МЕДИТАЦИЯ – ТЕХНИКА ВЫХОДА В ЗАПРЕДЕЛЬНОСТЬ
Физические нечистоты, скопившиеся в теле, имеют свои аналоги в деятельности ума: это страх, гнев, алчность, слабоволие, недоверие и другие негативные эмоции. Действуя на квантовом уровне, они зачастую столь же опасны для нас, как химические токсины. Таким образом, «пульт управления» взаимосвязью разум-тело вынужден перерабатывать эти умственные яды в химические вещества, так называемые «гормоны стресса», повинные в возникновении множества заболеваний. Аюрведа определяет эти негативные тенденции как «ментальную аму», от которой следует очистить ум как можно скорее. Но как это сделать?
Невозможно очистить ум, просто думая о необходимости очищения. Разгневанный ум не в силах побороть собственный гнев; страх не может быть преодолен посредством страха. Однако существует техника, позволяющая проникнуть в гораздо более высокую сферу, чем та, в которой формируется страх, гнев и другие формы ментальной амы. Этот подход именуется медитацией. Надлежащее освоение и применение техники медитации позволяет нам без труда избавляться от загрязнения своими же эмоциями и мыслями. В нашем Центре любой желающий может познакомиться с техникой Медитации Целительного Звука (PSM) – простым и естественным путем к достижению самопознания.
Будучи начинающим медиком в 70-х годах, я был привлечен к этому виду медитации по двум причинам: личной и профессиональной. Личная причина состояла в насущной потребности внутреннего роста, в достижении расширенного состояния сознания в ментальной и духовной сферах. Профессиональная причина заключалась в поиске более обширного поля исследований. Я вскоре увидел, что медитация раскрывала передо мной новую сферу исследований и возможностей реально помочь людям.
Медитация состоит вовсе не в том, чтобы заставить свой ум умолкнуть; это просто нахождение точки покоя, которая с нами всегда. Исследуя нагромождения тревог, негодования, страстей, фантазий и беспочвенных надежд, наполняющие наш ум, становится ясно, что внутренний диалог, постоянно занимающий наше внимание, в действительности контролирует нас. Каждый из нас – жертва собственной памяти: такой диагноз поставили современному человеку аюрведические мудрецы тысячелетия назад.
За завесой нашего внутреннего диалога находится нечто совершенно незнакомое нам: глубинное безмолвие ума, не отягощенного своим прошлым. Это именно та тишина, которую мы желаем принять в свое бодрствующее сознание путем медитации. Но почему это так важно? По той причине, что это безмолвие – то самое место, где живет наше счастье. Именно из него озаряют нас проблески вдохновения и накатываются теплые волны симпатии и сострадания, неся в наше сердце любовь. Все это – весьма тонкие эмоциональные состояния, и хаотический грохот внутреннего диалога почти всегда заглушает их. И все же, однажды обнаружив эту точку безмолвия в центре своего ума, вы уже не будете нуждаться в случайных и хаотичных импульсах, порождающих страх, тревогу и боль.
Если вы намерены извлечь полноту духовной пользы из медитации, я рекомендую вам обратиться за помощью к наставнику, чьи духовные традиции близки вам. Однако, есть техники медитации для достижения внутреннего безмолвия, с которыми вы можете ознакомиться уже сейчас, поскольку они, в основном, связаны с физиологией. С их помощью вы научитесь входить в контакт со своим управляющим центром, достигая при этом максимального физического расслабления.
Подготовка к медитации: сядьте прямо, положив руки на колени ладонями вверх, закройте глаза и дышите легко и ровно. Пусть ваше внимание без напряжения следует за ритмом дыхания. Чувствуйте, как воздух входит в ноздри и наполняет легкие. Не старайтесь дышать глубоко или делать задержку дыхания; просто следуйте своему привычному ритму. На выдохе позвольте своему вниманию сопровождать воздух на его пути из легких и через ноздри.
