Лабораторная работа – не предусмотрено.
Задания для самостоятельного выполнения
1.Подготовить сообщение на тему «Антропогенные воздействия на окружающую среду».
Форма контроля самостоятельной работы:
1. Защита сообщения;
2. Проведение дискуссии на тему «Антропогенные воздействия на окружающую среду».
Умения, сформированные у студента после изучения раздела:
1. Приводит примеры экспериментов и(или) наблюдений о:
- последствиях экологических катастроф;
- правилах поведения в экстренных ситуациях;
2.Работает с естественно-научной информацией,содержащейся в сообщениях СМИ, Интернет - ресурсах, научно-популярной литературе:овладел методами поиска.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Перечень точек рубежного контроля:
№ ТРК | Часы | Наименование ТРК (в соответствии с КТП) | Форма контроля знаний | Тематика разделов ТРК |
Химические процессы в атмосфере | Тест | Химические процессы в атмосфере | ||
Основные признаки живого. Клетка. | Тест | Наиболее общие представления о жизни | ||
Организм человека и основные проявления жизнедеятельности. | Письменный тест | Организм человека и основные проявления жизнедеятельности |
ГЛОССАРИЙ
ТЕРМИН | ОПРЕДЕЛЕНИЕ | |
-А- | АТФ | Аденотрифосфорная кислота, источник энергии. |
Атмосфера | Целостная и непрерывная оболочка Земли, её составные части: верхняя часть литосферы (земная кора), нижняя часть атмосферы (тропосфера, стратосфера), гидросфера и биосфера). | |
Атомарный кислород | Кислород, состоящий из одного атома (О) | |
-Б- | Биогеноценоз- | Система, включающая сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупность абиотических факторов среды в пределах одной территории, связанные между собой круговоротом веществ и потоком энергии. |
Биосфера | оболочка Земли, заселённая живыми организмами, их жизнедеятельностью | |
Бактерии | Надцарство прокариотных микроорганизмов. | |
-В- | Вирусы- | Субклеточный инфекционный агент, который может образоваться только внутри живых клетках организма. |
-Г- | Ген | Единица наследственности |
Гастрит- | Воспалительные или воспалительно-дистрофические изменения слизистой оболочки. | |
Гиподинамия- | Нарушение функций организма при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц. | |
-Д- | ДНК | Дезоксирибонуклеиновая кислота |
Диастола | Расслабление сердечной мышцы | |
-З- | Зона рассеивания- | Экзосфера. |
-И- | Изменчивость- | Разнообразие признаков среди представителей данного вида, также свойство потомков отличаться от родительских форм. |
-Л- | Лизосом | «Лизис»- расщепляю, т.е. процесс расщепления. |
-М | Мезосфера- | Слой атмосферы на высотах от 40—50 до 80—90 км. |
Менструация- | Отторжение функционального слоя эндометрия, сопровождающееся кровотечением. | |
Н | Наследственность- | способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству. |
-О- | ОП – общая пауза | Пауза сердца |
Озоновая дыра- | Локальное падение концентрации озона в озоновом слое Земли | |
-П- | Пищевые добавки- | Вещества добавляются в пищевые продукты для придания им желаемых свойств. |
Поллюция | Непроизвольное семяизвержение. | |
-Р- | РНК | Рибонуклеиновая кислота |
-С- | Систола | Сокращение сердечной мышцы |
Стратосфера | Слой атмосферы, располагающийся на высоте от 11 до 50 км. | |
-Т- | Термосфера- | Начинается на высоте 80-90 км и простирается до 800 км. |
-Ф- | Фотопроцесс- | Процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды на свету при участии фотосинтетических пигментов. |
-Х- | Холестерин | Природный жирный спирт. |
-Ц- | Цирроз печени- | тяжёлое заболевание печени. |
-Э- | Экосистемы | Биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов, среды их обитания, системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними. |
Эволюция- | естественный процесс развития живой природы. | |
Экология | Наука об окружающей среде и происходящих в ней процессах. | |
Экосфера- | Комплекс всех экосистем на Земле. |
По итогам изучения дисциплины выставляется дифференцированный зачет на основании оценок за практические работы и точки рубежного контроля.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные источники (для студентов)
1. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания - Москва.: Академический Проект, 2002. 620 с.
2. Лавриненков В.Н. , Ратников В.П. Концепции современного естествознания / В.Н. Лавриненков, В.П. Ратников – Москва.: ЮНИТИ – ДАНА, 1999. 292 с.
3. Габриелян О.С. Химия. 10 – 11 кл. – М.: Просвещение, 2008.
Савинкина Е.В. Химия для школ и классов гуманитарного профиля. 10 – 11 кл./ Е.В. Савинкина, Г.П.Логинова – М.: Просвещение, 2001–2002.
4. . Алексашина И.Ю.Естествознание – учебник для общеобразовательных учреждений (в 2х частях) / И.Ю.Алексашина, К.В.Галактионов, Н.И. Орещенко – М.: Просвещение, 2008г. – 289 с.
Дополнительная литература:
1. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов – М.: Просвещение, 2008.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская. – М.: Просвещение, 2004.
Гусарова Валентина Петровна
Карпачева Ирина Анатолевна