МЕДИТАЦИЯ – ТЕХНИКА ВЫХОДА В ЗАПРЕДЕЛЬНОСТЬ

Физические нечистоты, скопившиеся в теле, имеют свои аналоги в дея­тельности ума: это страх, гнев, алчность, слабоволие, недоверие и другие негативные эмоции. Действуя на квантовом уровне, они зачастую столь же опасны для нас, как химические токсины. Таким образом, «пульт управле­ния» взаимосвязью разум-тело вынужден перерабатывать эти умственные яды в химические вещества, так называемые «гормоны стресса», повинные в возникновении множества заболеваний. Аюрведа определяет эти нега­тивные тенденции как «ментальную аму», от которой следует очистить ум как можно скорее. Но как это сделать?

Невозможно очистить ум, просто думая о необходимости очищения. Разгневанный ум не в силах побороть собственный гнев; страх не может быть преодолен посредством страха. Однако существует техника, позволя­ющая проникнуть в гораздо более высокую сферу, чем та, в которой фор­мируется страх, гнев и другие формы ментальной амы. Этот подход имену­ется медитацией. Надлежащее освоение и применение техники медитации позволяет нам без труда избавляться от загрязнения своими же эмоциями и мыслями. В нашем Центре любой желающий может познакомиться с техникой Медитации Целительного Звука (PSM) – простым и естествен­ным путем к достижению самопознания.

Будучи начинающим медиком в 70-х годах, я был привлечен к этому виду медитации по двум причинам: личной и профессиональной. Личная причина состояла в насущной потребности внутреннего роста, в достиже­нии расширенного состояния сознания в ментальной и духовной сферах. Профессиональная причина заключалась в поиске более обширного поля исследований. Я вскоре увидел, что медитация раскрывала передо мной новую сферу исследований и возможностей реально помочь людям.

Медитация состоит вовсе не в том, чтобы заставить свой ум умолкнуть; это просто нахождение точки покоя, которая с нами всегда. Исследуя на­громождения тревог, негодования, страстей, фантазий и беспочвенных на­дежд, наполняющие наш ум, становится ясно, что внутренний диалог, постоянно занимающий наше внимание, в действительности контролирует нас. Каждый из нас – жертва собственной памяти: такой диагноз поста­вили современному человеку аюрведические мудрецы тысячелетия назад.

За завесой нашего внутреннего диалога находится нечто совершенно незнакомое нам: глубинное безмолвие ума, не отягощенного своим про­шлым. Это именно та тишина, которую мы желаем принять в свое бодр­ствующее сознание путем медитации. Но почему это так важно? По той причине, что это безмолвие – то самое место, где живет наше счастье. Именно из него озаряют нас проблески вдохновения и накатываются теп­лые волны симпатии и сострадания, неся в наше сердце любовь. Все это – весьма тонкие эмоциональные состояния, и хаотический грохот внутрен­него диалога почти всегда заглушает их. И все же, однажды обнаружив эту точку безмолвия в центре своего ума, вы уже не будете нуждаться в случай­ных и хаотичных импульсах, порождающих страх, тревогу и боль.

Если вы намерены извлечь полноту духовной пользы из медитации, я рекомендую вам обратиться за помощью к наставнику, чьи духовные тра­диции близки вам. Однако, есть техники медитации для достижения внут­реннего безмолвия, с которыми вы можете ознакомиться уже сейчас, по­скольку они, в основном, связаны с физиологией. С их помощью вы на­учитесь входить в контакт со своим управляющим центром, достигая при этом максимального физического расслабления.

Подготовка к медитации: сядьте прямо, положив руки на колени ладо­нями вверх, закройте глаза и дышите легко и ровно. Пусть ваше внимание без напряжения следует за ритмом дыхания. Чувствуйте, как воздух входит в ноздри и наполняет легкие. Не старайтесь дышать глубоко или делать задержку дыхания; просто следуйте своему привычному ритму. На выдохе позвольте своему вниманию сопровождать воздух на его пути из легких и через ноздри.

