Температура и кратность обмена воздуха в помещениях
Помещение | Температура воздуха в ºС | Кратность обмена воздуха в 1 ч. | ||||
В IА, IБ, IГ климатических под районах | во II, III климатических районах и IВ, IД подрайонах | в IА, Б, Г | в других, за исключением IА, Б, Г | |||
Приток | Вытяжка | Приток | Вытяжка | |||
Приемные, игровые ясельные группы | ||||||
Младшей, средней и старшей | 23-22 22-21 | 2.5 2.5 | 1.5 1.5 | - | 1.5 1.5 | |
Приемные, игровые младшей дошкольной группы | 2.5 | 1.5 | - | 1.5 | ||
Групповые, раздевальные младшей, средней, старшей, подготовительной | - 2.5 | - 1.5 | - - | - 1.5 | ||
Спальни ясельных групп | 19-18 | 2.5 | 1.5 | - | 1.5 | |
Спальни дошкольных групп | 2.5 | 1.5 | - | 1.5 | ||
Туалетные ясельных групп | 22-19 | - | 1.5 | - | 1.5 | |
Туалетные дошкольных групп | - | 1.5 | - | 1.5 | ||
Залы для музыкальных и гимнастических занятий | 2.5 | 1.5 | - | 1.5 | ||
Прогулочные веранды | - | По расчету, но не менее 20 м³ на 1 ребенка | ||||
Помещение бассейна | По расчету, но не менее 20 м³ на 1 ребенка | |||||
Медицинское помещение | 2.5 | 1.5 | - | 1.5 | ||
Отапливаемые переходы | По расчету, но не менее 20 м³ на 1 ребенка |
В игровых и групповых, расположенных на первом этаже, температура поверхности пола в зимний период должна быть не менее 22 ºС; температура поверхности пола обходных дорожек в бассейнах по обучению плаванию в зданиях детских яслей-садов — не менее 26 ºС и не более 30 °С. Относительная влажность воздуха в детских помещениях 40—60 %, скорость движения воздуха — не более 0,2 м/с; влажность воздуха в кухне и постирочной — 60—70%.
В дошкольных учреждениях применяют различные системы отопления: центральное водяное, лучистое и, редко, печное.
Все эти системы должны соответствовать следующим требованиям: обеспечивать достаточную и равномерную температуру и влажность воздуха, не загрязнять его продуктами неполного сгорания топлива, быть пожаробезопасными. Наиболее широко используется центральное водяное отопление низкого давления с температурой нагрева воды в котлах не выше 95 ос При отоплении радиаторами тепло передается преимущественно конвекцией и оказывает влияние на кожные покровы, вызывая расширение поверхностных капилляров и перераспределение массы крови. В нагревательных приборах (радиаторах) при таком отоплении температура воды достигает 70 °С, что позволяет поддерживать температуру воздуха в помещениях на постоянном уровне, при этом колебание температуры в различных помещениях дошкольного учреждения в течение суток не превышает 2—3 °С. В качестве нагревательных приборов могут применяться радиаторы, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели. Конструкция радиаторов должна обеспечивать достаточную и равномерную отдачу тепла в окружающий воздух и возможность легкого удаления с них пыли. Наилучшими в этом отношении являются гладкие, одно- и двухканальные радиаторы, состоящие из отдельных секций.
Во избежание ожогов и травм у детей отопительные приборы должны быть ограждены съемными деревянными решетками. Не допускается устройство ограждений из древесно-стружечных плит.
При лучистом отоплении источники излучения размещаются в полу, стенах, потолке помещения. Если при использовании радиаторов тепло передается главным образом путем конвекции, то при лучистом — инфракрасным (длинноволновым) излучением. Использование этого вида отопления является оптимальным, так как оно проникает в глубь тканей, при этом теряется меньше тепла и оно благоприятно воздействует на клеточные системы организма ребенка.
В городах дошкольные учреждения присоединяют к внешним источникам теплоснабжения: тепловым станциям ТЭЦ, районным и местным котельным.
Гигиенические требования к организации водоснабжения
Водоснабжение детского учреждения должно обеспечивать достаточное количество воды для питья, приготовления пищи, гигиенического содержания помещений, привития детям гигиенических навыков. Качество воды, которая используется в дошкольном учреждении, должна отвечать требованиям действующего стандарта.
Детское учреждение должно обеспечиваться достаточным количеством воды в гигиенических целей. В яслях-садах с дневным пребыванием детей расход воды составляет 75 л на одного ребенка в сутки, с круглосуточным — 100 л. Холодным и горячим водоснабжением должны быть обеспечены групповые ячейки, изолятор, кабинет врача. Температура воды, подводимой к умывальникам и душам, должна быть не ниже 37 °С и не выше 60 ос. К системе горячего водоснабжения присоединяются нагревательные приборы в шкафах для сушки верхней одежды детей (в приемных и раздевальных), а также полотенцесушители в туалетных.
