Тема: Учение об инфекции. Инфекционный процесс. Основы эпидемиологии
Занятие №15
Тема: Учение об инфекции. Инфекционный процесс. Основы эпидемиологии
Цели занятия:познакомиться с содержанием основных понятий: «инфекция», «инфекционный процесс», «инфекционная болезнь»;
изучить механизмы и формы инфекционного процесса, а также роль микро- и макроорганизма в инфекционном процессе;
определить условия возникновения инфекционного процесса и роль физиологических, психологических и социальных факторов в развитии инфекционных заболеваний;
изучить свойства микроорганизмов, определяющие их патогенность и вирулентность.
План занятия (Вопросы для обсуждения):
1. Понятие об иммунитете, инфекционном процессе, инфекционной болезни. Факторы инфекционного процесса.
2. Стадии и уровни инфекционного процесса.
3. Признаки инфекционного заболевания.
4. Патогенность и вирулентность микроорганизмов. Единицы измерения вирулентности микробов. Факторы патогенности бактерий. Свойства экзо- и эндотоксинов.
5. Роль макроорганизма, внешней и социальной среды в возникновении и развитии инфекционного и эпидемического процессов.
6. Основные формы инфекций. Динамика развития инфекционного заболевания.
7. Понятие об эпидемическом процессе. Источники, механизмы, пути и факторы передачи инфекционных болезней.
Оформление протокола лабораторного занятия:
· Таблица «Механизмы, пути и факторы передачи для разных групп инфекционных болезней (по Громашевскому)» — по учебнику Воробьева (новый) стр. 179. табл. 8.1;
· Таблица «Эколого-эпидемиологическая классификация инфекционных болезней» — учебник Воробьева (новый) стр. 181. табл. 8.2.
· Составить классификацию форм инфекции и в соответствии с ней записать определения:
¾ Эндогенная/экзогенная инфекция;
¾ Очаговая/генерализованная инфекция;
¾ Бактеремия;
¾ Вирусемия;
¾ Токсинемия;
¾ Сепсис или септицемия;
¾ Септикопиемия;
¾ Моноинфекция, смешанная или микс-инфекция, вторичная инфекция, суперинфекция, реинфекция, рецидив;
¾ Манифестная, инаппарантная, абортивная форма инфекции;
¾ Персистенция; микробоносительство
· Записать методику изученияинвазивных свойств стафилококка экспериментальным методом на животных с применением мазков-отпечатков; повторить методики определения плазмокоагулазы, гиалуронидазы, токсигенности дифтерии, лецитиназы и гемотоксина.
· Единицы вирулентности микробов DLM, DLC, DL50;
· Сравнительная характеристика экзо- и эндотоксинов.
Задание для выполнения лабораторной работы:
Изучить методы, демонстрирующие определение факторов патогенности; зафиксировать их, сделать выводы.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Факторы патогенности и их эффекты (на примере H.pylori)
Факторы патогенности
¾ адгезия;
¾ инвазия;
¾ агрессия (в т.ч. токсинообразование).
Адгезия - это пусковой момент инфекции. Адгезия обусловлена чувствительностью микроба к рецепторам клеток хозяина и органотропностью (комплементарное взаимодействие макромолекул на поверхности микроба с рецепторами эукариотической клетки).
Адгезины - структуры микроба (макромолекулы) ответственные за прилипание, т.е. связывание с клетками хозяина.
Адгезины:
- Гр+ бактерий - основные белки (они активируют транслокацию микроба вглубь эпителиальной клетки) и тейхоевые кислоты клеточной стенки;
- Гр- бактерий - белки наружной мембраны, ЛПС и фимбрии (пили первого или общего типа);
- капсульных бактерий – капсула;
- микоплазм - макромолекулы, входящие в состав выростов цитоплазматической мембраны;
- вирусов - специфические структуры белковой или полисахаридной природы.
Колонизация зависит как от дозы микробов, так и количества рецепторов для них
на поверхности клеток макроорганизма.
При отсутствии адгезинов и комплементарных рецепторов инфекционный процесс не развивается.
Инвазивность (от лат. invasion - нападение) - это способность микробов проникать через кожные покровы и слизистые оболочки во внутреннюю среду организма хозяина и распространяться по его тканям и органам.
Агрессивность- способность противостоять факторам макроорганизма и размножаться в нем.
