Вегетативная реактивность – это вегетативные реакции, возникающие в ответ на внешние и внутренние раздражители.
Методы исследования вегетативной реактивности: фармакологические – введение раствора адреналина, инсулина, мезатона, атропина и т.д.; физические - холодовая и тепловая пробы; воздействие на рефлекторные зоны (давление) – глазосердечный рефлекс Даньини – Ашнера, синокаротидный Геринга, солярный Тома, Ру.
Глазосердечный рефлекс Даньини-Ашнера: после 15 мин лежания в покое студент проводит подсчет ЧСС за 1 мин, затем подушечками пальцев надавливает на оба глазных яблока до появления легкого болевого ощущения в течение 15-25 с, после чего подсчитывает ЧСС за 15 с.
Трактовка: в норме ЧСС замедляется на 6-12 ударов мин – нормальная вегетативная реактивность; сильное замедление (парасимпатическая реакция) – повышенная вегетативная реактивность; слабое замедление – пониженная вегетативная реактивность; отсутствие замедления – извращенная вегетативная реактивность (симпатическая реакция).
III. Исследование вегетативного обеспечения деятельности
Исследование вегетативного обеспечения деятельности – это регистрация вегетативных компонентов, являющихся обязательным сопровождением любой деятельности. Экспериментальное моделирование деятельности: 1) физическая нагрузка (дозированная ходьба, приседания, двухступенчатая проба Мастера и т.д.); 2) проба положения – переход из горизонтального положения в вертикальное и наоборот (ортоклиностатическая проба).
Ортоклиноостатическая проба
В покое в горизонтальном положении студент определяет ЧСС и АД, затем пациент медленно, без лишних движений встает и в удобном положении стоит около кровати. Сразу же в вертикальном положении студент измеряет пульс и АД, а затем это делает через минутные интервалы в течение 10 мин. Пациента просит вновь лечь, сразу после укладывания измеряет через минутные интервалы АД и ЧСС до тех пор, пока они не достигнут исходных значений.
Трактовка: при нормальном вегетативном обеспечении деятельности – при вставании - кратковременный подъем систолического АД до 20 мм рт.ст., преходящее увеличение ЧСС до 24 в 1 мин. Во время стояния может падать систолическое АД на 15 мм рт.ст. или оставаться неизменным (изменение от 0 до -15 мм рт.ст.), диастолическое давление неизменно или несколько поднимается, ЧСС может увеличиваться до 40 в 1 мин от исходного. После возвращения в исходное горизонтальное положение АД и ЧСС должны через 1 мин прийти к исходному уровню.
Нарушения вегетативного обеспечения деятельности проявляется следующими признаками:
1. Подъем систолического давления более чем на 20 мм рт.ст.
2. Самостоятельный подъем только диастолического давления при вставании.
3. Увеличение ЧСС при вставании более чем на 24 в 1 мин.
4.При вставании ощущение прилива крови к голове, потемнение в глазах. Все вышеуказанные изменения говорят об избыточном вегетативном обеспечении.
5.Преходящее падение систолического давления более чем на 10-15 мм рт.ст. непосредственно после вставания, при этом появляются жалобы на покачивание, ощущение слабости - недостаточное вегетативное обеспечение.
6.Во время стояния систолическое АД падает более чем на 15-20 мм рт.ст. ниже исходного уровня, снижение диастолического АД – недостаточное вегетативное обеспечение.
7.Повышение ЧСС во время стояния более чем на 30-40 в 1 мин – избыточное вегетативное обеспечение.
