Схема оценки нервно-психического развития
Ребёнка второго года жизни
На втором году жизни продолжается интенсивное психомоторное и физическое развитие ребёнка. Условные рефлексы в этом возрасте начинают формироваться быстрее. Дети подвижны, в их поведении преобладают яркие положительные эмоции, они произносят много звуков и слов, часто улыбаются и громко смеются, проявляя повышенный интерес к окружающему. В первом полугодии 2-го года жизни совершенствуется ходьба, улучшаются координация движений и понимание речи, значительно увеличивается словарный запас. Во втором полугодии игра приобретает сюжетный характер, дети стремятся к играм друг с другом, начинают выполнять требования взрослых, обучаются элементарным правилам поведения.
Схема оценки нервно-психического развития
Ребёнка второго года жизни
§ уровень его по ведущим линиям развития (С, Д, И,Ра, Рп, Н), 24 показателям;
§ степень задержки;
§ параметры поведения;
§ оценка поведения;
§ группа нервно-психического развития (4 группы).
Таблица 5
Ориентировочные показатели нервно-психического развития детей 2-го года жизни
Возраст | Развитие речи | Сенсорное развитие С | Игра и действия с предметами И | Движения Д | Навыки Н | |
Понимание речи (Рп) | Активная речь (Ра) | |||||
1 г 1м- 1г 3м | Запас понимаемых слов быстро расширяется. | