затем левой рукой. Число линий, проведенных ведущей рукой, гораздо больше, чем линий, проведенных неведущей рукой (правосторонняя асимметрия - 2 балла, левосторонняя - 0; асимметрии нет - 1).

Форма отчетности

Экспериментатор складывает все полученные баллы и сравнивает их с табличными.

Таблица

Асимметрия мозга

Количество баллов Проявление асимметрии у человека
«чистый правша»
«чистый левша»
Меньше 16, но больше 0     если 1 задание 5 баллов   если 1 задание 0 баллов   если 1-4 балла Амбидекстры либо со смешанным профилем асимметрии Праворукий профиль асимметрии Леворукий профиль асимметрии Амбидекстр

Подсчитайте процент леворуких, праворуких, правшей, левшей и амбидекстров в вашей группе.

Контрольные вопросы:

1.Сформулируйте рекомендации по организации режима дня дошкольника или школьника (возраст – по выбору студента).

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Тема:Зоны вкусовой чувствительности.

Цель: определить чувствительность отдельных участков языка к различным вкусовым раздражениям.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: лимонная кислота, сахар, раствор магнезии, соль, стакан с водой, пустой стакан, пипетка.

Вопросы для повторения:

1. Определите значение вкусовой, обонятельной и осязательной сенсорной систем в познании окружающего мира.

2. Назовите составные части любой сенсорной системы.

Ход работы

Работа выполняется в парах. Экспериментатор по очереди на разные участки языка испытуемого (кончик, края, среднюю часть спинки, корень) наносит стеклянной пипеткой капельки раствора лимонной кислоты, сахара, поваренной соли и магнезии. Испытуемый не должен знать заранее, какой раствор наносится ему на тот или иной участок языка. Задача испытуемого - определить вкус раствора.

После каждого нанесения того или иного раствора испытуемый должен прополоскать рот водой.

Форма отчетности

На основании ответов испытуемого составьте карту вкусовой рецепции языка, зарисуйте полученную схему. Сделайте соответствующие выводы.

Контрольные вопросы:

1.Определите классификацию рецепторов.

Тема 3.2. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Тема:Плоскостопие.

Цель: научиться определять данное нарушение скелета.

Объект исследования:человек.

Материалы и оборудование: лист бумаги, краски (или фломастер), карандаш, линейка.

Вопросы для повторения:

1.Дайте характеристику строения скелета нижних конечностей связанную с прямохождением.

2.Определите типы соединения костей скелета конечностей.

Ход работы

Испытуемый встает мокрыми босыми ногами на лист чистой бумаги. Получившийся отпечаток обводят карандашом или закрашивают краской (фломастером). Далее экспериментатор проводит следующие измерения (рисунок):

 
  ОП.03 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» - student2.ru

1.Соедините касательной след от плюсны со следом от пятки (линия АК).

2.Найдите середину линии АК, она обозначена буквой М.

3.Проведите два отрезка, перпендикулярные линии АК, восстановив их в точке касания А и в средней точке М. Точка пересечения линии МД со следом обозначена буквой С.

4.Измерьте отрезки АВ и СД. Точка С лежит в том месте, где линия МД пересекает след ступни в средней части. У некоторых отрезок СД может равняться 0.

Форма отчетности

Расчет по формуле показателя плоскостопия, где L – отрезок стопы СД, Р – отрезок стопы АВ.

Формула расчета показателя плоскостопия   ОП.03 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» - student2.ru

Сравните полученные результаты со среднестатистическими. Сделайте вывод.

Оценка результатов

Если полученное процентное соотношение не будет превышать 33%, то стопа имеет правильную форму, плоскостопия нет.

Контрольные вопросы:

1. Сформулируйте рекомендации по профилактике плоскостопия у детей.

2. Подберите упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия.

Практическая работа

Тема: Правильная осанка.

Цель: определение правильной осанки.

Объект исследования:человек.

Материалы и оборудование: сантиметровая линейка.

Вопросы для повторения:

1.Дайте характеристику строения скелета человека, связанную с прямохождением.

2.Определите типы соединения костей в скелете туловища.

Ход работы

Для вычисления показателя состояния осанки измеряют расстояние между крайними костными точками, выступающими над правым и левым плечевыми суставами. Измерение спереди характеризует ширину плеч, а сзади – величину дуги спины.

У испытуемого с помощью сантиметровой линейки определяют ширину плеч и величину дуги спины.

