Эффективность и преемственность реабилитации.
Шкалы и тесты.Учитывая длительные сроки восстановления неврологических больных, постепенность изменений и наблюдение пациента на разных этапах реабилитации, важно использовать в работе метрические шкалы и тесты. Это позволяет оценивать общую эффективность реабилитации, улавливать тенденции изменений в соответствии с оказываемым воздействием, своевременно корректировать терапию, улучшать преемственность восстановительных мероприятий и мотивировать пациента и его окружение для дальнейшей работы. Бригадная работа позволяет без существенных затруднений оценивать все аспекты повреждения, динамики восстановления и проявлений человеческой жизни. Таким образом, у каждого из членов междисциплинарной бригады должен иметься собственный тест-пакет для оценки состояния пациента и его индивидуальных проблем в соответствии со своей специальностью:
1. Медицинская сестра выполняет оценку по шкале комы Глазго, скрининг глотания, отслеживает риск развития пролежней по шкале Ватерлоу; в остальном это контроль рутинных мероприятий и физиологических отправлений – баланс потребляемой жидкости, питание, умывание, туалет, катетеризация, термо- и тонометрия и т.д.
2. Специалист по ЛФК и эрготерапевт используют тесты для оценки движения, самообслуживания и социально-бытовой адаптации: как правило, это шкала Бартела и индекс мобильности Ривермид, шкала Рэнкина, оценка функциональной независимости по FIM (Functional Independence Measure). Для выявления узких проблем в каждом конкретном случае используются специализированные шкалы, например, для оценки спастичности – Эшуорта, тест баланса Берга, тест десяти шагов и так далее.
3. Логопед (афазиолог) выполняет оценку с помощью таблицы «Оценка динамики высших психических функций» и протокола «Оценка функции глотания».
4. Нейропсихолог (клинический психолог) работает, например, с Монреальской шкалой, которая позволяет достаточно быстро выявить и оценить имеющиеся когнитивные проблемы и в настоящее время приобретает наибольшую популярность. Кроме того, один из важнейших моментов в работе нейропсихолога – выявление проблем мотивации пациента, для чего используются методики «Диагностика мотивации избегания неудач» и «Шкала оценки потребности в достижении». Для оценки тревоги и депрессии существует большой выбор шкал, в том числе «Госпитальная шкала депрессии», одна из самых удобных в клинической практике.
Исходы реабилитации.В реабилитации различают три уровня восстановления:
1. Уровень истинного восстановления – наилучший исход, когда нарушенная структура и функция возвращаются к исходному состоянию. Истинное восстановление возможно лишь тогда, когда нет полной гибели нервных клеток, а патологический очаг состоит в основном из инактивированных элементов (вследствие отека, гипоксии, изменения проводимости нервных импульсов, диашиза и т.д.).
2. Компенсация – второй уровень восстановления. При компенсации функцию разрушенных структур берут на себя системы, не пострадавшие от травматизирующего фактора. В результате дефектность в структуре органа нельзя внешне определить и обозначить как повреждение, нарушение навыков или социальную недостаточность.
3. Реадаптация (приспособление к дефекту) – это третий уровень восстановления. Патологический очаг, приведший к развитию дефекта, имеет относительно большие размеры, состоит в основном из разрушенных элементов, и организму недостает собственных резервов для компенсации нарушенной функции. Для достижения определенного результата больной вынужден прибегать к необычным движениям и техническим приспособлениям (трости, «ходунки», кресла-каталки, ортезы, протезы и т.д.).
Предикторы восстановления (реабилитации).В настоящее время не выявлено однозначной связи между степенью повреждения нервной системы и степенью и вероятностью восстановления. Все зависит от большого количества факторов, основными из которых являются:
– исходные данные состояния человека и обстоятельства повреждения;
– возраст и наследственность;
– образ жизни, сопутствующие заболевания и состояние иммунной системы;
– скорость и адекватность оказания медицинской помощи в остром периоде и т. д.
Восстановление всегда тем полнее, чем раньше и интенсивнее проводятся реабилитационные мероприятия. Основной принцип неврологической реабилитации – «ни минуты покоя».
