Генетика организмов. законы менделя

 
  генетика организмов. законы менделя - student2.ru генетика организмов. законы менделя - student2.ru

____.____.20____

ЗАНЯТИЕ № 9

ГЕНОТИП КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГЕНОВ

Цель:Изучить сущность наследственности как фундаментального свойства живого, основополагающие закономерности наследования. Приобрести и закрепить знания общих принципов взаимодействия аллельных и неаллельных генов.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

(Проверка самостоятельной внеаудиторной работы)

Основные понятия и положения темы:

При изучении ненаследственной изменчивости обратить внимание на способы взаимодействия неаллельных генов и варианты расщепления

1. Дать определение понятию неаллельные гены;

2. Способы взаимодействия неаллельных генов:

a. комплементарность;

b. эпистаз:

i. доминантный;

ii. рецессивный;

c. полимерия;

i. полимерия кумулятивная;

ii. полимерия некумулятивная;

3. Модифицирующее действие генов;

4. Эффект положения.

!
Сформулируйте и предложите цитологическое обоснование III закона Менделя. Приведите цитологические основы, статистический характер наследования признаков при дигибридном и полигибридном скрещивании.

 

Дайте определение следующим терминам и приведите примеры:

«ГЕННЫЙ БАЛАНС» –  
   
   
ГЕНЫ-МОДИФИКАТОРЫ –  
   
   
ТРАНСГРЕССИЯ –  
   
   
МОДИФИЦИРУЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ ГЕНОВ –  
   
   
ЭФФЕКТ ПОЛОЖЕНИЯ –  
   
   
         

!

Опишите биологическое значение и суть взаимодействия аллельных и не аллельных генов (Приложение)

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

ЗАДАЧА № 1

Сколько типов гамет, и какие именно, образуют следующие организмы:

а) ААВВ; б) АаВВ; в) АаВв; г) ААВВСС; д) ааВвСС; е) ААВвссДдЕЕ.

ЗАДАЧА № 2

Сколько типов гамет образуют организмы:

a) дигомозиготный;

b) гетерозиготный по четырём парам генов;

c) гетерозиготный по N парам генов.

Дигибридное скрещивание

ЗАДАЧА № 3

Альбинизм (инактивация тирозиназы) и фенилкетонурия наследуются аутосомно-рецессивно. Здоровая женщина гетерозиготная по фенилкетонурии, её мать страдала альбинизмом, а отец - гетерозиготен по фенилкетонурии, выходит замуж за мужчину такого же генотипа, как и она сама. Какие дети возможны от этого брака?

ЗАДАЧА № 4

У человека владение преимущественно правой рукой доминирует над умением владеть преимущественно левой рукой. Голубоглазый правша женился на кареглазой правше. У них родились двое детей: кареглазый левша и голубоглазый правша. Определить вероятность рождения в этой семье голубоглазых детей, владеющих преимущественно левой рукой.

ЗАДАЧА № 5

Мужчина кареглазый, имеющий 3-ю группу крови, был женат дважды. В первом браке у него сначала родился мальчик – кареглазый с 4-й группой крови, а потом и девочка – тоже кареглазая, но с 3-й группой крови. Во втором браке этот он стал отцом голубоглазой девочки и кареглазого мальчика. Оба они имели 1-ю группу крови. Можно ли однозначно судить о генотипе этого мужчины?

ЗАДАЧА № 6

Глаукома взрослых наследуется несколькими путями. Одна форма определятся доминантным аутосомным геном, другая – рецессивным тоже аутосомным несцепленным с предыдущим геном. Какова вероятность рождения ребенка с аномалией в случае, если оба родителя гетерозиготны по обеим парам патологических генов?

ЗАДАЧА № 7

Близорукость и наличие веснушек наследуется как аутосомно-доминантные признаки. Мужчина с нормальным зрением и веснушками, причем у его отца не было веснушек, а у матери имелись, жениться на женщине без веснушек, но страдающей близорукостью. У неё на протяжении нескольких поколений родственники страдали близорукостью. Рождение каких детей следует ожидать у этой пары?

ЗАДАЧА № 8

Галактоземия (неспособность усваивать молочный сахар) наследуется как аутосомно-доминантный признак, отсутствие малых коренных зубов как доминантный аутосомный признак. Жена прошла лечение по галактоземии и была фенотипически здорова, но у нее отсутствовали малые коренные зубы. Муж здоров. У них родился ребенок, страдающий галактоземией, аномалии развития зубов нет. Определите вероятность рождения ребенка с двумя аномалиями.

ЗАДАЧА № 9

Резус-положительность – доминантный аутосомный признак, а альбинизм наследуется аутосомно-рецессивно. Оба родителя резус – положительны с нормальной пигментацией. У них родился ребенок – альбинос с резус отрицательной (рецессивный признак) группой крови. Определите генотипы родителей и их возможного потомства?

Полигибридное скрещивание

ЗАДАЧА № 10

Глаукома наследуется как аутосомно – доминантный признак. Монголоидный разрез глаз доминирует над Европеоидным, а нос с горбинкой доминирует над прямым носом. В семье жена страдает глаукомой (её мать здорова), у нее и всех её родственников монголоидный разрез глаз и рпямой нос; её муж здоров, у него европиоидныйразрез глаз и нос с горбинкой. В этой семье родился ребенок, старадающий глаукомой, с монголоидным разрезом глаз и прямым носом. Определите генотип родителей и вероятность рождения у них здорового ребенка с монголоидным разрезом глаз и носом с горбинкой.

ЗАДАЧА № 11

Кареглазость, курчавость волос и праворукость – доминантные признаки, а голубоглазость, прямоволосость и леворукость – рецессивные признаки. Ген курчавости волос доминирует неполно, поэтому гетерозиготы имеют волнистые волосы. Все гены расположены в разных хромосомах. Супруги-молодожены, гетерозиготные по все трем генам, мечтают, чтобы их первенцем был не мальчик, а голубоглазая девочка, с волнистыми волосами, к тому же - преимущественно владела правой рукой. Какова вероятность, что эта их мечта сбудется? Дайте буквенное обозначение генов, напишите генотипы родителей и решите задачу вероятностным методом – без обозначения гамет и без использования решетки Пеннета.

Наши рекомендации