Природа психологических расстройств и психологического здоровья
Рационально – эмоциональная поведенческая терапия постулирует, что в основе невротических расстройств лежит склонность людей давать воспринимаемым событиям своей жизни категоричные, абсолютистские оценки. Как было показано, эти оценки воплощаются в форме «должен», «обязан», «надо» и т.п. Мы предполагаем, что эти абсолютистские когниции – ядро философии однозначных убеждений, являющейся центральной чертой многих эмоциональных и поведенческих расстройств.
Такие воззрения в теории РЭПТ рассматриваются как иррациональные, потому как они обычно затрудняют осуществление людьми своих основных целей и задач или препятствуют ему. Абсолютистское «должен» не обязательно ведет к психологическим расстройствам, потому что человек может быть глубоко убежден, что «Я должен иметь успех во всех важных проектах», быть уверенным в своем успехе и действительно уметь успех и поэтому не испытывать психологических проблем. Однако человек может в этом отношении оставаться уязвимым, поскольку всегда существует вероятность того, что он будет неудачлив в будущем. Поэтому, хотя теория РЭПТ и стоит на том, что абсолютистская философия чаще всего приводит к расстройствам, она не утверждает, будто это непременно должно быть так. Так что, даже учитывая взгляд РЭПТ на природу психологических нарушений, можно сказать, что она занимает антиабсолютистские позиции.
Если человек следует философии долженствования, он склонен к образованию множества рациональных заключений, так называемых центральных идей, которые представляют собой производные от этих «должен». Эти главные производные считаются иррациональными, потому что они также препятствуют целям и задачам человека.
Первая главная производная известна под названием «драматизация». Она имеет место, когда воспринимаемое событие оценивается как ужасное более чем на 100 % - действительно раздутый и преувеличенный вывод, который берет начало во взгляде: «Это не должно быть настолько плохим».
Вторая главная производная известна как «осуждение», представляет собой склонность людей считать себя и других «недочеловеками» «недостойными», если они делают то, чего делать не «должны», или им не удается сделать то, что они делать «обязаны». «Осуждать» человек может и мир, и условия жизни, считая их «паршивыми», если они не дают ему то, что у него «должно» быть.
В РЭПТ отмечается, что людям в нестабильном состоянии свойственно мыслить нелогично. Учитывая это, РЭПТ соглашается с мнением когнитивных терапевтов о том, что подобные когнитивные искажения являются чертой психологических расстройств. Однако теория РЭПТ придерживается тог взгляда, что такие искажения практически всегда идут от «должен». Вот наиболее часто встречающиеся из них: Мышление по типу «се или ничего». Перескакивание к выводам и негативные нелогичные заключения. Предсказывание будущего. Зацикливание на негативе. Непонимание позитива. Всегда и никогда. Преуменьшение. Эмоциональное рассуждение. Навешивание ярлыков и сверхобобщение. Принятие на свой счет. Ложное «Я». Перфекционизм. «Я понимаю, что хорошо выполнил это задание, но такую работу я обязан делать на «отлично», и поэтому я никудышный человек».
Психологическое здоровье. Теория РЭПТ говорит о том, что психологически здоровых индивидов отличает философия релятивизма, или философия «пожелания». Согласно этой философии, у людей имеется огромное множество различных желаний, мечтаний, целей, предпочтений и т.д., и если они не возводят эти неабсолютные ценности в ранг грандиозных догм и требований, у них будет меньше психологических проблем. Однако у них возникнут здоровые отрицательные эмоции, если их желания не будут исполняться. Эти эмоции предполагают конструктивные мотивационные качества, поскольку помогают людям устранить препятствия на пути к достижению цели, а также конструктивно изменить то, что не может быть реализовано.
Философия «пожелания» имеет три главные производные. Они представляются рациональными потому, что обычно способствуют достижению людьми своих целей или формированию новых, если прежние цели не могут быть осуществлены.
Первой основной производной пожелания является оценка, или определение неприятности, события, - рациональная альтернатива драматизации.
Вторая основная производная пожелания известна как толерантность и является рациональной альтернативой «Я – этого – не – переживу». В данном случае человек признает, что нежелательное событие произошло, считает, что если событие произойдет, то оно произойдет эмпирически, оценивает степень неприятности события, пытается изменить нежелательное событие или, если это невозможно, принять «суровую» реальность и активно занимается претворением в жизнь других целей, если ситуацию нельзя изменить.
Третья основная производная, известная как принятие, является рациональной альтернативой «осуждения». В данном случае человек принимает то, что и он, и другие люди несовершенны и не обязаны вести себя иначе, чем так, как они себя ведут, а также что они слишком сложны изменчивы, чтобы им можно было дать обоснованную и глобальную оценку. Условия жизни принимаются такими, какие они есть.
Теория РЭПТ выдвигает ряд критериев психологического здоровья: Соблюдение собственных интересов. Социальный интерес. Самоуправление. Высокая толерантность к фрустрации. Гибкость. Принятие неопределенности. Преданность творческим занятиям. Научное мышление. Принятие себя. Рискованность. Отсроченный гедонизм. Антиутопизм. Ответственность за свои эмоциональные расстройства.
Теория терапевтических изменений.
Рационально – эмоционально – поведенческий взгляд на человека весьма оптимистичен: хотя теория и постулирует наличие у людей выраженной биологической тенденции мыслить иррационально, она также утверждает, что они обладают конструктивной способностью выбрать работу над изменением иррационального мышления и самобичеванием как эффектом этого мышления.
