От чего зависит правильный выбор?

Чтобы продолжать развиваться и прогрессировать в своей жизни, мы должны принять решение совершать правильный выбор – день ото дня и каждую минуту. Свобода выбора бесконечна, также как и вызовы, которые нам постоянно бросает жизнь, так что избежать неправильных решений кажется невозможным. Однако, Аюрведа утверждает, что в этом нет ничего невозможного, как только мы настроимся на звучание нашей глубинной природы.

В каждом выборе, который нам приходится делать – обыденном или глобальном – наше квантовое тело видит единственный правильный вы­бор, пусть даже разуму кажется, что их много. Эта неуверенность приводит к внутреннему конфликту. Почему, к примеру, курильщик тянется за еще одной сигаретой, хотя отлично знает, что это ему вредит? Почему обжора берет очередную порцию еды, хотя не испытывает голода? Борьба с этими привычками тщетна, ведь наши действия основаны на слишком многих индивидуальных процессах, изменяющихся каждую минуту. Победа над смертельными вирусами или бактериями – детская игра по сравнению с победой над собственными разрушительными привычками. К примеру, все мы знаем, что люди с избыточным весом готовы на все – на любое лечение, вмешательство в свою психику и даже на операцию, но все безус­пешно!

Аюрведа предлагает более простое решение. Вместо того, чтобы кор­ректировать свой выбор, люди склонны потворствовать своим нездоро­вым желаниям; поэтому мы приводим своих пациентов лицом к лицу с их желаниями. Дело в том, что изначально каждый человек имеет здоровые желания. На санскрите это называется «саттва», что часто переводится как «пустота». Однако, лучший перевод для этого слова – «импульс к разви­тию», и я постараюсь это доказать.

Аюрведа утверждает, что в каждой естественной ситуации одновремен­но действуют три импульса. Саттва – импульс к развитию и прогрессу; тамас – противоположное побуждение, оставаться в прежнем качестве и регрессировать. Между ними находится раджас – более нейтральный им­пульс, диктующий человеку действовать ради самого действия (см. диаг­рамму).

Как видите, раджас ставит вопрос: как мне действовать в данной ситуа­ции? Сатва делает выбор в пользу более эволюционного решения; тамас – в пользу того, которое предлагает стабильность. Все три импульса необхо­димы в нашей жизни. К примеру, поздно вечером вы решали, посмотреть ли еще один фильм по телевизору, один импульс говорит, что пора идти спать, а другой предлагает еще посидеть. При этом саттва и тамас приходят в конфликт, а раджас действует как пусковой механизм, побуждая вас при­нять решение.

Природа создала нас так, что наш ум инстинктивно действует в согла­сии с этими тремя тенденциями – Гунами, иногда также называемыми «ментальными дошами». Люди могут быть классифицированы согласно тому, которая из трех гун у них преобладает.

• Раджасичным людям нравится действовать любой ценой. Их ум ра­ботает постоянно и имеет тенденцию к беспокойству, импульсивно­сти и кинетическим «выбросам» различного рода.

• Саттвичным людям нравится все, что способствует их прогрессу. Их умы не озабочены действием ради него самого, но они совершают действия творческие, жизнеутверждающие и ведущие к здоровью.

• Тамасичным людям дороже всего покой. Их умы не активны, они предпочитают бездействовать и сохранять «статус кво».

Эти типы не являются чем-то застывшим, поскольку каждый из нас несет в себе элементы всех трех. Но каждому из нас знаком чисто раджаси-ческий тип – экстраверт, бесконечно полный энергии, бегущий туда, где ангелы боятся ступить. Часто встречается и чисто тамасический тип – медленный в своих движениях, сопротивляющийся новым идеям, твердо­лобый приверженец традиций, для которого все самое лучшее – в про­шлом. (Аюрведические доктора, прибывающие в Америку, называют ее расой безнадежных раджасиков, амбиции которых нуждаются в умиротво­рении саттвой.) Однако, мы созданы Природой таким образом, что стрем­ление к большей саттве является целью для нас, и тем самым мы обретаем счастье, здоровье и растущую творческую способность.

Тайна саттвических людей в том, что их желания – естественны и здо­ровы. Нездоровые желания могут возникнуть в каждом в результате скоп­ления ментальной амы – негативных тенденций ума. Саттва – сила чис­тоты, которая их побеждает. Аюрведические мудрецы утверждают, что аму порождают следующие причины:

• негативные эмоции – гнев, страх, самокритика, алчность, презре­ние;

• психологические стрессы – семейные проблемы, напряжение на ра­боте, нехватка денег, потеря работы, развод, смерть близких;

• летаргия ума, инертность;

• неподходящее, лишенное целостности окружение;

• контакт с негативом других людей;

• насилие и жестокость, в том числе в фильмах, передачах и книгах, неподобающие развлечения.