В реабилитации принята вероятностная оценка исходов, которая показывает результативность мероприятий на значительном количестве наблюдений. Яркий пример такого обобщенного подхода – Гельсинборгская декларация, которая в 2008 г. установила достижимую цель реабилитационных мероприятий для пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения, а именно: более 70% выживших в течение первого месяца должны быть полностью независимы в повседневной жизни через 3 мес. после инсульта.
Вопросы для контроля
1. Назовите базисные принципы реабилитации неврологических больных.
2. Какие специалисты должны входить в состав междисциплинарной реабилитационной бригады при лечении пациентов неврологического профиля?
3. Что такое эрготерапия?
Приложение 1
Тестовые вопросы к главе 3
К видам общей простой чувствительности относится:
1)мышечно-суставная, болевая, давления и веса;
2) вибрационная, дискриминационная, обонятельная;
3) Кинестезия кожи, тактильная, локализации;
4) вкусовая, болевая, температурная, тактильная;
Закон Ауэрбаха-Флатау это:
1)поражение проводников глубокой чувствительности на уровне шейного утолщения;
2) поражение собственных ядер задних рогов спинного мозга;
3) эксцетрическое расположение проводников поверхностной чувствительности в боковом канатике;
4)симметричное поражение спинальных ганглиев шейных и грудных сегментов;
5) поражение дистальных отделов периферических нервов
Диссоциированное расстройство чувствительности предполагает:
1)выпадение поверхностной и глубокой чувствительности;
2) выпадение поверхностной и сохранение сложной чувствительности;
3) выпадение специальной и сохранение глубокой чувствительности;
4) выпадение сложной чувствительности;
5) выпадение глубокой при сохранении поверхностной чувствительности;
Для гиперпатии характерно:
1)нарушение простых видов чувствительности с понижением порога восприятия и отсутствием последействия;
2) нарушение сложных видов чувствительности с понижением порога восприятия и длительных последействием; Периферический паралич с поражением 7, 11 черепных нервов;
3) полная утрата всех видов чувствительности с извращенным восприятием раздражения;
4) одиночные раздражения воспринимаются как множественные;
5) приступообразная интенсивная, мучительная, жгучая боль после поражения периферических нервов с большим количеством вегетативных волокон.
Для церебрального проводникового подкоркового типа чувствительных нарушений характерно развитие:
1)контрлатеральной гемигипестезии;
2) дистального характера распределения чувствительных расстройств по типу «перчаток» и «носков»;
3) диссоциированных расстройств чувствительности;
4) нарушений чувствительности в соответствии с соматотопической проекцией;
5) альтернирующих синдромов
Тестовые вопросы к главе 4
Патологический стопный рефлекс Бабинского вызывается штриховым раздражением латерального края подошвы:
1)Снизу вверх;
2) Сверху вниз;
3) Сначала вниз, а потом вверх
4)Не имеет значения.
К признакам центрального паралича не относится:
1)Патологические синкинезии;
2) Спастический гипертонус мышц;
3) Гиперрефлексия;
4) Фасцикуляции;
5) Патологические рефлексы.
К развитию периферического пареза приводит поражение:
1)коры больших полушарий головного мозга;
2) клеток передних рогов спинного мозга;
3) пирамидного пути;
4)передних корешков спинномозговых нервов;
5) задней серой спайки.
Нарушение походки при центральном параличе носит название:
1)Утиная
2) Петушиная
3) Атактическая
4)Циркумдуцирующая
5) Шаркающая
При повреждении спинного мозга на уровне грудного отдела позвоночника развивается:
1)Гемипарез;
2) Тетрапарез;
3) Парапарез.
Тестовые вопросы к главе 5
Спинной мозг оканчивается:
1) у первого-второго поясничного позвонка;
2) у пятого поясничного позвонка;
3) у двенадцатого грудного позвонка;
4) у третьего поясничного позвонка.
Симптомокомплекс поражения спинного мозга включает:
1) синдром двигательных нарушений;
2) синдром чувствительных расстройств;
3) бульбарный синдром;