В каждой группе детского учреждения должна быть свежая питьевая вода. Ее хранят в закрытой стеклянной посуде (графин, кувшин). Для детей в старших группах на подносе, рядом с водой, должны быть опрокинутьге вверх дном чистые чашки. После использования чашки ставят на дно в стороне от чистой посуды, регулярно убирают и промывают горячей водой. Не выпитую воду к концу дня выливают, а посуду, в которой она хранилась, тщательно промывают и оставляют до следующего дня без воды.
Водоснабжение дошкольных учреждений обеспечивается через городские (в городах) и поселковые (в сельской местности) центральные водопроводы. Там, где нет центрального водопровода, детские ясли и сады снабжаются водой от ближайших предприятий или учреждений, имеющих водопровод. Только в крайних случаях для детских учреждений строят местный водопровод или берут воду из колодцев.
Воду из местных водоисточников подвергают тщательному химическому и бактериологическому анализу. При химическом анализе особое значение придают исследованию содержания в воде органических веществ, свидетельствующих о загрязнении источника воды животными отбросами (кал, моча, сточные воды), вместе с которыми в воду проникают болезнетворные микроорганизмы и яйца глистов. Задача бактериологического анализа — выявить общее содержание микроорганизмов на 1 л воды. Наличие в воде кишечной палочки свидетельствует о загрязнении ее выделениями человека и животных. Оценивая качество воды, определяют также содержание в ней известковых и магнезиальных солей, обусловливающих так называемую жесткость воды. Жесткая вода, не представляя непосредственной опасности для организма, нежелательна потому, что в ней плохо развариваются некоторые продукты (мясо, овощи), плохо мылится мыло, она оставляет большую накипь на стенках котлов и кухонной посуды.
Дошкольным учреждениям запрещается брать воду для питья и хозяйственных нужд из открытых водоемов (река, озеро, пруд и др.). В открытых водоемах физико-химический и бактериологический состав воды непостоянен, она легко загрязняется сточными водами, промышленными отходами, при купании людей и животных, стирке белья и пр. Нередко вода открытых водоемов содержит большое количество болезнетворных микроорганизмов и яйца глистов и служит причиной массовых заболеваний детей и взрослых.
Санитарное содержание дошкольных учреждений
Уборку участка проводят ежедневно: утром за 1—2 ч до прихода детей и по мере загрязнения территории. Мусор немедленно убирают в мусоросборники. В летнее время не менее двух раз в день (перед приходом или подъемом детей и перед дневным сном) необходимо поливать участок. Вывоз мусора с участка ДОУ должен производиться ежедневно за 1—2 ч до прихода детей или после их ухода, при закрытых окнах основного здания.
При входе в детское учреждение снаружи должны быть съемные скребки и деревянные решетки для очистки грязи с обуви, в тамбуре — маты, а в вестибюле — дорожки для окончательной очистки обуви от грязи и пыли. Приходя в детское учреждение, дети должны менять обувь.
Уборка помещений проводится ежедневно 2 раза влажным способом при открытых окнах или фрамугах с применением моющих средств.
Полы следует мыть не менее 2 раз в день, при этом один раз с обязательным отодвиганием мебели; мебель, радиаторы, подоконники протирают влажной тряпкой; шкафчики для детской одежды протирают ежедневно и раз в неделю моют.
Генеральную уборку всех помещений проводят один раз в месяц: мытье полов, осветительной арматуры, окон, дверей, протиравшие стен моющими и дезинфицирующими средствами. В комнате для музыкальных и гимнастических занятий уборку проводят после каждого занятия. Окна снаружи и изнутри моют по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (весной и осенью).
Жалюзийные решетки вытяжных вентиляционных систем должны быть открытыми и систематически очищаться от пыли; прикрывать их следует только при резком перепаде температур воздуха помещений и наружного воздуха. Очистку шахт вытяжной вентиляции проводят два раза в год.
Столовая и чайная посуда выделяется дня каждой группы. Она может быть изготовлена из фаянса, фарфора (тарелки, блюдца, чашки), а столовые приборы (ложки, вилки, ножи) — из нержавеющей стали. Не допускается использовать посуду с отбитыми краями, трещинами, сколами, деформированную, с поврежденной эмалью, пластмассовую и приборы из алюминия (см. Приложение 31).
Пищевые отходы в группах собирают в промаркированные металлические ведра с крышками или педальные бачки, очистка которых проводится по мере заполнения их не более чем на 2/3 объема. Ежедневно в конце дня ведра и бачки независимо от наполнения очищают.
Посуду и столовые приборы моют в двух-трех гнездных ваннах, установленных в буфетных каждого группового помещения.
Столовая посуда после механического удаления остатков пищи моется с добавлением моющих средств (первая ванна) с температурой воды не ниже 40 °С, ополаскивается горячей проточной водой с температурой не ниже 65 °С (вторая ванна) с помощью гибкого шланга с душевой насадкой и просушивается на специальных решетках.