Ферменты:
а) инвазионные (гиалуронидаза, фибринолизин и др.);
б) защитные (плазмокоагулаза и др.);
Занятие №15
Тема: Учение об инфекции. Инфекционный процесс. Основы эпидемиологии
Цели занятия:познакомиться с содержанием основных понятий: «инфекция», «инфекционный процесс», «инфекционная болезнь»;
изучить механизмы и формы инфекционного процесса, а также роль микро- и макроорганизма в инфекционном процессе;
определить условия возникновения инфекционного процесса и роль физиологических, психологических и социальных факторов в развитии инфекционных заболеваний;
изучить свойства микроорганизмов, определяющие их патогенность и вирулентность.
План занятия (Вопросы для обсуждения):
1. Понятие об иммунитете, инфекционном процессе, инфекционной болезни. Факторы инфекционного процесса.
2. Стадии и уровни инфекционного процесса.
3. Признаки инфекционного заболевания.
4. Патогенность и вирулентность микроорганизмов. Единицы измерения вирулентности микробов. Факторы патогенности бактерий. Свойства экзо- и эндотоксинов.
5. Роль макроорганизма, внешней и социальной среды в возникновении и развитии инфекционного и эпидемического процессов.
6. Основные формы инфекций. Динамика развития инфекционного заболевания.
7. Понятие об эпидемическом процессе. Источники, механизмы, пути и факторы передачи инфекционных болезней.
Оформление протокола лабораторного занятия:
· Таблица «Механизмы, пути и факторы передачи для разных групп инфекционных болезней (по Громашевскому)» — по учебнику Воробьева (новый) стр. 179. табл. 8.1;
· Таблица «Эколого-эпидемиологическая классификация инфекционных болезней» — учебник Воробьева (новый) стр. 181. табл. 8.2.
· Составить классификацию форм инфекции и в соответствии с ней записать определения:
¾ Эндогенная/экзогенная инфекция;
¾ Очаговая/генерализованная инфекция;
¾ Бактеремия;
¾ Вирусемия;
¾ Токсинемия;
¾ Сепсис или септицемия;
¾ Септикопиемия;
¾ Моноинфекция, смешанная или микс-инфекция, вторичная инфекция, суперинфекция, реинфекция, рецидив;
¾ Манифестная, инаппарантная, абортивная форма инфекции;
¾ Персистенция; микробоносительство
· Записать методику изученияинвазивных свойств стафилококка экспериментальным методом на животных с применением мазков-отпечатков; повторить методики определения плазмокоагулазы, гиалуронидазы, токсигенности дифтерии, лецитиназы и гемотоксина.
· Единицы вирулентности микробов DLM, DLC, DL50;
· Сравнительная характеристика экзо- и эндотоксинов.
Задание для выполнения лабораторной работы:
Изучить методы, демонстрирующие определение факторов патогенности; зафиксировать их, сделать выводы.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Факторы патогенности и их эффекты (на примере H.pylori)
Факторы патогенности
¾ адгезия;
¾ инвазия;
¾ агрессия (в т.ч. токсинообразование).
Адгезия - это пусковой момент инфекции. Адгезия обусловлена чувствительностью микроба к рецепторам клеток хозяина и органотропностью (комплементарное взаимодействие макромолекул на поверхности микроба с рецепторами эукариотической клетки).
Адгезины - структуры микроба (макромолекулы) ответственные за прилипание, т.е. связывание с клетками хозяина.
Адгезины:
- Гр+ бактерий - основные белки (они активируют транслокацию микроба вглубь эпителиальной клетки) и тейхоевые кислоты клеточной стенки;
- Гр- бактерий - белки наружной мембраны, ЛПС и фимбрии (пили первого или общего типа);
- капсульных бактерий – капсула;
- микоплазм - макромолекулы, входящие в состав выростов цитоплазматической мембраны;
- вирусов - специфические структуры белковой или полисахаридной природы.
Колонизация зависит как от дозы микробов, так и количества рецепторов для них
на поверхности клеток макроорганизма.
При отсутствии адгезинов и комплементарных рецепторов инфекционный процесс не развивается.
Инвазивность (от лат. invasion - нападение) - это способность микробов проникать через кожные покровы и слизистые оболочки во внутреннюю среду организма хозяина и распространяться по его тканям и органам.
Агрессивность- способность противостоять факторам макроорганизма и размножаться в нем.
Ферменты:
а) инвазионные (гиалуронидаза, фибринолизин и др.);
б) защитные (плазмокоагулаза и др.);