Родина старца павла: его жизнь до подвижничества и после в таганроге
Мария Цурютина
БЛАЖЕННЫЙ ПАВЕЛ ТАГАНРОГСКИЙ
Оп.: Блаженный Павел Таганрогский: Составлено послушницей блаженного Павла Марией Цурютиной по рассказам знавших его людей / Мария Цурютина (сост.). - М. : Издательство им. святителя Игнатия Ставропольского, 2000. - 253 с. - (Православия светильники).
ПРЕДИСЛОВИЕ
Среди подвижников Русской Православной Церкви прошлого века, из которых одни, как преподобный Серафим Саровский, уже причислены к лику святых, было немало и других, имена которых с благоговением чтутся русским православным народом, каковы, например, Амвросий Оптинский и Епископ Феофан Затворник По справедливости к ним можно присоединить и имя известного на юге России, в пределах Екатеринославской и Донской епархий, досточтимого старца Павла Таганрогского.
Чем же заслужил старец Павел такое почитание?
Своею истинно христианской жизнью, так как в ней не искал он себе славы, а славы одного только Бога Пожелав от юности служить только Господу, он по слову Его оставляет дом и родителей, братию и имение, и ради спасения души идет в чужую сторону и поселяется в Таганроге.
Здесь всю жизнь свою он предается непрестанным подвигам строгого поста и молитвы, показывая ближним своим пример того, какова должна быть жизнь истинного христианина Жизнь эта, конечно, не могла быть не замечена окружающими, так как по слову Христа "не полагают светильник под спудом, но на свешнице, да светит всем" (Мф. 5, 15)
Старец Божий Павел, как свидетельствуют его современники, и был для них светильником на темном фоне их тогдашней жизни, и этот светильник многим и многим из них показал путь к истинно христианской жизни.
Подвижник Павел скончался 10 марта 1879 года, но и теперь заблудившиеся на жизненном пути идут к его могиле и по вере своей в праведного старца и по его молитвам возвращаются на истинную дорогу ко спасению.
Во исполнение вышеописанных слов Христовых о "светильнике", в отношении почившего старца, благочестивым читателям и предлагается описание его жизни и подвигов.
1910 год Октябрь 30 дня
Мария Цурютина
БЛАЖЕННЫЙ ПАВЕЛ ТАГАНРОГСКИЙ
Оп.: Блаженный Павел Таганрогский: Составлено послушницей блаженного Павла Марией Цурютиной по рассказам знавших его людей / Мария Цурютина (сост.). - М. : Издательство им. святителя Игнатия Ставропольского, 2000. - 253 с. - (Православия светильники).
ПРЕДИСЛОВИЕ
Среди подвижников Русской Православной Церкви прошлого века, из которых одни, как преподобный Серафим Саровский, уже причислены к лику святых, было немало и других, имена которых с благоговением чтутся русским православным народом, каковы, например, Амвросий Оптинский и Епископ Феофан Затворник По справедливости к ним можно присоединить и имя известного на юге России, в пределах Екатеринославской и Донской епархий, досточтимого старца Павла Таганрогского.
Чем же заслужил старец Павел такое почитание?
Своею истинно христианской жизнью, так как в ней не искал он себе славы, а славы одного только Бога Пожелав от юности служить только Господу, он по слову Его оставляет дом и родителей, братию и имение, и ради спасения души идет в чужую сторону и поселяется в Таганроге.
Здесь всю жизнь свою он предается непрестанным подвигам строгого поста и молитвы, показывая ближним своим пример того, какова должна быть жизнь истинного христианина Жизнь эта, конечно, не могла быть не замечена окружающими, так как по слову Христа "не полагают светильник под спудом, но на свешнице, да светит всем" (Мф. 5, 15)
Старец Божий Павел, как свидетельствуют его современники, и был для них светильником на темном фоне их тогдашней жизни, и этот светильник многим и многим из них показал путь к истинно христианской жизни.
Подвижник Павел скончался 10 марта 1879 года, но и теперь заблудившиеся на жизненном пути идут к его могиле и по вере своей в праведного старца и по его молитвам возвращаются на истинную дорогу ко спасению.