Ничего не делайте через силу. Пусть ваше дыхание происходит легко и свободно, а дыхание следует за ним без напряжения, как ветерок шевелит листья на макушках деревьев. Освобождая дыхание, делайте его все более тихим и нежным. Не спешите; только если вам захочется замедлить ритм дыхания, позволяйте этому произойти. Если вам не будет хватать воздуха, не тревожьтесь: это означает, что ваши глубинные стрессы выходят на поверхность, или вы просто поспешили замедлить ритм дыхания. Вернитесь немного назад, к тому ритму, который вам удобен.
Когда вы полностью привыкнете к новому типу дыхания, начните применять мантру «СО ХАМ» – «СО на каждом вдохе и «ХАМ» на выдохе.
Что дает это упражнение? Возможно, вы обратили внимание, что сам факт обращения внимания на дыхание позволяет вам все глубже и глубже расслабляться, и, благодаря этому, ваш ум становится все спокойнее естественным путем. Почувствовали ли вы это? Если да, то, скорее всего, вам удалось уловить отблески истинного безмолвия – такая вероятность есть,
хотя вряд ли ваше внимание было направлено на их поиск. Если вы искали безмолвия, скорее всего вы потеряли счет времени – замечательный признак того, что вы недалеки от своей цели. В этом процессе большинству людей приходят в голову гораздо более возвышенные мысли, чем обычно – еще один хороший знак!
По мере того, как вы обретаете опыт подобной медитации, вы ощущаете прилив омолаживающей энергии и жизненной силы, освобождаемой из глубинных уровней вашей нервной системы. Это – весьма глубокий опыт перемен и настоящий фонтан юности и обновления!
Хотя сам процесс медитации был окутан тайной на протяжении столетий, его суть составляет весьма практический и лишенный мистического оттенка подход к успокоению ума. В этом – вернейший подход к открытию каналов подлинного исцеления.
Разум, исцеляющий сам себя
Жизнь Мэтта коренным образом изменилась за его последний школьный год, когда родители затеяли изнуряющий бракоразводный процесс. Он всегда был способным учеником, которым родители привыкли гордиться. Их решение развестись было тяжелым для всех членов семьи.
Мэтт лежал в постели, вслушиваясь в утреннюю перебранку родителей за стеной. Головная боль, мучавшая его уже давно, становилась невыносимой; его обычное состояние легкости и остроты ума сменялось затяжной депрессией. В школьные часы это состояние обострялось, он чувствовал острую боль, головокружение и тошноту. До окончания семестра оставались считанные недели, но концентрации Мэтта уже не хватало на учебу. Он мог лишь слушать легкую музыку и читать газету.
После развода Мэтт стал жить с отцом, едва скрывавшим глубокое недовольство болезненным состоянием сына. Он дал ему работу клерка в своей конторе и направил на лечение к психиатру. Прописанные антидепрессанты не помогли; к двадцати годам Мэтт был настолько измучен, что всерьез думал о самоубийстве.
В то время один из друзей рассказал ему о медитации. Лечащий врач не возражал и даже признал, что это может пойти на пользу. Мэтт освоил первичную технику медитации, по 20 минут утром и вечером. Он познакомился с особой мантрой, подобранной не по смыслу, а по звучанию. Этот звук подхватывает движение ума и направляет его, естественно и без усилий, на все более тонкие уровни умственного процесса.
По мере того, как звучание мантры пульсирует в уме медитирующего, он начинает проникать на те уровни ментального плана, где все мысли, как таковые, остаются далеко позади. Об этом уровне можно сказать только одно: ум выходит за собственные индивидуальные пределы. Вырвавшись из капкана мыслей и представлений, ум входит в сферу своей изначальной природы – чистого осознания. Безмолвие этого состояния очищает его от отживших подходов и представлений; прежние шаблоны мышления спадают с него, подобно сухой шелухе. Когда это происходит, ум сам себя исцеляет.
