Смерть от кровопотери можно предотвратить

Рвота, тошнотл, позьшы на рпо-ту и отрыжка прекратились почти сразу же. в слсауюшнс 36 часов ни-клкнх признаков кровотечения не наблюдалось.

Эмануыь Ревич, д-р медицины,

и Роберт Равич, д-р медицины.

«Лмгиологая», декабрь 1953г.

Любой житель Германии, попавший в аварию на автостраде, имеет больше шансов на благополучный исход, чем американец.

Две основные причины смерти В результате авто­мобильных аварий — это потеря крови и шок. При повреждении или полном пересечении артерии серд­це начинает выкачивать кровь через образовавшийся дефект. Наружное кровотечение очевидно, а внутрен­нее не всегда удастся определить. Шок у жертв авто­мобильных аварий наступает в результате большой кровопотсри. И сама по себе кровопотеря, и шок могут привести — и нередко приводят — к смерти.

Эффективно бороться с шоком вследствие кро­вотечения трудно по причине одновременного воз­никновения двух противодействующих факторов: первый — потеря крови, второй — падение кровя­ною давления. При повышении кровяного давления увеличивается кровопотсря, что приводит к гибели пострадавшего. Падение кровяного давления вызы­вает повреждение мозговых структур, что также вле­чет за собой фатальный исход. Если повреждение артерии вовремя не обнаружено и кровотечение не

остановлено, ни одно доступное средство не помо­жет справиться с его последствиями.

Если учесть, что ежегодно только в Соединенных Штатах вследствие автомобильных аварий погибает бо­лее 40 тыс.человек, становится понятно, что бригады экстренной помощи постоянно сталкиваются с выше­описанными проблемами.

Существуют и другие причины объемных крово-потерь. Так, обильные кровотечения могут внезапно открываться при злокачественных опухолях, когда инвазивный рак повреждает артерию или изъязвля­ется сама опухоль. Это создает угрозу жизни больно­го. Успехи современной медицины в лечении таких состояний довольно скромны, и чаще она проигры­вает поединок со смертью.

Еще одно потенциально угрожающее состояние -это так называемое кровотечение седьмого дня. Пос­ле пластических операций на носу у пациентов иногда внезапно развивается кровотечение из носовых хо­дов. Хотя при назначении антибиотиков кровотече­ния седьмого дня встречаются значительно реже, их предотвращение остается проблемой пластической хирургии.

После некоторых операций на сердце иногда воз­никают так называемые боли седьмого дня. Ревич об­наружил, что они вызываются инфарктом сердеч­ной мышцы (сердечным приступом). В «Медицинской энциклопедии» Мосби инфаркт определяется как «очаг омертвения ткани ... Место поражения из-за скопления крови может напоминать набухший кро­воподтек». Сегодня для предотвращения этого ослож­нения используют антибиотики, но они не всегда помогают. Случается, что больные умирают от этого осложнения. При большом числе операций на серд­це боль седьмого дня и ее осложнения представляют серьезную проблему для враче и-кардиологов.

Д-р Ревич разработал эффективный метод лечения описанных осложнений еще в середине 40-х годов. Он использовал тот же самый препарат, что и при лечении радиационных поражений. Он оказался эф­фективным и в отношении кровотечений и шока. Недоверчивого читателя может насторожить пред-пол ожение о существовании чудодейственного элик­сир а, который можно использовать в столь разных сит-уациях. Ревич уже давно попытался ответить на этот вопрос в своей книге: «При пристальном рас­смотрении природа, которая, казалось бы, столь раз­нообразна, в действительности построена на огра­ниченном числе составляющих, и все ее разнообра­зие; определяется тем, как связаны между собой эти составляющие. Это позволяет предположить, что если кажущееся бесконечным разнообразие природы оп­ределяется тем, как организованы небольшое число ее составляющих, то и сама организация также мо­жет достигаться посредством относительно неболь­шого числа простых фундаментальных моделей. Если это так, эти модели ... должны иметь огромное зна-че пне для лучшего понимания множества проблем».

Помимо теоретических поисков ответа на воп­рос, почему различные биологические функции мо­гут иметь сходное происхождение, Ревич выполнил лабораторное исследование для установления суще­ствующих взаимосвязей. Однако лучшим доказатель­ством правоты теории всегда ярпястся практика, т.е. здоровье пациентов. Поэтому обратимся к фактам. N-бутанол останавливает артериальное кровоте­чение, не вызывая образования сгустков крови, при ^том сохраняется нормальное кровяное давление. При артериальном кровотечении сужение артерии про-мсходит только в месте повреждения, в неповреж­денных сосудах никаких изменений не наблюдается. В большинстве аптек Германии продается разра­ботанный Ревичем препарат, известный как Нето-stipticum Revici (кровоостанавливающее средство ТРевича), содержащий раствор n-бутанола с небольшим количеством органических кислот. Уже многие годы продаваемые в Германии «мерседесы-бенц» по­ставляются с аптечками первой помощи, укомплек­тованными Hemostipticurn Revici, Ими снабжены и немецкие отряды спасения.