- пиломоторного рефлекса (рефлекса «гусиной кожи») | Вызывается болевым раздражением кожи в области трапециевидной мышцы. У здоровых людей проведение по коже острием иглы вызывает образование «гусиной кожи». «Гусиная кожа» в норме может возникнуть и при внезапных эмоциях. | Выпадение рефлекса. Усиление рефлекса ниже места поражения. |
- местного дермографизма | Наносится лёгкое штриховое раздражение кожи рукояткой молотка. У здоровых людей через несколько секунд появляется белая полоска, обусловленная сокращением капилляров – местный белый дермографизм. Наносится более сильное и медленное раздражение кожи рукояткой молотка. У здоровых людей через несколько секунд появляется местный красный дермографизм - красная полоса, окружённая узкой белой каймой. | Оба раздражения вызывают только белый дермографизм (симпатикотония) или только красный дермографизм (ваготония). Возвышенный дермографизм (нарушение сосудистого тонуса). |
- рефлекторного (болевого) дермографизма | Производится штриховое раздражение кожи острием булавки. У здоровых людей в ответ на раздражение появляется красная полоса шириной 1-2 см, окружённая узкими белыми линиями. Реакция кожи удерживается в среднем 2-10 минут. | Исчезает в зонах иннервации поражённых нервов. |
- холодовой пробы | Руку обследуемого погружают в холодную воду (из-под крана). На другой руке измеряют АД: - до погружения; - сразу после погружения; - через 1-2-3-5 мин. В норме систолическое давление повышается на 15-25 мм рт.ст. | Повышение АД более чем на 25 мм рт.ст. |
8. Исследование функций черепных нервов |
- I (обонятельного) | Больной сидит или лежит. Студент просит его поочерёдно закрывать носовые ходы (путём надавливания указательным пальцем) и даёт нюхать пахучие вещества (мятные или валериановые капли, духи). В норме человек ощущает соответствующий запах и называет пахучее вещество. | Гиперосмия, обонятельные галлюцинации, гипосмия, аносмия, нарушение узнавания запахов. |
- II (зрительного) | Острота зрения:Исследуется с помощью специальных таблиц, на которых изображены кольца с отверстиями (таблица С.С. Головина), буквы (таблица Д.А. Сивцева) или фигурки (таблица Е.М. Орловой). Ориентировочный тест «Счёт пальцев». Пациент должен назвать количество пальцев, которые показывает ему студент, находящийся на расстоянии 5 м (соответствует определению самых крупных букв верхней строки таблицы Сивцева, острота зрения составляет 0,1). Проверяется острота зрения каждого глаза в отдельности. Цветоощущение:Исследуется с помощью набора мотков цветных ниток, цветных полосок бумаги. Больной называет показываемые ему цвета. Поле зрения: - Ориентировочный тест с полотенцем на выявление гемианопсии. Пациенту предлагают смотреть одним глазом и ребром ладони разделить полотенце пополам. - Ориентировочный тест с импровизированным периметром. Пациенту, находящемуся напротив студента, предлагают смотреть одним глазом (другой закрыт) на одноименный глаз студента. Студент выводит свой палец из-за головы больного снаружи, сверху. При этом отмечают пределы (в градусах), в которых больной видит движения пальца в направлениях кверху и книзу, кнаружи и кнутри. Границы нормального поля зрения для белого цвета: наружная – 900, внутренняя – 600, нижняя – 700, верхняя – 600. Исследование глазного дна. В норме диск зрительного нерва (ДЗН) круглый, розового цвета, с четкими границами, калибр артерий относится к калибру вен как 2 : 3; у детей 1-го года жизни ДЗН бледный. Прямая реакция зрачков на свет. Пациент с широко открытыми и равномерно освещёнными глазами сидит напротив студента. Ладонями студент прикрывает глаза больного, затем быстро отводит руку от одного глаза – в норме зрачок мгновенно суживается. Затем исследуют реакцию другого глаза. | Амавроз, амблиопия. Нарушение распознавания цветов, чаще красного и зелёного. Делит полотенце на неравные части, соответствующие 1/4 и 3/4 длины. Выявляется ограничение поля зрения со всех сторон, выпадение отдельных участков или половины полей зрения. Застойный ДЗН имеет яркокрасную окраску, размытые границы, проминирует в полость глаза. Вторичная атрофия зрительного нерва (после отёка ДЗН) сопровождается побледнением ДЗН, контуры его нечёткие. Первичная атрофия ДЗН: ДЗН серого цвета, с чёткими контурами. Отсутствие реакции зрачков на свет. |
