Профилактика заболеваний органов дыхания

Для профилактики заболеваний органов дыхания необходим комплекс организационных, эпидемиологических, санитарно-гигиенических и медицинских мероприятий. Прежде всего — стимуляция неспецифических защитиых свойств организма, сезонное воздействие ультрафиолетовым излучением, витаминизация организма, систематическое закаливание, повышающее сопротивляемость организма детей как к низким температурам, так и к инфекционным заболеваниям. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: солнце, воздух и вода. Закаливающие процедуры важно проводить комплексно, сочетая воздействие природных факторов с физическими упражнениями, подвижными играми и физической работой.

В помещениях дошкольных учреждений важно следить за чистотой воздуха, строго соблюдать режим проветривания. Детям необходимо правильно подбирать одежду, которая не вызывала бы ни перегревания, ни охлаждения тела как в помещении, так и на прогулках в разное время года. Рекомендуется регулярно проводить гигиеническую и лечебную гимнастику в зависимости от состояния здоровья ребенка. Очень важно для предупреждения острых заболеваний органов дыхания своевременно устранять аденоидные разрастания, так как в них скапливаются попавшие в организм возбудители инфекции, лечить скрыто протекающие заболевания придаточных пазух носа, верхних дыхательных путей, кариозные зубы, холециститы и другие очаги инфекции в организме ребенка. Необходимо строго выполнять противоэпидемические мероприятия (своевременное правильное лечение острых респираторных заболеваний, трахеитов, бронхитов, изоляция больных с острыми респираторно-вирусными заболеваниями).

ГИГИЕНА ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ.

ЗАБОЛЕВАНИЯ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА

Диспепсия

Диспепсия (dyspersia; от греч. dys — приставка, усиливающая отрицание, в медицинских терминах означает болезненное состояние, нарушение процесса развития или расстройство функций каких-либо органов и систем, и perpein — переваривать) — расстройство пищеварения. Возникает в результате несоответствия между вводимой пищей (ее количества и состава) и способностью кишечника переваривать эту пищу.

Диспепсия может возникнуть у ребенка, вскармливаемого грудью, если понижена способность организма к выделению пищеварительных соков. Она может развиться при перегревании ребенка или возникновении у него каких-либо заболеваний, когда «несварение» пищи в желудке будет лишь одним из симптомов. Особенно часто диспепсия наблюдается у детей, находящихся на смешанном или искусственном вскармливании, при отсутствии должного контроля за количеством и качеством даваемой детям пищи, необоснованном переходе с одних видов молочных смесей на другие и пр.

В более легких случаях возникает так называемая простаядиспепсия, которая сопровождается беспокойством, учащенным стулом, срыгиванием или небольшой рвотой. Нормальное состояние ребенка может быть легко восстановлено рациональным режимом питания.

При затянувшихся случаях заболевания из нижних отделов кишечника в верхние начинают проникать микроорганизмы, вызывающие бактериальное разложение пищи. При этом образуются вещества, раздражающие слизистую оболочку кишечника и нарушающие нормальную ее функцию, что может привести к развитию токсической диспепсии. Токсическаядиспепсия является тяжелым заболеванием, при котором сильно нарушается общий обмен веществ. Она сопровождается сильной рвотой, частым стулом, резким обезвоживанием организма, упадком сердечной деятельности, значительным нарушением функций ЦИС. Нередки при этом осложнения: воспаление среднего уха, легких, почек, гнойничковые поражения кожи и подкожной жировой клетчатки. Не исключены летальные исходы.

При первых симптомах болезни ребенка изолируют, лишают очередного приема пищи и срочно вызывают врачаДля предупреждения диспепсии следует иметь в виду:

1) дети до 4—5 мес жизни должны находиться на грудном вскармливании и получать только грудное молоко;

2) не следует отнимать ребенка от груди ранее 7 мес и в жаркое время года;

3) детям до 3 мес при недостатке молока у матери следует давать грудное молоко из донорских пунктов, организованных при детских консультациях и других лечебных учреждениях;

4) вести строгий контроль за сроками введения новых продуктов в суточный рацион, которые дополнительно к грудному молоку дают ребенку;

5) детям, находящимся на искусственном и смешанном вскармливании, в летнее время года лучше давать кислые смеси;

6) особенно большое внимание обращать на питание ослабленных детей, страдающих рахитом, гипотрофией, а также живущих в неблагоприятных жилищно-бытовых условиях;

7) проводить с родителями просветительную санитарно-гигиеническую работу.

8) ежедневно в ясельных группах ведется карта стула детей[35].

Наши рекомендации