Этапы развития моторной речи

1 этап – выделение объекта (до 1,5 лет), воспроизведение его в своей речи.

2 этап – ребёнок называет себя в третьем лице, не выделяя себя.

3 этап– выделение субъекта (с 2-х лет). Ребёнок выделяет себя, в речи появляется много личных местоимений («я», «моё»). Это период детской «жадности». Он характеризуется согласованием слов с массой ошибок («я вставаю» и т.д.). Встречается много упрощений в речи ребёнка: столик-толик.

4 этап – период «почемучек». К 3 годам ребёнок задаёт много вопросов («Почему идёт дождь»? «Почему трава зелёная»?). Ребёнок постоянно и много говорит. Много остроумных высказываний.

5 этап – ребёнок легко всё запоминает. С 3-х до 5 лет он легко осваивает иностранные языки. Именно в этот период у ребёнка действует долговременная память.

6 этап – к 5 годам развитие психической жизни заканчивается. Ребёнок полностью овладевает родным языком.

Со 2-3 месяца жизни развиваются голосовые реакции, которые способствуют формированию речи. В 2-4 месяца дети произносят гортанные звуки «чи», «чхи», в 4-5 месяцев появляется «певучее» длительное гуление («а-а-а»), а если ребёнок недоволен, то он хныкает.

В 6-7 месяцев появляется лепет, т.е. ребёнок произносит отдельные слоги: «ба», «мА», «да». Из этих слогов в дальнейшем складываются первые слова. Это происходит в результате развития способности к подражанию; обращаясь к ребёнку важно, чтобы он следил за движением губ. К 6-7 месяцам формируется первичное понимание речи; ребёнок поворачивает голову в сторону предметов, о которых спрашивает взрослый, т.е. устанавливается конкретная связь с определёнными игрушками и предметами, которые он раньше видел и о которых говорили.

В 8 месяцев начинается подражание звукам речи взрослого, на вопрос «где»? находит несколько предметов на постоянных местах, по слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа, например, «ладушки», «дай ручки», «до свидания», прятки».

В 9 месяцев на вопрос «где»? находит знакомые предметы независимо от их местоположения, знает своё имя. Подражает взрослому, повторяет за ним слоги, манеру его речи, интонации.

В 10 месяцев ребёнок по просьбе «дай» находит и даёт знакомые предметы. К концу года слоги, входящие в лепет ребёнка, становятся составными частями слов, запас которых составляет до 10-12-13 («дай», «на», «ав», «па», «ба»). Выполняет поручения («принеси», «найди», «отдай» и т.д.), понимает слово «нельзя».

Таким образом, к году становится возможным через речь взрослого воздействовать на поведение ребёнка, так как некоторые слова начинают уже приобретать обобщённый характер, т.е. становятся специфическими раздражителями второй сигнальной системы. Это говорит о начале функционирования высшего уровня нервной деятельности второй сигнальной системы, развитие которой стало возможным на основе накоплений чувственного опыта (т.е. первой сигнальной системы), приобретённого ребёнком на протяжении 1-го года жизни в результате многократного сочетания непосредственных раздражений с их словесными обозначениями.

На 2-м году жизни улучшается понимание речи, увеличивается словарный запас. Так, ребёнок в возрасте 1 года 3 месяцев знает 10-30 слов, пользуется облегчёнными словами в момент сильной заинтересованности, начинает обобщать предметы по существенным признакам. В 1 год 6 месяцев – запас слов – 30-40, появляются двухсловные предложения, облегчённые слова начинает заменять правильными. Понимает смысл целых предложений о событиях и явлениях часто повторяющихся. Ребёнок в 1 год 9 месяцев говорит фразами (не более 3 слов), легко повторяет слова, их запас начинает быстро расти.

К 2 годам запас слов увеличивается до 200-300. Начинает употреблять прилагательные и местоимения, понимает рассказ без показа, появляются вопросы типа: «что это?», «куда?»…

В 2 года 6 месяцев ребёнок свободно пользуется речью во всех случаях жизни, повторяет и заучивает короткие стихи, знает своё имя и фамилию.

К 3 годам легко запоминает стихи, песни, повторяет маленькие рассказы, задаёт вопрос «почему?», легко пользуется формами приветствия, начинает употреблять сложные придаточные предложения.