- III (глазодвигательного) | Исследование объёма движений глазного яблока.Пациенту предлагают смотреть прямо перед собой на молоточек или палец студента. Проверяют подвижность глазного яблока, для чего просят пациента смотреть вверх, вниз и кнутри. Исследуют прямую и содружественную реакции зрачков на свет, реакцию зрачков на аккомодацию, конвергенцию и боль. Содружественная реакция зрачков на свет.Один глаз пациента студент закрывает ладонью, другой оставляет слегка приоткрытым. При быстром отведении руки от закрытого глаза в норме зрачок суживается и в приоткрытом глазу. Реакция зрачков на конвергенцию. При фиксировании взгляда пациента на каком-либо предмете, приближаемом постепенно к глазам, в норме имеет место сужение зрачков. При удалении предмета зрачки расширяются. Наибольшее сужение зрачков отмечается при приближении предмета к глазам на расстояние 10-15 см. Реакция зрачков на аккомодацию. Проверяют на одном глазу (второй прикрыт). В норме отмечается сужение зрачков при рассмотрении предмета вблизи и расширение – при взгляде вдаль. Реакция зрачков на боль. При болевых раздражениях любого участка тела уколом в норме расширяется зрачок. | На стороне поражения птоз, расходящееся косоглазие, мидриаз, ограничение подвижности глазного яблока при взгляде вверх, внутрь, частично вниз. Субъективно – диплопия при взгляде в стороны (двоение по горизонтали) и вверх (двоение по вертикали), усиливающуюся при взгляде в сторону поражённой мышцы. Отсутствие содружественной реакции зрачков на свет. Снижение или утрата реакции зрачков на свет при сохранении реакции на конвергенцию и аккомодацию. Отсутствие реакции зрачков на конвергенцию. Парез или паралич конвергенции и аккомодации. Отсутствие реакции зрачков на аккомодацию. Отсутствие расширения зрачка в ответ на боль. |
- IV (блокового) | Студент просит больного, находящегося в положении стоя, посмотреть вниз на пальцы студента или молоточек. | Двоение предметов при взгляде вниз, отведение глаза несколько вверх и кнутри, ограничение подвижности глазного яблока при взгляде вниз и в небольшой степени при взгляде кнаружи (одностороннее поражение по периферическому типу). |
- V (тройничного) | Исследование чувствительностилица и волосистой части головы проводится по общим правилам. На лице: зона иннервации 1-ой ветви тройничного нерва (n.ophthalmicus, глазной нерв)включает кожу лба, передней волосистой части головы, верхнего века, внутреннего угла глаза, спинки носа, глазное яблоко, слизистую верхней части носовой полости, лобную и решетчатую пазух, мозговые оболочки. Зона иннервации 2-ой ветви тройничного нерва (n.maxillaris, верхнечелюстной нерв) включает кожу нижнего века, наружного угла глаза, верхней части щек, верхней губы, верхнюю челюсть и ее зубы, слизистую оболочки нижней части носовой полости, гайморову пазуху. Зона иннервации 3-ей ветви тройничного нерва (n.mandibularis, нижнечелюстной нерв) включаеткожу нижней части щеки, нижней губы, задней части боковой поверхности лица, подбородка, нижнюю челюсть и ее зубы, слизистую оболочку щёк, нижней части ротовой полости, языка. Исследуются надбровный, корнеальный рефлексы, .наличие болей, парестезий в лице. Пальпируются точки выхода ветвей тройничного нерва: foramen supraorbitale для 1-ой ветви, foramen infraorbitale для 2-ой и foramen mentale для 3-ей. Болевую и температурную чувствительность следует проверять не только в направлении сверху вниз (по зонам проекции трех ветвей), но и от ушной раковины к губам (по зонам сегментарной иннервации). Исследование двигательной функции тройничного нерва. Студент просит больного открыть и закрыть рот, затем произвести несколько жевательных движений, во время которых руки студента находятся на височных и других жевательных мышцах (определяется степень их напряжения или атрофии). В норме мышцы напрягаются с обеих сторон одинаково, смещения нижней челюсти в стороны не отмечается. | При изолированном поражении одной из ветвей тройничного нерва наблюдаются чрезвычайно интенсивные боли в зоне иннервации ветви, нарушения чувствительности в соответствующей зоне (периферический тип расстройства), боль при надавливании на точки выхода ветвей, могут быть вегетативнотрофические нарушения; при вовлечении в процесс гассерова узла выпадает чувствительность в области зоны всех 3-х ветвей, появляется herpes zoster на лице. При поражении всех трех ветвей – анестезия, гипалгезия или гиперестезияодноименной половины лица и волосистой части головы. При поражении одной из ветвей нарушения возникают в соответствующей зоне иннервации. Поражение ядра спинального тракта тройничного нерва на разных уровнях вызывает диссоциированные расстройства чувствительности по сегментарному типу (зонам Зельдера). Пальпаторно – асимметрия напряжения височных и жевательных мышц. При открывании рта нижняя челюсть смещается в сторону. Фасцикулярные подёргивания в иннервируемых мышцах. Тризм мышц или отвисание челюсти. |
- VI (отводящего) | Пациенту предлагают смотреть кнаружи на пальцы студента или молоточек. | Сходящееся косоглазие, не возможно отведение глаза кнаружи, субъективно – диплопия при взгляде в сторону поражённой мышцы. |
