Воспитание и занятие с ребёнком второго года жизни
На втором году жизни с целью стимулирования понимания речи следует:
а) увеличивать число запоминаемых слов (названия пищи, мебели, одежды, животных, птиц, растений и др., названия частей тела, качества предметов, основных действий);
б) укреплять связи между предметами и обозначениями их словами. Развивать понимание связей и отношений между предметами ("птичка клюёт зёрнышко");
в) научить выполнять инструкции и поручения взрослого: в первом полугодии состоящие из 1-2 действий, во втором полугодии - из нескольких звеньев ("пойди туда-то", "возьми то-то", "принеси мне").
С целью стимуляции активности речи необходимо:
а) увеличить число произносимых слов в первом полугодии до 30 простых ("дай", "иди", "дядя") и звукоподражания (“ав-ав”,”би-би”), во втором полугодии - до 300 и более сложных слов, не только существительных и глаголов, но и обозначающих качество предмета и отношение между предметами (наречия, прилагательные, местоимения и т.д.); приучать употреблять в речи 2-3 - сложные фразы и вносить в речь грамматические изменения;
б) совершенствовать подражание звукосочетаниям и словам, учить отвечать на речь взрослого не только движениями и действиями, но и доступными словами. Вызвать воспроизведение слов, обозначающих знакомые предметы, которые в данное время отсутствуют ("где же наш мячик?", "скачи, где же наш мячик?").
Для развития движения нужно:
а) совершенствовать и делать целевыми ходьбу (учить ходить по ограниченной и наклонной плоскости - по доске, перешагивать через одиночные препятствия, удерживать равновесие), лазанье (учить влезать на стремянку, перелезать через бревно, подлезать под скамейкой), бросание (учить бросать мяч в корзинку). Во втором полугодии развивать умение бегать. Учить простейшим элементам пляски. Прыгать с высоты дети второго года жизни не должны из-за особенностей анатомического строения стопы (плоскостопие);
б/ развивать (во втором полугодии) различные подражательные движения ("как мишка ходит", "как зайка бегает");
в) приучать выполнять различные действия, движения по словесному предложению, а в конце года даже по словам (стишки, песенки, сначала одному, а потом и группе детей).
Различные действия с предметами:
а) научить ребёнка внимательно наблюдать за действиями взрослого и воспроизводить их;;
б) обучать проделывать с предметами и сюжетными играми разнообразные целевые действия (в первом полугодии - закрывать, открывать, снимать и надевать, во втором полугодии - наливать жидкость, насыпать песок в просторную посуду и т.д.); сюжетная игра на втором году жизни только зарождается (ребёнок воспроизводит отдельные действия шофёра, продавца и т.д.);
в) развивать умение доводить до конца освоенное действие (например, собрать всю пирамидку);
г) использовать занятия с предметами для развития речи (называть предметы, свойства их, действия с ними).
Воспитание навыков при приёме пищи:
а) с 1 года 2 месяцев во время кормления необходимо давать ребенку в руку десертную или чайную ложку, направляя её ему в рот своей рукой (ребёнок сначала держит ложку в кулачке);
б) с 1 года 4-5 месяцев следует побуждать ребёнка есть самостоятельно густую пищу, а затем жидкую, лишь помогая ему регулировать движения. Учить самостоятельно пользоваться салфеткой (в 1 год 6 месяцев ребёнок ест ложкой любую пишу, но еще нередко проливает её, пользуется сам салфеткой при напоминании). К 2-м годам ест аккуратно, не обливается, пользуется салфеткой без напоминаний.
Воспитание гигиенических навыков:
а) на 2-м году жизни ребёнок должен уметь снять низко висящее полотенце, потереть руки с мылом;
б) с 1 года 2-4 месяцев следует обращать внимание на грязные руки, лицо, мокрый нос, вызывать отрицательное отношение к грязи (словом, тоном), тотчас вымыть грязные руки ребёнка, вытереть нос, добиваться, чтобы ребёнок привыкал быть чистым и впоследствии сам просил вымыть его или вытереть;
в) с 1 года. 6 месяцев необходимо учить самостоятельно пользоваться носовым платком, обращая внимание ребенка на грязный нoс и предлагая вытереть его (к 2-м годам по мере необходимости он сам пользуется платком).
Воспитание навыков одевания и раздевания:
а) с 1 года ребёнок может самостоятельно стянуть колготки, сапожки, кофточку (в I год 2-3 месяца ребёнок охотно сам пытается раздеваться и одеваться);
б) с 1 года 6 месяцев снимает и надевает колготки, штанишки, расшнуровывает ботинки;
в) с 2-х лет снимает и надевает с помощью взрослого часть туалета в определенной последовательности - платьице, штанишки, рубашку. При раздевании аккуратно складывает одежду на стул.
Рекомендуемые игрушки: пирамидки, матрешки (более сложные), песочницы, обручи, игрушечные телефоны, мячи.
Сюжетные игрушки: куклы (одетые), кукольная мебель, алюминиевая посуда, игрушечные животные. Примитивный строительный материал: различные тачки, тележки, машины, "мелочь" в мешочке или коробочке (с 1 года 6месяцев). Песок (с 1года 6 месяцев) и вода (к концу второго года) для игры. Заводные игрушки, животные для показа и рассказа, простые музыкальные инструменты, вроде барабана или бубна. Мыльные пузыри.
Для игры детей второго года жизни следует оборудовать уголок в комнате, покрыть пол чистым ковриком, т.к. в этом возрасте ребёнок любит играть на полу.