Форма отчетности

Рассчитайте показатель осанки по формуле.

Формула расчета показателя состояния осанки (А)   ОП.03 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» - student2.ru

Сравните полученные результаты со среднестатистическими. Сделайте вывод.

Оценка результатов

В норме показатель состояния осанки колеблется в пределах 100-110%. Если он менее 90 или более 125%, то это свидетельствует о выраженном нарушении осанки. Соотношение между окружностью талии и ростом в номе составляет 45%.

Контрольные вопросы:

1.Сформулируйте рекомендации по профилактике нарушений у дошкольников или учащихся.

2.Подберите упражнения для профилактики и коррекции нарушений осанки.

Тема 3.3. Возрастные особенности системы кровообращения

Практическая работа № 14

Тема: Методы измерения показателей пульса.

Цель: отработка навыка подсчета пульса в разных условиях.

Объект исследования:человек.

Материалы и оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

Вопросы для повторения:

1.Назовите фазы работы сердца.

Пульс – это ритмические колебания стенки артериальных сосудов, вызываемые повышением давления в период систолы.

В основе регистрации пульса лежит пальпаторный метод. Он заключается в прощупывании и подсчете пульсовых волн. Обычно принято определять пульс на лучевой артерии у основания большого пальца, для чего 2-, 3- и 4-й пальцы накладываются несколько выше лучезапястного сустава, артерия нащупывается и прижимается к кости. После высокой нагрузки более точно можно подсчитать частоту сердцебиений (которая равна частоте пульса), положив руку на область сердца. В состоянии покоя пульс можно считать в течение 10, 15, 30 или 60-секундных интервалов. После физической нагрузки пульс считают 10-секундными интервалами. При подсчете пульса необходимо придерживаться определенных требований.

Пульс необходимо измерять:

1. В одном и том же положении (лежа, сидя или стоя).

2. Лучше сразу после сна в положении лежа.

3. Желательно сидя до или после занятий.

Ход работы

Подсчитайте собственный пульс в разных физических состояниях: сидя, стоя, после 10 приседаний.

Форма отчетности

Сравните полученные результаты со среднестатистическими. Объясните, почему в разных физических состояниях происходит изменение величины пульса.

Оценка результатов

Частота пульса в возрасте 15-20 лет в норме у людей составляет 60-90 ударов в минуту. В положении лежа пульс в среднем на 10 уд/мин меньше, чем в положении стоя. У женщин пульс на 7-10 уд/мин чаще, чем у мужчин того же возраста. Частота пульса во время работы в пределах 100-130 уд/мин свидетельствует о небольшой интенсивности нагрузки. Частота 130-150 уд/мин характеризует нагрузку средней интенсивности. Частота 150-170 уд/мин – нагрузку выше средней интенсивности. Частота 170-200 уд/мин свойственна предельной нагрузке.

Контрольные вопросы:

1.Перечислите факторы, обеспечивающие движение крови по сосудам.

2.Объясните механизм регуляции сердечной деятельности.

Практическая работа №

Тема: Артериальное давление.

Цель: отработать методику измерения артериального давления.

Объект исследования:человек.

Материалы и оборудование: тонометр и фонендоскоп (для прослушивания тонов).

Вопросы для повторения:

1.Дать сравнительную характеристику строения артерий и вен.

Артериальным называют давление крови в артериальных сосудах организма. Это важнейший показатель состояния сердца и сосудов. Уровень артериального давления определяется рядом факторов, среди которых основными являются работа сердца и тонус мышц. Артериальное давление колеблется в зависимости от фаз сердечного цикла. В период систолы оно повышается (систолическое, или максимальное давление) в период диастолы – снижается (диастолическое или минимальное давление). Разность между величиной систолического и диастолического давления составляет пульсовое давление.

Ход работы

Манжетку тонометра оборачивают вокруг левого плеча испытуемого (предварительно обнажив левую руку). В области локтевой ямки устанавливают фонендоскоп. Левая рука испытуемого развернута и под ее локоть подставляется ладонь правой руки. Экспериментатор нагнетает воздух в манжетку до отметки 150-170 мм рт. ст. Затем медленно выпускает воздух из манжетки и прослушивает тоны (рис.). В момент первого звукового сигнала на шкале прибора появляется величина систолического давления (так как в этот момент только во время систолы левого желудочка кровь проталкивается чере

Наши рекомендации