Этот препарат также предотвращает развитие шока и помогает при уже развившемся шоке. Еще в 1961 г. Ревич описал три вида шока: сверхострый, острый шок и шоковое состояние.

По Ревичу, при сверхостром шоке поражается центральная нервная система, он развивается немед­ленно и часто приводит к смерти. Развитие острого шока происходит в течение получаса после травмы, и в этом случае отсутствие лечения также может при­вести к смерти. Шоковое состояние развивается го­раздо медленнее, до 7 дней после травмы, оно мо­жет вызвать сердечный приступ. При столь медленной нарастающей клинике истинная причина резкого ухудшения состояния пострадавшего часто остается нераспознанной.

Конечно, очень важно вовремя распознать шоко­вое состояние. Каждый из нас может припомнить случай, когда у кого-нибудь из знакомых через не­делю после травмы стало плохо с сердцем. Лабора­торные исследования Ревича позволили ему полу­чить доказательства существования этой разновид­ности шока.

Проведенные Ревичем опыты на животных пока­зали, что при сверхостром шоке повреждаются не­рвные клетки, при остром поражаются ткани. При шоковом состоянии страдают системы и органы. На­ряду с другими находками Ревич обнаружил, что любой шок вызывает потемнение крови вследствие повреждения эритроцитов, что происходит из-за увеличения содержания жирных кислот.

В опытах на животных он обнаружил нечто общее у всех видов шока. При любом шоке он наблюдал картину, сходную с той, которая возникает при лучевых поражениях, — повышенное содержание жир­ных кислот и соответственно высокий показатель щавелевой кислоты. Дальнейшие исследования до­казали эффективность п-бутанола в лечении всех ви­дов шока. При своевременном назначении он также предотвращает развитие острого шока и шокового состояния.

N-бутанол может также использоваться в лечении рака. В 1950 г. Американское онкологическое общество прислало д-ру Роберту Равичу, главному помощнику Ревича, приглашение опубликовать в журнале обще­ства «Рак» статью по результатам действия п-бутанола при спонтанных артериальных кровотечениях у он­кологических больных. В статье были подробно опи­саны некоторые поразительные данные. Однако этот журнал так никогда и не опубликовал статью. В кон­це концов она появилась в декабре 1953 г. в журнале «Ангиология», гораздо менее популярном. В то время одним из редакторов журнала был знаменитый кар­диохирург доктор Майкл Э. де Бейки.

Исследование проводилось на 600 онкологичес­ких больных, у 7% из которых вследствие заболе­вания возникали сильные кровотечения. В группе из 18 человек, не получавших п-бутанола, 12 по­гибли в результате кровотечений. В группе из 25 больных, лечившихся n-бутанолом, от артериаль­ного кровотечения умер только 1 человек.

N-бутанол, как правило, останавливает уже воз­никшее кровотечение в течение одного дня или бо­лее, но не предупреждает новых его эпизодов у он­кологических больных. Поэтому у части больных, получавших n-бутанол, внезапные кровотечения от­крывались многократно. В упомянутой группе из 25 человек наблюдалось более 300 случаев кровотече­ний. Однако, несмотря на многочисленные случаи рецидива артериальных кровотечений, лечение п-бутанолом эффективно помогало, и только 1 боль­ного из этой группы не удалось спасти.

В статье Ревича — Равича описаны 10 типичных случаев лечения п-бутанолом. Показателен один из них:

«У больной внезапно открылась рвота с большим количеством рвотных масс, похожих на кофейную гущу, за которыми последовали сгустки крови... Внут-рипснно было введено 5 мл п-бутанола в солевом ра­створе. Рвота, тошнота, позывы на рвоту и отрыжка прекратились почти сразу и не возобновлялись в те­чение последующих 36 часов. Впоследствии рвота по­хожего цвета случалась еще несколько раз, и каждый раз введение 5—10 мл п-бутанола препятствовало раз­витию кровотечения...»

Крупномасштабное исследование, выполненное д-ром С. Шером, специалистом по пластическим опе­рациям, продемонстрировало эффективность п-бу­танола при возникновении послеоперационных кровотечений седьмого дня. Выводы сделаны на ос­новании изучения истории болезни почти 2 тыс. боль­ных, прооперированных без превентивного исполь­зования антибиотиков. Кровотечения седьмого дня у таких больных наблюдаются почти в 10% случаев.

