Частота и продолжительность сна детей от 2,5 мес до 7 лет
Возраст | Число периодов дневного сна | Длительность каждого периода дневного сна | Продолжительность сна в течение суток (с ночным сном) |
С 2.5-3 мес до 5-6 мес | 4 - 3 | 2ч - 1.30 мин | 17 ч 30 мин – 17 ч |
С 5-6 мес до 9-10 мес | 2 ч – 1ч 30 мин | 16 ч 30 мин – 16 ч | |
С 9-10 мес до 1 года | 2 ч - 1 ч 30 мин | 14 ч 30 мин – 14 ч | |
1 год - 1 год 6 мес | 2 ч – 1 ч 30 мин | 14 ч 30 мин – 14 мин | |
1 год 6 мес – 2 года | 3 ч | 14 ч 30 мин – 13 ч 30 мин | |
2 – 3 года | 3 ч | 13 ч 30 мин – 12 ч 30 мин | |
3 - 4 года | 2 ч 50 мин | 13 ч 20 мин – 12 ч 35 мин | |
4 – 5 лет | 2 ч 50 мин | 13 ч 10 мин – 12 ч 35 мин | |
5 – 6 лет | 2 ч | 12 ч 35 мин – 11 ч 35мин | |
6 – 7 лет | 2 ч | 12 ч 30 мин – 11 ч 30 мин |
Детям, перенесшим тяжелые заболевания или страдающим хроническими болезнями, а также легковозбудимым, с быстрой утомляемостью надо спать в сутки на 1 — 1,5 ч больше. Удлинить сон таких детей можно укладывая их первыми и поднимая последними при дневном и ночном сне.
Чтобы создать у детей положительное отношение ко сну, движения ухаживающего за ними персонала должны быть спокойными, мягкими, речь — тихой, ласковой. Лучшее средство для быстрого засыпания — свежий, прохладный воздух, поэтому сон детей целесообразно организовать в хорошо проветренном помещении, при постоянном поступлении свежего воздуха через окна, фрамуги, форточки.
Укладывание и подъем детей проводят в спокойной обстановке. Ребенка, впервые пришедшего в детское учреждение и еще не привыкшего к новым условиям, надо укладывать в последнюю очередь, чтобы он увидел, как ложатся другие дети. Во время сна состояние теплового комфорта обеспечивают путем соответствующего подбора одежды (табл. 12).
Таблица 12
Подбор одежды в зависимости от температуры воздуха в помещениях (холодное время года)
Помещение | Температура воздуха | Одежда |
Групповая комната или спальня | От +15 до -16ºC | Байковая рубашка с длинными рукавами или пижама, теплое одеяло |
Отапливаемая веранда | От +5 до -6 ºC | Спальный мешок, пижама, байковая косынка, носки |
В теплое время года дети спят в легком белье с короткими рукавами, а летом в жаркие дни — в одних трусах. После укладывания детей воспитатель открывает фрамуги, окна, создавая сквозное проветривание на 5—7 мин. В течение всего сна для поддержания нужной температуры фрамуги и окна оставляют открытыми с одной стороны. Закрывают их за 20—30 мин до подъема детей. Воспитанники при укладывании и подъеме переодеваются в групповых помещениях или спальнях. дети здоровые, ранее закаливаемые, могут одеваться после сна при температуре воздуха 16— 18°С, получая при этом воздушные ванны.
Во время сна ребенок не должен лежать, укрывшись одеялом с головой, уткнувшись носом в подушку, на подушке лежит только голова, а не корпус ребенка. Длительное пребывание в одном и том же положении может (ввиду большой эластичности костно-связочного аппарата) привести к деформации черепа, позвоночника, таза.
Дети должны быстро засыпать и крепко спать, потому их укладывают всегда в одно и то же время. При засыпании недопустимы яркий свет, громкие разговоры и другие шумы. Когда дети крепко заснут, тихий разговор, негромкая музыка их не беспокоят. Эти правила должны знать и родители. Кроме того, родителям необходимо объяснить, что детей перед сном нельзя обильно кормить и поить, особенно крепким чаем, кофе, какао, рассказывать им страшные сказки; недопустимы подвижные игры, а также просмотр телевизионных передач, предназначенных взрослым. Очень важно также, чтобы дома у ребенка была своя кровать, так как сон в одной постели с другими детьми или со взрослыми не создает условий для полноценного отдыха, способствует заражению инфекционными болезнями, может привести к преждевременному пробуждению полового чувства и является одной из побудительных причин возникновения онанизма.
Контрольные вопросы
1. Что включает в себя понятие «правильный режим»?
2. Каково значение правильного режима в охране нервной системы детей?
3. Что лежит в основе правильного режима?
4. Какие основные типы режимов существуют в дошкольных учреждениях?
5. Каковы функции медицинского и педагогического персонала при приеме детей и в период адаптации к условиям дошкольного учреждения?
6. Какие виды адаптации детей к дошкольному учреждению вы знаете?
7. Какие виды занятий проводят в дошкольном учреждении?
8. Какие факторы учитывают при организации занятий?
9. Как влияют факторы внешней среды на эффективность проведения занятий?
10. Что включают в себя гигиенические требования к проведению отдельных видов занятий?
11. Каковы особенности проведения занятий в различных возрастных группах?
12. Какие гигиенические требования предъявляются при работе с компьютером?
13. Какое влияние оказывает работа за монитором на организм ребенка?
14. Какова методика проведения упражнений для снятия зрительного утомления?
15. Какие задачи ставятся при трудовом воспитании и обучении детей раннего и дошкольного возраста?
16. Какие требования предъявляются к организации трудовой деятельности?
17. Каково значение влияния открытого воздуха в сочетании с оптимальной двигательной активностью на функциональное состояние организма?
18. Какова продолжительность прогулок в зависимости от возраста и погодных условий?
19. Каковы правила подбора одежды для прогулок?
20. Каково значение игрушки в жизни ребенка?
21. Каким гигиеническим требованиям должны соответствовать игрушки? Как классифицируются игрушки?
22. Какие игрушки запрещены в детских садах?
23. Как необходимо хранить игрушки?
24. Какую обработку проходят игрушки при поступлении в дошкольное учреждение?
25. В чем заключается ежедневный уход за игрушками?
26. Каково значение сна?
27. Какой должна быть продолжительность сна для детей различного возраста?
28. Какие гигиенические требования предъявляются к подготовке ребенка ко сну?
29. Как осуществляется подбор одежды в зависимости от температуры воздуха в спальных помещениях?