Чашки промывают горячей водой с применением моющих средств в первой ванне, ополаскивание горячей проточной водой производят во второй ванне и просушивают.
Столовые приборы после механической очистки и мытья с применением моющих средств (первая ванна) ополаскивают горячей проточной водой (вторая ванна). Чистые столовые приборы хранят в предварительно промытых металлических кассетах в вертикальном положении ручками вверх.
Столы моют горячей водой с мылом до и после каждого приема пищи специально выделенной для этого ветошью, которую затем простирывают, просушивают и хранят в специальной промаркированной посуде с крышкой.
В ясельных группах бутылочки после молочных смесей промывают теплой проточной водой с помощью ерша и моющих средств, затем стерилизуют в автоклаве при температуре 120 °С в течение 45 мин или кипятят в воде в течение 15 мин и хранят в промаркированной закрытой эмалированной посуде. Ерши после использования промывают проточной водой и кипятят 30 мин, высушивают и хранят в сухом виде.
Соски после употребления промывают, замачивают в 2 %-ном растворе питьевой соды в течение 15— 20 мин, потом промывают водой, кипятят З мин в воде и хранят в промаркированной емкости с закрытой крышкой.
Мочалки, щетки для мытья посуды, ветошь для протирания столов при осложненной эпидситуации кипятят в течение 15 мин в воде с добавлением кальцинированной соды или замачивают в дезинфицирующем растворе, затем простирывают в конце дня с моющим средством, прополаскивают, сушат и хранят в специальной промаркированной таре.
В помещениях пищеблока ежедневно проводят уборку: мытье полов, удаление пыли и паутины, протирание радиаторов, подоконников; еженедельно с применением моющих средств проводят мытье стен, осветительной арматуры, очистку стекол от пыли и копоти и т. п. Один раз в месяц необходимо проводить генеральную уборку с последующей дезинфекцией всех помещений, оборудования и инвентаря.
В буфетных, моечных столовой и кухонной посуды, а также возле всех ванн, которые используют для обработки инвентаря, вывешивают инструкции по режиму мытья посуды и обработки инвентаря с указанием концентраций моющих и дезинфицирующих средств, используемых в данный момент, правил приготовления рабочих растворов.
Полы в туалетных, унитазы моют два раза в день горячей водой и моющими средствами. В ясельных и младших дошкольных группах полы следует мыть после каждого пользования горшками.
Санитарно-техническое оборудование подлежит обеззараживанию независимо от эпидемиологической ситуации. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей моют теплой водой с мылом ежедневно. Горшки моют после каждого пользования при помощи квачей и моющих средств (см. Приложение 31). Ванны, раковины, унитазы чистят дважды в день квачами или щетками с использованием моющих и дезинфицирующих средств («Лиолит», «Доместос», «Белор», «Амфолан Д», гипохлорид натрия, ПФК).
Если в дошкольном учреждении нет канализации, необходимо для выделений иметь ведро с крышкой, баки для дезинфицирующего раствора, ведра с чистой водой для споласкивания горшков после обработки их дезраствором, ковш.
Весь уборочный инвентарь после пользования следует промывать горячей водой с моющими средствами. дезинфицирующие растворы хранят в темной посуде в местах, недоступных детям. Уборочный инвентарь (тряпки, ведра, щетки) маркируют и хранят в специальном шкафу в туалетных.
Оборудование участка (столы, скамьи, физкультурные с наряды и др.) ежедневно протирают. Песок в песочных ящиках меняют не реже одного раза в месяц, на ночь ящики закрывают крышками. Перед игрой песок слегка увлажняют, периодически перелопачивают, загрязненный песок заменяют чистым.
Контрольные вопросы
1. Какие типы дошкольных учреждений вы знаете?
2. Каковы правила размещения дошкольных учреждений на территории населенных пунктов?
3. Каково назначение участка?
4. Какие требования предъявляются к групповым площадкам?
5. Какие группы помещений включает в себя дошкольное учреждение? Как они распределяются?
6. Что понимают вод микроклиматом дошкольных учреждений?
7. Какие требования предъявляются к составу воздуха в помещениях дошкольных учреждений?
8. Что способствует загрязнению воздуха в дошкольных учреждениях?
9. Какие изменения происходят в воздушной среде помещений во время и после переодевания детей?
10. В чем заключаются основные требования к проветриванию помещений?
11. Какие виды вентиляции помещений вы знаете?
12. Какие гигиенические требования предъявляют к отоплению и отопительным приборам?
13. Как осуществляется водоснабжение дошкольных учреждений?
14. Какая вода считается непригодной для питья?
15. Как в дошкольных учреждениях дети обеспечиваются водой?
16. Какие требования предъявляются к уборке помещений?
17. Как часто и в каком объеме проводят генеральную уборку помещений?
18. Какие моющие и дезинфицирующие средства используют при обработке участка и оборудования основных помещений дошкольных учреждений?