Ничего не делайте через силу. Пусть ваше дыхание происходит легко и свободно, а дыхание следует за ним без напряжения, как ветерок шевелит листья на макушках деревьев. Освобождая дыхание, делайте его все более тихим и нежным. Не спешите; только если вам захочется замедлить ритм дыхания, позволяйте этому произойти. Если вам не будет хватать воздуха, не тревожьтесь: это означает, что ваши глубинные стрессы выходят на поверхность, или вы просто поспешили замедлить ритм дыхания. Верни­тесь немного назад, к тому ритму, который вам удобен.

Когда вы полностью привыкнете к новому типу дыхания, начните при­менять мантру «СО ХАМ» – «СО на каждом вдохе и «ХАМ» на выдохе.

Что дает это упражнение? Возможно, вы обратили внимание, что сам факт обращения внимания на дыхание позволяет вам все глубже и глубже расслабляться, и, благодаря этому, ваш ум становится все спокойнее есте­ственным путем. Почувствовали ли вы это? Если да, то, скорее всего, вам удалось уловить отблески истинного безмолвия – такая вероятность есть,

хотя вряд ли ваше внимание было направлено на их поиск. Если вы искали безмолвия, скорее всего вы потеряли счет времени – замечательный при­знак того, что вы недалеки от своей цели. В этом процессе большинству людей приходят в голову гораздо более возвышенные мысли, чем обычно – еще один хороший знак!

По мере того, как вы обретаете опыт подобной медитации, вы ощущаете прилив омолаживающей энергии и жизненной силы, освобождаемой из глубинных уровней вашей нервной системы. Это – весьма глубокий опыт перемен и настоящий фонтан юности и обновления!

Хотя сам процесс медитации был окутан тайной на протяжении столе­тий, его суть составляет весьма практический и лишенный мистического оттенка подход к успокоению ума. В этом – вернейший подход к откры­тию каналов подлинного исцеления.

Разум, исцеляющий сам себя

Жизнь Мэтта коренным образом изменилась за его последний школь­ный год, когда родители затеяли изнуряющий бракоразводный процесс. Он всегда был способным учеником, которым родители привыкли гор­диться. Их решение развестись было тяжелым для всех членов семьи.

Мэтт лежал в постели, вслушиваясь в утреннюю перебранку родителей за стеной. Головная боль, мучавшая его уже давно, становилась невыноси­мой; его обычное состояние легкости и остроты ума сменялось затяжной депрессией. В школьные часы это состояние обострялось, он чувствовал острую боль, головокружение и тошноту. До окончания семестра остава­лись считанные недели, но концентрации Мэтта уже не хватало на учебу. Он мог лишь слушать легкую музыку и читать газету.

После развода Мэтт стал жить с отцом, едва скрывавшим глубокое не­довольство болезненным состоянием сына. Он дал ему работу клерка в своей конторе и направил на лечение к психиатру. Прописанные антидеп­рессанты не помогли; к двадцати годам Мэтт был настолько измучен, что всерьез думал о самоубийстве.

В то время один из друзей рассказал ему о медитации. Лечащий врач не возражал и даже признал, что это может пойти на пользу. Мэтт освоил первичную технику медитации, по 20 минут утром и вечером. Он познако­мился с особой мантрой, подобранной не по смыслу, а по звучанию. Этот звук подхватывает движение ума и направляет его, естественно и без уси­лий, на все более тонкие уровни умственного процесса.

По мере того, как звучание мантры пульсирует в уме медитирующего, он начинает проникать на те уровни ментального плана, где все мысли, как таковые, остаются далеко позади. Об этом уровне можно сказать только одно: ум выходит за собственные индивидуальные пределы. Вырвавшись из капкана мыслей и представлений, ум входит в сферу своей изначальной природы – чистого осознания. Безмолвие этого состояния очищает его от отживших подходов и представлений; прежние шаблоны мышления спа­дают с него, подобно сухой шелухе. Когда это происходит, ум сам себя исцеляет.

Когда Мэтт провел несколько медитаций, он начал чувствовать серьез­ные изменения в своем умственном состоянии. Небольшие островки яс­ности начали проявляться в его уме; вступая на них, он чувствовал себя совершенно бодрым, свободным от узости и депрессии, и совершенно счастливым. С течением времени эти островки росли и соединялись; Мэтт с нетерпением ждал моментов общения с ними. Однако, это было возмож­но лишь во время медитации; в обыденной жизни депрессия возвращалась к нему с новой силой. Спустя несколько месяцев Мэтт решил обратиться в наш Центр.

