Производные зародышевых листков
Эктодерма | Энтодерма | Мезодерма | ||||
дерматом | миотом | склеротом | нефрогонотом | спланхнотом | ||
Нервная система и рецепторы | Хорда | Дерма – собственно кожа | Скелетные мышцы | Скелет, связки, сухожилия | Почки, мочеточники | Соедини-тельная ткань |
Эпидермис и его производные (волосы, ногти, когти, роговые чехлы, потовые, сальные, млечные железы) | Печень, поджелудочная железа и другие пищеварительные железы | Половые органы: половые железы, половые протоки | Гладкие мышцы, сердце, сосуды, кровь, эпителий целома | |||
Эпителий носовой, ротовой полости, глотки, верхней трети пищевода, концевого отдела пищеварительного тракта | Эпителий дыха-тельной системы, эпителий пищеварительной системы (за исключением отделов, развивающихся из эктодермы) | |||||
Конъюнктива, роговица, хрусталик, сетчатка глаза | Склера глаза | |||||
Эмаль зубов | Дентин зубов | Пульпа зубов |
Работа №4
Постэмбриональный период онтогенеза
Изучите этапы постэмбрионального периода онтогенеза различных животных, используя таблицы, влажные препараты (развитие мухи, рыбы, лягушки, ужа, птицы, крысы). Поясните отличие прямого и непрямого развития животных. Изучите и дополните примерами предложенную таблицу.
Таблица 3
Типы развития животных в постэмбриональный период онтогенеза.
Тип развития | Молодая особь | Примеры | ||||
Форма тела | Пропорции тела | Наличие органов взрослого организма | Личиночные органы | Половая система | ||
Прямое | Как у взрослого | Отличные от взрослого | Имеются | Отсутствуют | Недоразвиты | |
Метаморфоз: 1. Неполный 2. Полный | Как у взрослого Отличная от взрослого | Как у взрослого Отличные от взрослого | Не имеется некоторых органов и систем (например, отсутствуют крылья, органы дыхания и др.) Имеются не все органы, отличаются по строению и функции от взрослых особей | Отсутствуют Имеются | Отсутствует или недоразвиты Отсутствует |
Демонстрационные препараты
«Разнообразие животных и растительных клеток»
Рассмотреть демонстрационные препараты
1. Оплодотворение у лошадиной аскариды;
2. Синкарион;
3. Дробление яйца лошадиной аскариды;
4. Дробление яйцеклетки лягушки;
5. Бластула лягушки;
6. Гаструла лягушки;
7. Сомит, хорда и нервная трубка зародыша курицы;
8. Нейрула цыпленка;
|
____.____.20____
ЗАНЯТИЕ № 16
ОНТОГЕНЕЗ КАК ПРОЦЕСС РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ. ГЕННАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ОНТОГЕНЕЗА
Цель: Изучить процессы регуляции нормального хода индивидуального развития организма, что позволит разобраться в механизмах его нарушения, а значит понять причины возникновения аномалий развития, злокачественных перерождений тканей, старения. Приобрести и расширить знания о регуляторной функции генов, контролирующих ход онтогенеза. Знания в области регуляции онтогенеза необходимы будущему врачу для понимания причин формирования различных эмбриопатий человека.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
(Проверка самостоятельной внеаудиторной работы)
Основные понятия и положения темы
(дать пояснения понятиям)
ТОТИПОТЕНТНОСТЬ – | ||||||
ЭМБРИОНАЛЬНАЯ ИНДУКЦИЯ – | ||||||
ТЕРАТОГЕНЫ – | ||||||
ПОРОКИ – | ||||||
а) наследственные – | ||||||
а) ненаследственные – | ||||||
Уровни регуляции онтогенеза
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. |
Гены, регулирующие ход онтогенеза
1. | |
2. |