Существует несколько уровней изменения. Теория РЭПТ полагает, что наиболее качественные и продолжительные изменения, которых могут достичь люди, включают философское реструктурирование иррациональных Воззрений. Изменения на этом уровне могут быть общими и частными. Частное изменение философии означает, что индивид изменяет свои абсолютистские требования («должен» и «обязан») на рациональные относительные предпочтения в данной конкретной ситуации. Общее философское изменение предполагает принятие гибкой установки по отношению к жизненным событиям в целом.
Чтобы добиться изменения мировоззрения на частном или общем уровне, людям рекомендуется следующее:
1. Осознать, что они сами в значительной степени создают свои собственные психологические проблемы и, несмотря на то что условия окружающей среды могут играть в их проблемах существенную роль, в процессе изменения они учитываются обычно во вторую очередь.
2. Полностью признать то, что они способны сами основательно справиться с собственными затруднениями.
3. Понять, что эмоциональные и поведенческие расстройства обусловлены в основном иррациональными, абсолютистскими и догматичными Взглядами.
4. Определить свои иррациональные убеждения и провести различия между ними и их рациональной альтернативой.
5. Оспаривать эти иррациональные убеждения, используя реалистические, логические и эвристические методы, а также посредством чувствования и действия вопреки им.
6. Работать над интернализацией новых, эффективных Взглядов, задействуя множество когнитивных, эмоциональных и поведенческих методов измерений.
7. Продолжать процесс изменения иррациональных убеждений и использования мультимодальных методов всю свою жизнь.
Когда люди добиваются изменения мировоззрения, они нередко спонтанно исправляют свои искаженные заключения о реальности. Однако для них может оказаться полезным поработать над этими искаженными выводами непосредственно, как всегда на это обращали внимание РЭПТ – терапевты.
Хотя рационально – эмоционально – поведенческая теория и утверждает, что иррациональные идеи являются плодородной почвой для развития и закрепления искаженных выводов, их изменение у людей может происходить и без существенных мировоззренческих преобразований. Так, они могут признавать, что их умозаключения или «автоматические мысли» - это скорее догадки о реальности, а не факты, могут создать альтернативные гипотезы, начать искать доказательства и/или проводить эксперименты, которые проверяют каждую гипотезу, и затем принять ту, которая является «лучшей ставкой» из всех имеющихся.
Несмотря на то что РЭПТ – терапевты предпочитают помогать своим клиентам добиваться основательных изменений в философии через «В», они не настаивают, чтобы их клиенты поступали именно так. Если становиться очевидным, что клиент не может или не будет в любой данный момент времени менять свои иррациональные убеждения, то РЭПТ – терапевт старается помочь ему либо напрямую изменить «А», либо изменить его искаженные выводы по поводу ситуации.
Базовая практика РЭПТ
Терапевтические отношения
РЭПТ является обучающей формой терапии. Альберт Эллис неоднократно определял роль эффективного РЭПТ – терапевта как авторитетного и вдохновляющего учителя, который старается научить своих клиентов тому, как быть своим собственным терапевтом после окончания формальных сеансов.
Терапевтические условия. РЭПТ – терапевт стремиться к безусловному принятию своих клиентов как несовершенных человеческих существ, которые часто ведут себя саморазрушительно, но в своей сущности никогда не бывают плохими.
В роли терапевта мы стараемся быть настолько открытыми, насколько это возможно, и не стесняемся сообщать о себе очень личную информацию, если клиент просит об этом, кроме тех случаев, когда на наш взгляд, клиент может использовать ее себе во вред. При проведении сеансов они стремятся быть терапевтически искренними.
РЭПТ – терапевты обычно используют, где уместно, юмор в работе с большей частью своих клиентов, поскольку считают, что эмоциональные расстройства в основном проистекают из того факта, что люди воспринимают себя, свои проблемы, других людей и мир слишком серьезно. Поэтому они стараются продемонстрировать клиенту преимущества серьезного, но иронично-веселого подхода к жизни. Однако они избегают шуток в адрес личности клиента и его самоуничижительных мыслей, чувств и действий. Также они стараются быть неформальными и легкими в общении с большинством своих клиентов. Тем не менее, РЭПТ – подход осуждает тех терапевтов, которые неэтично позволяют себе развлекаться на сеансах терапии за деньги клиента.
РЭПТ – терапевты проявляют к своим клиентам особый род эмпатии. Это не только «аффективная» эмпатия, но и философская эмпатия.
РЭПТ – терапевты с осторожностью проявляют по отношению к клиенту безмерную теплоту. Если терапевт очень сблизиться с клиентами и будет одаривать его огромным вниманием, теплотой, заботой и поддержкой, а также безусловным принятием, то рискует столкнуться с двумя основными проблемами. Первая заключается в том, что терапевт может подкрепить сильнейшую «потребность» клиента в любви и одобрении – две иррациональные идеи, которые стоят в центре многих психологических расстройств. Вторая проблема – терапевт может непреднамеренно закрепить у своего клиента философию низкой толерантности к фрустрации.
РЭПТ – гибкий вид терапии, не полагающий формулирования абсолютных, догматичных терапевтических правил, в ней признается, что в определенных условиях может быть оказана определенная теплая поддержка со стороны терапевта и течение некоторого времени.
Терапевтический стиль. А. Эллис рекомендует терапевтам придерживаться с большинством клиентов активно – директивного стиля и его усиленной версии с некоторыми особо проблематичными и сопротивляющимися клиентами. Но некоторые терапевты рекомендуют более пассивный, мягкий подход к клиентам и в общих, и в особых случаях. Терапевтам можно порекомендовать избегать излишне дружелюбного, эмоционально заряженного стиля взаимодействия с «истеричными» клиентами; излишне интеллектуального стиля с «обсессивно – компульсивными» клиентами; излишне директивного стиля с клиентами, чье чувство автономности легко пошатнуть; излишне активного стиля с клиентами, которые слишком быстро «бегут» в пассивность.