Содержание

Введение 3

1. Особенности высшей нервной деятельности ребенка первого года жизни 3

Этапы развития ВНД ребёнка 3

2. Методика оценки нервно-психического развития ребёнка первого года жизни 7

Схема оценки нервно-психического развития ребёнка первого года жизни 8

Показатели нервно-психического развития ребёнка первого года жизни 8

Степени задержки нервно-психического развития 10

Параметры поведения детей 1-го года жизни 10

Оценка поведения 10

Алгоритм определения групп развития 12

3. Методика определения уровня нервно-психического развития детей

первого года жизни 13

4. Рекомендации по режиму и физическому воспитанию ребёнка первого года

жизни с учётом его нервно-психического развития 27

5. Схема оценки нервно-психического развития ребёнка второго года жизни 33

Схема оценки нервно-психического развития ребёнка второго года жизни 33

Ориентировочные показатели нервно-психического развития детей

2-го года жизни 34

Степени задержки нервно-психического развития 35

Параметры поведения детей 1-го года жизни 35

Оценка поведения 35

Оценка уровня нервно-психического развития 35

Методика определения уровня нервно-психического развития

детей второго года жизни 36

6. Схема оценки нервно-психического развития ребёнка третьего года жизни 41

Степени задержки нервно-психического развития 41

Параметры поведения детей 3-го года жизни 41

Оценка поведения 41

Оценка уровня нервно-психического развития 42

Показатели нервно-психического развития детей 3-го года жизни 42

Методика определения уровня нервно-психического развития

детей третьего года жизни 43

7. Медицинские аспекты воспитания детей 46

8. Приложения 55

Приложение 1

Физическое и нервно-психическое развитие детей старше года (М±т)

Возраст Длина, см Масса, кг Окружность грудной клетки, см Нервно-психическое развитие
1г 3 мес 79,45±0,32 3,56 76,97±0,29 Мальчики 11,4±0,12 1,3 Девочки 10,52±0,12 1,28 49,66±0,21 2,33 48,29±0,22 2,32 Запас слов 10-30. Начинает обобщать предметы по существенным признакам. Пользуется облегчёнными словами в момент сильной заинтересованности. Ходит, не присаживаясь, длительно, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается и т.д.). Самостоятельно ест густую пищу.
1г 6 мес 81,73±0,32 3,34 80,8±0,28 2,98 Мальчики 11,8±0,11 1,18 Девочки 11,4±0,1 1,12 49,92±0,19 1,98 48,93±0,2 2,11 Запас слов 30-40. Появляются двухсловные предложения. Облегчённые слова начинает заменять правильными. Понимает смысл целых предложений о событиях и явлениях, часто повторяющихся. Перешагивает через препятствия. Самостоятельно ест любую пищу.
1г 9 мес 84,51±0,28 2,84 83,75±0,36 3,57   Мальчики 12,67±0,14 1,41 Девочки 12,27±0,14 1,38 50,83±0,19 1,91 49,83±0,21 2,44 Запас активных слов начинает быстро расти. Легко повторяет слова и фразы. Понимает несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке. Подбирает по образцу и словам взрослого два контрастных цвета (красный, синий). Часто раздевается и помогает взрослому одевать его.
2 года 88,26±0,30 3,7 86,13±0,33 3,87 Мальчики 13,04±0,1 1,24 Девочки 12,64±0,15 1,76 51,2±0,18 2,24 50,05±0,22 2,43 Запас слов 200-300. Появляются трёхсловные предложения. Начинает употреблять прилагательные и местоимения. Понимает рассказ без показа. Появляются вопросы типа: «Что это?», «Куда?». Подбирает по образцу и просьбе взрослого четыре контрастных цвета (красный, синий, зелёный, жёлтый). Поднимается и спускается самостоятельно по лестнице, пытается стоять на одной ноге. Контролирует свои физиологические отправления.
2г 6 мес 91,85±0,33 3,78 91,20±0,38 4,28 Мальчики 13,96±0,11 1,28 Девочки 13,93±0,14 1,6 52,09±0,18 2,37 51,32±0,15 1,74 Свободно пользуется речью во всех случаях жизни. Повторяет и заучивает короткие стихи. Знает своё имя и фамилию. С помощью карандаша, кисти, пластилина, глины изображает простые предметы и называет их. Выполняет сюжетные постройки. Появляются элементы ролевой игры. Одевается самостоятельно. Ходит по лестнице переменным шагом.
3 года 95,72±0,33 3,68 95,27±0,33 3,78 Мальчики 14,96±0,15 1,68 Девочки 14,85±0,14 1,54 52,51±0,21 2,21 51,91±0,18 2,06 Легко запоминает стихи, песни, повторяет маленькие рассказы. Задаёт вопрос «Почему?», пользуется формами приветствия. Раскрашивает ограниченные поверхности. Начало конструктивной деятельности. Завязывает шнурки на ботинках . Ходит самостоятельно в туалет.

Приложение 2

Наши рекомендации