Рассуждения о том, можно ли показывать сцены насилия по ТВ, с точки зрения Аюрведы, неправильно ставят вопрос. Если речь идет о здоровье нации, то должен осознаваться факт, что вид насилия порождает в теле семена нездоровья в виде соответствующих эмоций и вредных химических соединений, накапливающихся в уме и всех клетках тела. Каждый вправе

выбирать тенденцию, которой он позволяет оказывать влияние на себя, но моя роль, как доктора – предупредить, что некоторые из них несут в себе угрозу для нашего здоровья и самого бытия. Избегать всего, что несет в себе заразную ментальную аму, таким образом – необходимая превентив­ная мера против нарушения баланса, ведущего к различным болезням.

Мы не можем заставить свое тело постоянно совершать более прогрес­сивный выбор. Покупая неподходящую пищу, куря сигареты одну за од­ной, постоянно употребляя алкоголь и совершая иные неправильные вы­боры в повседневной жизни, человек создает преграды на прямом пути своих желаний, и они пускаются «в обход». Иногда нечистот скапливается столько, что они не дают нам вступить в контакт со своим квантовым «я». В этой книге даны описания многих техник, помогающих разгрести эти завалы. Все они, от панчакармы до медитации блаженства, помогают по­высить свой уровень внутренней чистоты.

В скором времени, продолжая применять эти техники, вы почувствуете, как ваша саттвическая сторона начинает брать верх, вне зависимости от того, насколько блокирована была ваша система вначале. Когда это проис­ходит – значит, мы приближаемся к месту, называемому «наше совершен­ное здоровье». Саттва находится ближе всего к сердцу природы, поскольку все в природе расширяется, эволюционирует и растет. Саттва обитает в нас как инстинкт уравновешенности, жизнеутверждающих отношений, врож­денного достоинства и уважения к другим и искренней любви. Наращивая свою саттву, человек стремится жить в чистоте и двигаться в направлении, указанном эволюцией. Тогда, и только тогда выражение «жить в согласии с Природой» обретает для него истинный смысл.

КАК ВЗРАЩИВАТЬ СВОЮ САТТВУ

Аюрвда утверждает, что множество различных влияний вносят свой вклад в развитие саттвы, при этом сводя количество амы к минимуму. Некоторые рекомендации уже знакомы нам: употреблять чистую пищу и воду, избе­гать очевидных токсинов, таких, как пестициды, и иметь каждую ночь полноценный сон. Достаточный отдых необходим для пробуждения ясно­го, счастливого и здорового качества нашего ума.

Проводить время на Природе, гуляя по лесам, горам или берегу океана, озера или ручья; слушать звук ветра в ветвях деревьев и пение птиц – все это очищает восприятие наших органов чувств и возвращает нас к нашему истоку – Природе. Аюрведа считает все, что служит поддержанию жизни, саттвическим; поэтому, питать положительные эмоции и укреплять дру­жеские взаимоотношения жизненно важно. Отсутствие в вашей жизни любви и заботы способно повредить вашей саттве больше, чем любая не­правильная диета.

Вот еще некоторые путевые вехи, расставленные тысячелетия назад в Ведических текстах и сохраненные, в их чистейших выражениях, всеми мировыми культурами:

• Будьте благонравны и терпеливы ко всем людям;

• Действуйте поразмыслив, а не импульсивно;

• Воздерживайтесь от гнева и критицизма, даже если ваши оппонен­ты, по вашему мнению, их заслуживают (саттвические люди не учат никого жить);

• Находите время каждый день для отдыха и общения с друзьями;

• Просыпайтесь на рассвете, любуйтесь закатом ежедневно и совер­шайте прогулки при лунном свете – особенно при полной Луне.

• Отдавайте предпочтение легкой пище, такой, как молоко, рис, шаф­ран и ги (топленое масло). Подробно саттвическая диета рассматри­вается в главе 12.

• Проявляйте щедрость всеми возможными способами, даря людям подарки и комплименты, стараясь подчеркнуть в людях их сильные стороны, но не выставляя напоказ свои. Для саттвического челове­ка любые взаимоотношения рассматриваются как возможность да­яния. Глубинный смысл щедрости – осознание того, что Природа всегда готова позаботиться о наших истинных нуждах. Саттвичес-кий человек не страшится жизни и готов принять от нее все, просто позволяя ей происходить.

Наши рекомендации