Когда Мэтт провел несколько медитаций, он начал чувствовать серьезные изменения в своем умственном состоянии. Небольшие островки ясности начали проявляться в его уме; вступая на них, он чувствовал себя совершенно бодрым, свободным от узости и депрессии, и совершенно счастливым. С течением времени эти островки росли и соединялись; Мэтт с нетерпением ждал моментов общения с ними. Однако, это было возможно лишь во время медитации; в обыденной жизни депрессия возвращалась к нему с новой силой. Спустя несколько месяцев Мэтт решил обратиться в наш Центр.
«То, что ты испытываешь – не что иное как различные уровни осознания,» – сказал я ему. – «Твоя депрессия находится на одном уровне, головная боль – на другом, а островки ясности – на третьем. Медитация служит тому, чтобы вести тебя глубже и глубже внутрь себя, до тех пор, пока ты не войдешь в сферу, не тронутую болезнью. Это – наиболее «реальная» часть твоего существа. Благодаря медитации эти моменты осознанности расширяются и становятся жизненной нормой. В настоящее время, твой ум зафиксирован на определенных шаблонах твоего поведения, и твое тело очень хорошо знает об этом. Состояние депрессии захватило все твое внимание, и по этой причине ты не способен сосредоточиться ни на чем ином».
«Однако, как ты уж сам убедился, это состояние можно отпустить от себя. Медитация – ключ к такому освобождению, и она позволяет человеку ПРОСТО БЫТЬ. И когда ты позволяешь этому произойти, твое внимание неизменно возвращается к тому безмолвному, неизменному, умиротворяющему уровню осознания, которое и есть истинный ТЫ. Это место – основа ума, и, возвращаясь в него, ты каждый раз наполняешь свой ум его миром и силой».
С помощью техники медитации человек может перемещать свой ум между состояниями активности и тишины. После нескольких секунд или минут безмолвия ум естественным образом возвратится в активное состояние, подобно ныряльщику, выплывающему на поверхность воды. Что заставляет его сделать это? Те же самые импульсы, которые направляют нашу повседневную жизнь – наши желания. Малейшее желание порождает пузырек активности в сфере безмолвия, который быстро расширяется, и, следуя за ним, наш ум посещает полновесная мысль.
Однако, качество этой мысли уже иное, чем вне медитации – она будет нести с собой ауру счастья и обновления, по одной той причине, что мы извлекаем ее с глубинных уровней нашего бытия.
Мэтт сказал мне, что недавно с ним начались новые чудесные явления: в моменты ясности ему начали открываться строчки стихов. Они сложились в целое стихотворение, приходя к нему слово за словом в его обычном процессе мышления. Они просто проявлялись перед ним!
«Это – хороший знак», – ответил я. – «По мере того, как ты будешь подходить все ближе к своему творческому центру мышления, сам стиль изложения твоих мыслей существенным образом изменится. Вместо разрозненных фрагментов, ты будешь видеть все сущее в его целостности; там, где до сих пор был конфликт, ты увидишь его отсутствие. Истинное «я» позволяет увидеть привычный пейзаж в новом свете, и, пребывая в нем все дольше и дольше, ты будешь получать опыт, прежде недоступный тебе».
Я тихо и с нежностью добавил: – «Страдания и боль, которые ты получил – опыт, который твой ум извлек из разлуки с реальностью, с теми волшебными островами, куда ты можешь вернуться в любой момент. Они – вечная и неизменная часть твоего существа; если бы ты мог жить на них постоянно, никакая печаль не могла бы коснуться тебя. Урок, который медитация преподала тебе – в том, что эта реальность, в своей целостности, неодолимо влечет тебя к себе. Она зовет тебя домой! Ты уже успел услышать ее зов, не так ли?»
Мэтт признал справедливость моих слов, и добавил, что головные боли уже практически отступили, и он готов исполнить свою мечту – стать писателем.
«Твое доверие к своей судьбе – еще один хороший знак», – отметил я. – «Ты начинаешь вспоминать себя. Поиски своего истинного «я» – весьма глубинный процесс, который не имеет конца. Твое тело уже настроено на сигналы здоровья, поступающие о него, и чем чаще ты будешь обращаться к Истоку, тем крепче будет твое здоровье. Ты уже совершил великий прорыв; твое полное выздоровление стало просто вопросом времени».