Во исполнение вышеописанных слов Христовых о "светильнике", в отношении почившего старца, благочестивым читателям и предлагается описание его жизни и подвигов.
1910 год Октябрь 30 дня
РОДИНА СТАРЦА ПАВЛА: ЕГО ЖИЗНЬ ДО ПОДВИЖНИЧЕСТВА И ПОСЛЕ В ТАГАНРОГЕ
Старец Павел Павлович Стожков был родом из дворян Черниговской губернии, Кролевецкого уезда, как значится из его билета, выданного ему из Кролевецкого земского суда 13-го февраля 1858 года за № 1402-М.
Родился он 8 ноября 1792 г. и при св. крещении наречено ему было имя Павел, в честь св. Павла исповедника (память его 6 ноября). Родители старца— Черниговские дворяне, коллежский регистратор Павел и Параскева Стожковы— были собственниками крестьян, которых у них было больше 800 душ.
Как свидетельствовал сам старец, родители его были богатые и, судя потому времени, религиозные, они и заронили в сердце своего сына первые семена веры и благочестия.
О юных годах подвижника Павла мало сохранилось преданий, так как он пришел в Таганрог уже в совершенных летах, да и сам он редко вспоминал о своих родных и своей жизни в молодости. Так, по крайней мере, говорили жившие у него; но все-таки кое-что о его жизни в молодых летах передано людьми, имевшими с ним общение. Так, один хороший и верный благодетель старца, некий Антон Харитонович Мирошниченко, который часто его посещал, а нередко и жил у него, рассказывал, что старец много открывал ему тайного.
Однажды старец поведал о себе следующее: "Когда я был еще малым, то отец хотел учить меня высоким наукам, так как и брат мой, штабс-капитан Иван Павлович Стожков, был человек образованный, но я не захотел. Все мое желание от юности—было молиться Богу, а намерение—идти по святым местам; но отец мой противился этому и никак не хотел меня отпускать. Когда мне было 16 лет, то я украдкою оставил дом родителей и проходил по святым местам целый год, и когда воротился домой, то отец хорошо меня побил с наказом, чтобы я больше и думать не смел о страннической жизни и хождении по монастырям. Но сердце мое не могло успокоиться и согласиться жить тою жизнью, какая желалась отцу".
О матери своей старец не вспоминал: вероятно, в это время ее уже не было в живых. Еще рассказывал старец: "Когда я жил у отца (батька), то в одно время крестьяне распаяли громадный котел, и отец хотел наказать виновных розгами, но я со слезами стал умолять отца простить их и наказать меня вместо них—и по усиленной моей просьбе отец простил их, сказав: "Ради тебя я их прощаю".
Жил я в доме отца своего до 25 лет и не оставлял своего намерения уйти куда-нибудь ради спасения души своей, потому что окружающая меня жизнь, исполненная суеты мирской, казалось мне, много препятствовала моему святому желанию".
Старец, как видно, уклонялся от обычаев этой жизни: он жил верою и уже в это время положил начало своим подвигам ради спасения души. "По крайней мере,—говорил он,—отец недоволен был моим поведением и, не имея возможности повлиять на меня, чтобы я оставил свои мечты и думы, он взял и разделил меня со старшим братом. При разделе мне досталось много имущества, скота и овец; также несколько сот душ крестьян и деньгами я получил от отца 60000 рублей. Сделавшись самостоятельным хозяином, я прежде всего, по расположению своего сердца, отпустил на волю крепостных крестьян, а скот и все движимое имущество продал и раздал бедным, исполняя волю моего Господа и Спасителя (Лук. 18—22)".
Раздавши ради Христа свое имущество, старец ушел из дома родителя, взявши его благословение.
Куда же устремил он свои стопы? Как и в первый раз, когда юношей, убежав из дома, он проходил целый год по монастырям, так и теперь, освободившись от суеты мирской и от опеки отца, он исполнил свою заветную мечту и отправился по святым обителям. Исходил он много святых мест: был в Соловецком монастыре свв. Зосимы и Савватия и у преподобного Никодима Кожеозерского чудотворца, заходил на поклонение к праведному Артемию Веркольскому и другим св. угодникам Северной страны. Побывал и в Киево-Печерской лавре, ходил и к Почаевской Божией Матери. Проходя святые монастыри, старец Павел уделял и им от своих щедрот из полученного от отца наследства.