«То, что ты испытываешь – не что иное как различные уровни осозна­ния,» – сказал я ему. – «Твоя депрессия находится на одном уровне, головная боль – на другом, а островки ясности – на третьем. Медитация служит тому, чтобы вести тебя глубже и глубже внутрь себя, до тех пор, пока ты не войдешь в сферу, не тронутую болезнью. Это – наиболее «ре­альная» часть твоего существа. Благодаря медитации эти моменты осоз­нанности расширяются и становятся жизненной нормой. В настоящее время, твой ум зафиксирован на определенных шаблонах твоего поведе­ния, и твое тело очень хорошо знает об этом. Состояние депрессии захва­тило все твое внимание, и по этой причине ты не способен сосредоточить­ся ни на чем ином».

«Однако, как ты уж сам убедился, это состояние можно отпустить от себя. Медитация – ключ к такому освобождению, и она позволяет челове­ку ПРОСТО БЫТЬ. И когда ты позволяешь этому произойти, твое внима­ние неизменно возвращается к тому безмолвному, неизменному, умирот­воряющему уровню осознания, которое и есть истинный ТЫ. Это место – основа ума, и, возвращаясь в него, ты каждый раз наполняешь свой ум его миром и силой».

С помощью техники медитации человек может перемещать свой ум между состояниями активности и тишины. После нескольких секунд или минут безмолвия ум естественным образом возвратится в активное состоя­ние, подобно ныряльщику, выплывающему на поверхность воды. Что зас­тавляет его сделать это? Те же самые импульсы, которые направляют нашу повседневную жизнь – наши желания. Малейшее желание порождает пу­зырек активности в сфере безмолвия, который быстро расширяется, и, следуя за ним, наш ум посещает полновесная мысль.

Однако, качество этой мысли уже иное, чем вне медитации – она будет нести с собой ауру счастья и обновления, по одной той причине, что мы извлекаем ее с глубинных уровней нашего бытия.

Мэтт сказал мне, что недавно с ним начались новые чудесные явления: в моменты ясности ему начали открываться строчки стихов. Они сложи­лись в целое стихотворение, приходя к нему слово за словом в его обычном процессе мышления. Они просто проявлялись перед ним!

«Это – хороший знак», – ответил я. – «По мере того, как ты будешь подходить все ближе к своему творческому центру мышления, сам стиль изложения твоих мыслей существенным образом изменится. Вместо раз­розненных фрагментов, ты будешь видеть все сущее в его целостности; там, где до сих пор был конфликт, ты увидишь его отсутствие. Истинное «я» позволяет увидеть привычный пейзаж в новом свете, и, пребывая в нем все дольше и дольше, ты будешь получать опыт, прежде недоступный тебе».

Я тихо и с нежностью добавил: – «Страдания и боль, которые ты полу­чил – опыт, который твой ум извлек из разлуки с реальностью, с теми волшебными островами, куда ты можешь вернуться в любой момент. Они – вечная и неизменная часть твоего существа; если бы ты мог жить на них постоянно, никакая печаль не могла бы коснуться тебя. Урок, который медитация преподала тебе – в том, что эта реальность, в своей целостнос­ти, неодолимо влечет тебя к себе. Она зовет тебя домой! Ты уже успел услышать ее зов, не так ли?»

Мэтт признал справедливость моих слов, и добавил, что головные боли уже практически отступили, и он готов исполнить свою мечту – стать писателем.

«Твое доверие к своей судьбе – еще один хороший знак», – отметил я. – «Ты начинаешь вспоминать себя. Поиски своего истинного «я» – весь­ма глубинный процесс, который не имеет конца. Твое тело уже настроено на сигналы здоровья, поступающие о него, и чем чаще ты будешь обра­щаться к Истоку, тем крепче будет твое здоровье. Ты уже совершил ве­ликий прорыв; твое полное выздоровление стало просто вопросом вре­мени».

Наши рекомендации