Воспитание и занятия с ребёнком третьего года жизни
С целью дальнейшего развития понимания речи следует:
а) показывать всё новые и более сложные предметы, действия, картинки, сопровождая знакомство с ними словесными пояснениями; обогащать впечатления ребенка;
б) приучать понимать устную речь без сопровождения наглядными образцами, слушать небольшие рассказы, короткие стихотворения.
С целью стимуляции активной речи нужно:
а) учить говорить предложениями, правильно произносить слова и изменять окончания слов, согласовывать слова в фразах;
б) продолжать развивать у ребёнка эмоциональную выразительность голоса, побуждать к подпеванию и пению;
в) вызывать активные высказывания ребёнка - учить передавать словами впечатления (рассказ да картинке и т.д.), отвечать на вопросы.
Для развития движений необходимо:
а) способствовать дальнейшему развитию координации общих движений (одновременные, экономичные и ловкие движения рук и ног) при ходьбе, лазаньи, беге, бросании (устранять лишние движения);
б) приучать по сигналу приостанавливать движение, переходить от одного движения к другому, изменять темп движения;
в) развивать чувство ритма, водить танец под музыку;
г) продолжать развивать координацию движений.
Развитие игры и действия с предметами:
а) освоенные с помощью взрослых предметы передаются для самостоятельной деятельности (следить, чтобы предметы использовались ребёнком правильно, закреплять приобретенные умения);
б) развивать сюжетные игры, основанные на подражании взрослому и старшим детям, стимулировать инициативу и выдумку ребёнка в игре;
в) при пользовании предметами уточнять их число, цвет, размер и т.д. - заставлять называть эти свойства предметов, подбирать их по заданию.
При воспитания навыков во время приёма пищи в этом возрасте необходимо обратить внимание на воспитание с помощью словесных указаний и собственного примера культурного поведения за столом - держать ложку в правой руке, а хлеб - в левой, не размачивать хлеб в супе, чае, не выходить из-за стола с полным ртом, говорить "спасибо".
Воспитание, гигиенических правил:
a) под контролем взрослого ребёнок может самостоятельно намылить руки, не обливаясь, вымыть лицо и руки под узкой струёй воды, вытереть их насухо;
б) следует приучать ребенка по собственной инициативе умываться
утром и вечером, мыть руки перед едой или после загрязнения, вытираться только своим полотенцем (в 3 года ребёнок хорошо и аккуратно моет руки, вытирает их, вытирает нос и др.).
Ребенка 2-3 года жизни можно высаживать на горшок ночью не более 1 раза, если он в этом нуждается, предварительно выяснив, в какое время у него возникает такая потребность. Если ребёнок всю ночь спит сухим, его не высаживают.
Навыки одевания и раздевания
а) с 2 лет 6 месяцев ребёнок может самостоятельно расстёгивать и застёгивать пуговицы, развязывать и завязывать шнурки (к 2 годам ребёнок снимает некоторые предметы туалета - колготки, ботинки, штанишки, a в 2 года 6 мес. одевается и раздевается сам, но без застёгивания и расстёгивания пуговиц, завязывания шнурков;
б) в 3 года ребёнок одевается и paздевается почти самостоятельно,
может застёгиватъ пуговицы, завязывать шнурки.
Рекомендуемые игрушки: те же, что для детей второго года жизни, но более сложные, например, велосипед, строительные материалы различной величины и формы, более разнообразная игрушечная мебель и посуда, наборы - конструкторы, предметы одежды и др. Более сложные картинки и первые книжки, книжки для раскрашивания, пластилин или глина, первое лото, живые животные, птички, рыбки, диапроектор для показа и рассказа. Необходимы целевые прогулки и экскурсии для расширения кругозора ребенка.
Общие задачи воспитания ребенка, связанные с нормированием его как
Будущего члена коллектива.
Особенное внимание на втором-третьем году жизни ребёнка имеют:
а) выработка умения самостоятельно заниматься, не мешая старшим
(на втором году жизни), играть друг с другом (жалеть "обиженного",
помочь"пострадавшему"), поддерживать порядок в игрушках, беречь их;
б) приучение к самообслуживанию и взаимопомощи;
в) развитие любознательности, смелости, настойчивости, стремление преодолеть препятствия и довести начатое дело до конца.
По окончании периода раннего детства воспитательный процесс осуществляется педагогами, медицинские аспекты в воспитании постепенно отходят на второй план.
Развитие речи ребёнка
Речь является одним из важнейших показателей нервно-психического развития ребёнка, формирование речи обусловлено становлением функции сенсорной системы и функциональным созреванием головного мозга.
Первый этап развития речи – подготовительный – развитие гуления и лепета. Начинается на 2-м месяце жизни с кратковременного гуления.
Второй этап – возникновение сенсорной речи –понимание отдельных элементов речи взрослого (зона Вернике). Связывание слова с конкретным предметом начинается с 7-8 месяцев жизни. Параллельно с возникновением сенсорной речи интенсивно развивается лепет, который обогащается интонациями. Объём сенсорной речи зависит от воспитания: если оно адекватное, то к 1 году ребёнок понимает около 300-400 слов.
Третий этап – возникновение моторной речи (зона Брока необходима для воспроизведения речи). Этот этап характеризуется расширением возможностей сенсорной речи.