Неизвестно, воротился ли он на родину из путешествия своего по святым местам или нет, но можно предположить, что нет. Да и зачем ему было идти в те края, которые он оставил ради Христа?! С этого именно времени, когда ему было, приблизительно, лет 30—35, он поселяется в городе Таганроге, избрав его своею второю родиной. Это было примерно в 1825—30-х годах прошлого столетия.
Поселившись в Таганроге и забывши свое дворянское происхождение, старец Павел вел самый простой образ жизни, одевался в простую крестьянскую одежду и говорил простым (малороссийским) языком. Обладая от природы большой физической силой и здоровьем, он в первое время своей жизни в Таганроге занимался поденными работами, большею частью на хлебных ссыпках таганрогских купцов Солодовых и других господ.
Все работы он делал по совести, имея в душе своей всегда страх Божий, а когда услышит, бывало, первый благовест к службе церковной, то сейчас же оставляет работу, какая бы она ни была срочная, спешит в храм на службу. Так старец любил Бога и Его святой храм, который старался посещать неопустительно каждый день.
В особенности любил он посещать Успенский собор, в который много делал пожертвований. Жертвовал туда иконы, лампады, свечи, елей и проч.. В соборе были серебряные лампады с надписью, что они пожертвованы старцем Павлом. Таких лампад всего 18 штук: шесть в среднем приделе и двенадцать в боковых, по правую и левую стороны.
Люди, знавшие старца, рассказывали, как они видели его всегда зажигавшим эти лампады; он всегда носил с собой в руках маленькую скамеечку, а на плечах беленькое полотенце, которым вытирал св. иконы; народ называл их иконами Павла Павловича.
Придя в город Таганрог, старец Павел жил на разных квартирах. Некоторое время жил он на Касперовке, а потом в крепости, затем около 20 лет на Банном спуске у одной вдовы Елены Никитишны Баевой; в последнее же время своей жизни он нанял себе квартиру на Депальдовском переулке у Ефима Смирнова, где жил долгое время до самой старости, там и скончался.
Это был отдельный домик за 75 рублей в год, здесь и жизнь свою он повел иначе: он стал принимать к себе в качестве послушников стариков и юношей, вдов и девиц, и держал их очень строго, приучая к посту, молитве, воздержанию и всякой добродетели, своею собственной жизнью и примером научая их. Он ежедневно ходил в церковь, большей частью в Успенский собор, и выстаивал там все церковные службы.
В то время священнослужителями в соборе были протоиерей Иоанн Себов и диакон Курилов. Последний недолюбливал праведного старца и часто гнал его, но протоиерей Себов уважал старца, и Господь открыл ему видеть, какой чести и благодати от Бога удостоен был старец. "Однажды,—рассказывал протоиерей,—когда я вышел на литургии с великим входом, я в изумлении увидел старца Павла, стоявшего в светлом сияющем облачении, подобном архиерейскому; я в радости отблагодарил Господа, прославляющего преподобных Своих С того времени я еще больше стал уважать старца и приглашал его к себе в дом, и старец посещал меня". После отца Себова настоятельствовал в соборе протоиерей Федор Покровский, который также уважал старца и однажды посетил старца в его келий со своей женой Старец Павел с честью принял его и подарил ему на память небольшую икону Божьей матери "Нечаянная радость", а жене его сказал: "На тоби, София, крест и просфору". И не без значения для нее оказался этот подарок старца. Дети у нее оказались такими своенравными, что целый век свой, по ее признанию, она несет от них крест, а по смерти мужа ей предоставили место в просфорне.
Эти свидетельства о старце Павле людей, близко знавших его и имевших с ним общение, особенно свидетельства лиц духовных, важны для нас в том отношении, что показывают, каким нравственным авторитетом и уважением пользовался старец Павел за свою истинно христианскую жизнь у современников без различия их звания и положения.