При превентивном использовании п-бутанола ни у одного из 2 тыс. пациентов не развилось серьезного кровотечения. В книге Ревича есть подстрочное при­мечание: «В нескольких случаях, когда пациенты не выполняли инструкций и не принимали п-бутанол, кровотечения имели место. В 2 случаях относительно серьезных кровотечений их остановили внутривен­ной инъекцией 10 — 20 мл раствора бутанола».

Для предотвращения кровотечения седьмого дня после операций на сердце также могут использо­ваться антибиотики. Ревич утверждает, что крово­течения седьмого дня и при операциях на сердце, и при косметических операциях связаны с аллерги­ческой реакцией. Боль в груди на седьмой день пос­ле операций на сердце, вызванную кровотечением, иногда приводящим к гибели больного, также мож­но предотвратить с помощью n-бутанола, считает Ревич. Одно из преимуществ n-бутанола в сравне­нии с антибиотиками заключается в том, что уда­ется избежать передозировки. Кроме того, п-бута-нол не имеет побочных действий, тогда как анти­биотики обладают ими.

Не нес трагедии связаны с несчастными случаями или вообще имеют физические причины. Шизофре­ния обычно поражает людей в возрасте около 20 лет. Заболевшие не могут избавиться от пес до самой смер­ти. До сих пор не найдено средство, которое адапти-ропало бы больных к нормальной жизни. Большин­ство потерянных душ проводят половину своей жиз­ни в психиатрических клиниках и закрытых палатах, а то и вовсе оказываются на улицах. Бездомные боль­ные живут уличной жизнью, питаясь объедками, най­денными на помойке. Свободная бродяжническая жизнь часто прерывается принудительной госпита­лизацией по причине нарушения законов. Порой не­которые шизофреники, особенно мужчины, стано­вятся очень агрессивными.

Одной из наиболее заманчивых перспектив ис­пользования n-бутанола является лечение шизофре­нии. В конце 40-х годов Ревич несколько раз в неде­лю по утрам работал с Г. А. Лабертом, доктором ме­дицины, директором Гринмуровской больницы в Куинсе, Нью-Йорк.

В течение 3 лет Ревич исследовал более 27 тыс. об­разцов мочи от 27 больных, страдающих тяжелой шизофренией, им выполнялись и другие анализы. В книге Ревича указывается, что «было сделано более 135 тыс. анализов». В 87% случаев в моче больных ши­зофренией обнаруживали мочевой пероксид. Ревич отмечал: «Это представляется очень значимым, если сравнить полученную цифру с 2% положительных результатов у здоровых людей и с 4% у больных ра­ком, прошедших различные курсы лечения». С тех

пор тест на мочевой пероксил получил название «ре­акции Ревича» и стал первым научным свидетель­ством того, что в развитии шизофрении имеет мес­то биохимическая составляющая.

Больные шизофренией, как оказалось, страдают тяжелым нарушением процессов катаболизма, веду­щим к генерализованному расстройству анаболичес­ких процессов. 27 пациентам были введены большие дозы n-бутанола, в 2 — 5 раз превышавшие исполь­зуемые в лечении онкологических больных. В отчете Гринмуровской больницы за 1949 г. были приведе­ны результаты использования п-бутанола:

«Действие проявлялось немедленно и было со­вершенно отчетливо выражено. Больные, страдав­шие полным мутизмом (отсутствие речевого обшения при сохранности ре­чевого аппарата) на протяжении длитель­ного времени, начинали отвечать на вопросы... В не­которых случаях удовлетворительное состояние сохранялось у них в течение нескольких дней, в одном случае — дольше недели. Исследования пока­зали нарушение липидного баланса во всех случаях. Назначение липидных оснований приводило к не­которому улучшению, тогда как жирные кислоты усиливали симптомы».

Через много лет Ревич, давая показания в адми­нистративном суде, рассказал об одном из больных шизофренией, который не говорил в течение мно­гих лет. После единственной инъекции больной на­чал нормально разговаривать и шутить с обслужива­ющим персоналом.

Однако исследование пришлось прекратить, по­тому что чрезвычайно большие дозы n-бутанола в нескольких случаях вызвали воспаление вен. Кроме того, у нескольких больных отмечалась временная сонливость. Попыток пронести новое исследование с использованием меньших доз не предпринималось. Отказ от продолжения работы в этой области лиш­ний раз доказывает, что более всего Ревича интере­совали исследования в области рака, что и объясня­ет недостаток интереса к работам в других направле­ниях. При всем том работа Ревича, возможно, была одной из первых, показавших связь шизофрении с нарушением обмена.

Когда я расспрашивал д-ра Ревича о том давнем эксперименте, он высказал предположение, что меньшие дозы, даваемые в течение месяца, могли бы привести к сходным положительным результа­там без побочных действий.

Использование n-бутанола и других липооснова-нпи в лечении шизофрении чрезвычайно перспек­тивное для дальнейших исследований направление.

ГЛАВА 9

Наши рекомендации