Яичник млекопитающего (кошки)
Рассмотрите препарат на малом увеличении микроскопа
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. | |
8. | |
9. | |
10. | |
11. | |
12. | |
13. |
Работа № 6
Яйцеклетка млекопитающего (кошки)
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. |
Работа № 7
Половые железы самца крысы
Рассмотрите на препарате и зарисуйте половые железы самца крысы
1. | |
2. | |
3. | |
4. |
Работа № 8
Сперматозоиды человека
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
7. | |
8. | |
9. | |
10. | |
11. | |
12. |
|
|
|
|
|
|
|
Сперматозоиды человека
Работа № 9
Сперматозоиды морской свинки
1. | |
2. | |
3. | |
4. |
Работа № 10
Сперматозоиды петуха
1. | |
2. | |
3. | |
4. |
Демонстрационные препараты
«Разнообразие животных и растительных клеток»
Рассмотреть демонстрационные препараты
|
1. Споры и спорангии папоротника
2. Конъюгация спирогиры
Работа № 11
Гаметогенез
Подпишите основные стадии гаметогенеза и количество хромосом в клетке (n, c)
СПЕРМАТОГЕНЕЗ
ООГЕНЕЗ
|
а) | |
б) | |
в) | |
____.____.20____
ЗАНЯТИЕ № 8
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ СВОЙСТВО ЖИВОГО.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ
Цель: Изучить сущность наследственности как фундаментального свойства живого, выяснить основополагающие закономерности наследования. Приобрести и закрепить знания основ классической генетики, общих принципов взаимоотношения между геном и признаком, необходимых врачу для понимания механизмов нормальной физиологии и морфологии, а также патологических процессов и их клинических проявлений.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
(Проверка самостоятельной внеаудиторной работы)
Основные понятия и положения темы:
1. Изменчивость;
2. Наследственность:
a. хромосома;
b. ген;
c. локус;
d. аллель;
e. аллельные гены;
f. неаллельные гены;
g. гомозигота;
h. гетерозигота;
3. Личность Г.Менделя:
a. основные опыты Г.Менделя над горохом;
b. первый и второй закон генетики, которые вывел Г.Мендель;
4. Наследование:
a. чистота гамет;
b. генотип;
c. фенотип;
d. геном;
e. свойства генов:
i. экспрессивность;
ii. плейотропия;
iii. пенетрантность;
f. виды скрещиваний:
i. прямое;
ii. обратное;
iii. возвратное;
iv. анализирующее;
g. типы взаимодействия аллельных генов:
i. полное доминирование;
ii. неполное доминирование;
iii. сверхдоминирование;
iv. межаллельная комплементация;
v. множественный аллелизм;
vi. кодоминирование;
Дайте определение следующим терминам:
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – | ||||||||||||||
ИЗМЕНЧИВОСТЬ – | ||||||||||||||
НАСЛЕДОВАНИЕ – | ||||||||||||||
ГЕН – | ||||||||||||||
АЛЛЕЛЬ – | ||||||||||||||
«ЧИСТОТА ГАМЕТ» – | ||||||||||||||
ГЕНОТИП – | ||||||||||||||
ФЕНОТИП – | ||||||||||||||
АЛЛЕЛЬНЫЕ ГЕНЫ – | ||||||||||||||
НЕАЛЛЕЛЬНЫЕ ГЕНЫ – | ||||||||||||||
ГОМОЗИГОТА – | ||||||||||||||
ГЕТЕРОЗИГОТА – | ||||||||||||||
ДИГЕТЕРОЗИГОТА – | ||||||||||||||
МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ – | ||||||||||||||
ДИГИБРИДНО СКРЕЩИВАНИЕ – | ||||||||||||||
ПОЛИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ – | ||||||||||||||
|
Перечислите и охарактеризуйте свойства генов:
|
Сформулируйте и предложите цитологическое обоснование
I и II законов Менделя
I закон | II закон |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
При моногибридном скрещивании анализируется наследование одной пары альтернативных признаков, определяемых одной парой аллельных генов.
Для решения задач необходимо знание законов наследования признаков, установленных Г. Менделем:
– закон единообразия потомков в первом поколении (F1) от скрещивания гомозиготных организмов;
– закон расщепления потомков от скрещивания F1 между собой в соотношении по генотипу – 1:2:1, а по фенотипу – 3:1.
Из содержания этих законов следует, что:
1) если всё потомство единообразно, то анализируемые родительские особи гомозиготны;
2) если в потомстве наблюдается расщепление, то родительские организмы гетерозиготны. Если скрещиваются гетерозигота Аа × гомозигота аа, то такое скрещивание называют анализирующим и в потомстве наблюдается расщепление в соотношении 1:1.
ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
ЗАДАЧА № 1
У мышей серая окраска доминирует над белой. Какое ожидается расщепление в потомстве, если:
а) гомозиготные серые мыши скрещиваются с белыми;
б) гетерозиготные серые—с такими же;
в) гетерозиготные серые—с белыми?
Дано: Решение
А – ген серой окраски; а) Р: ♀ АА × ♂ аа б) Р: ♀ Аа × ♂ Аа
а – ген белой окраски;
G: G:
F1 – ?
F1: Aa – 100 %
сер.
Ответ: Расщепление
отсутствует
в) Р: ♀ Аа × ♂ аа
G: F1: 1 AA : 2 Aa : 1aa
сер. сер. бел.
25 % 50 % 25 %
Ответ: расщепление по
F1: 1 Aa : 1 аа фенотипу 3 серых : 1 белый
сер. бел. Ответ: расщепление по фенотипу
50 % 50 % 1 серый : 1 белый
ЗАДАЧА № 2
Серповидноклеточная анемия наследуется как не полностью доминантный аутосомный признак. Гомозиготные особи умирают обычно до полового созревания, гетерозиготные жизнеспособны. Малярийный плазмодий не может использовать для своего питания S – гемоглобин. Поэтому люди, имеющие эту форму гемоглобина, не болеют малярией.
1. Какова вероятность рождения детей, устойчивых к малярии в, семье, где один из родителей гетерозиготен в отношении серповидноклеточной анемии, а другой нормален в отношении этого признака?
2. Какова вероятность рождения детей, устойчивых к малярии, где оба родителя устойчивы к этому паразиту?
Дано: Решение
А – серповидноклеточная анемия; а) Р: ♀ Аа × ♂ аа
а – отсутствие заболевания;
Аа – устойчивость к малярии G:
F1 – ?
F1: 1 Aa : 1 аа
50 % 50 %
Ответ: вероятность рождения ребенка, устойчивого к малярии, в этой семье – 50 %
б) Р: ♀ Аа × ♂ Аа
G:
Ответ: вероятность рождения ребенка, неустойчивого к малярии, в такой семье – 25 %.
F1: 1 AA : 2 Aa : 1aa
25 % 50 % 25 %
ЗАДАЧА № 3
В семье, где родители имели II (JA J0) и III (JB J0) группы крови, родился ребенок с IV группой крови (JA JB). Определить вероятность рождения следующего ребенка с IV группой крови.