- VII (лицевого) | Студент предлагает пациенту поднять брови вверх, нахмурить брови, плотно закрыть и зажмурить глаза, оскалить зубы, улыбнуться или надуть щеки, задуть огонь спички или свистнуть. В норме мышцы лица работают симметрично. Исследование вкуса:На высунутый язык пациента студент наносит пипеткой каплю раствора сахара, или хинина, или поваренной соли, поочередно на правую и левую его половины, причем, вначале на передние 2/3 языка, затем на заднюю его часть. Во время исследования пациент не должен разговаривать, чтобы раствор не растекался по всей поверхности языка. Пациент дает ответ о вкусовом ощущении письменно или утвердительным знаком. После каждой пробы он тщательно прополаскивает рот водой. При проведении исследования необходимо учитывать, что сладкое ощущается кончиком языка, кислое – серединой и краями, горькое – задней третью, соленое – всей поверхностью. | Асимметрия лица, фасцикулярные подёргивания иннервируемых мышц (периферический прозопопарез). Опущение угла рта, сглажена носогубная складка, усилен надбровный рефлекс (центральный прозопопарез). Расстройство вкуса на передних 2/3 языка, вкусовые галлюцинации, гипогевзия, агевзия, гипергевзия. |
- VIII (вестибулокохлеарного) | Острота слуха:Пациент располагается на расстоянии 5 м от студента, повернувшись к нему исследуемым ухом, второе ухо плотно закрывается надавливанием пальца на козелок. Студент шёпотом (шепотная речь), а затем громко (разговорная речь) произносит слова и предлагает их повторить. Проба Ринне: звучащий камертон (С128, С256) расположен на сосцевидном отростке, после того, как больной перестает слышать звук, камертон подносят к наружному слуховому отверстию, в норме больной продолжает слышать звучание (воздушная проводимость лучше костной). Проба Вебера:звучащий камертон (С128, С256) расположен на темени. В норме звук камертона слышится одинаково с обеих сторон. Проверяется наличие нистагма (его характер, направление), системного головокружения, тошноты, рвоты, побледнения лица, нарушений координации движения (поза Ромберга, указательная проба). | Выявляются гипакузия, глухота, гиперакузия. Больной не может определить местонахождение источника звука. При поражении звукопроводящего аппарата звуклатерализуется в больное ухо, при поражении звуковоспринимающего аппарата –в здоровое. Воздушная проводимость уменьшается (поражение звукопроводящего аппарата). Понижается костная и воздушная проводимость (поражение звуковоспринимающего аппарата). Вестибулярная атаксия. |
- IX и X (языкоглоточного и блуждающего) | Студент просит больного: - открыть рот и произнести звуки «э», «а»; - произнести вслух несколько фраз; - выпить стакан воды. Исследуются нёбный, глоточный рефлексы, чувствительность слизистой верхней половины глотки и вкусовая чувствительность задней трети языка. Вкус определяется по методике исследования функций лицевого нерва. | Мягкое небо располагается асимметрично, неодинаково напрягается с обеих сторон, язычок отклоняется в здоровую сторону. Дисфония, дисфагия. Паралич голосовой связки можно установить при ларингоскопии. Снижение нёбного, глоточного рефлексов на стороне поражения, анестезия слизистой верхней половины глотки, нарушение вкуса на языке (задняя треть). |
- XI (добавочного) | Пациент находится в положении стоя или сидя. Студент просит его нагнуть голову вперёд, повернуть её в сторону, пожать плечами, поднять плечи выше горизонтали, привести лопатки к позвоночнику. В норме эти движения выполняются без затруднений. | Невозможны или затруднены поворот головы в здоровую сторону, пожимание плечами, поднимание руки выше горизонтали, на поражённой стороне опущено плечо, нижний угол лопатки отходит кнаружи и вверх (одностороннее поражение). Больной не может удерживать голову, невозможен поворот головы в стороны, приподнимание плечевого пояса и т.п. (двустороннее поражение). |
- XII (подъязычного) | Студент предлагает больному высунуть язык. В норме язык должен располагаться по средней линии. Отсутствует его атрофия, фасцикулярные подергивания. Проверяется речь (назвать ФИО, адрес и т.д., затем скороговорки – «сыворотка из-под простокваши», «тридцать третья артиллерийская бригада»). | Периферический парез языка -язык при высовывании отклоняется в сторону, наблюдается атрофия половины языка, фасцикулярные подергивания мышцы, дизартрия.При двустороннем поражении языка - ограничение подвижности или полная неподвижность языка, анартрия, затруднены еда и питье (пищевой комок не может быть перемещен во рту для жевания, подвинут к глотке для глотания). Центральный парез языка -язык при высовывании отклоняется в сторону, атрофий и фасцикулярных подергиваний мышц не наблюдается. |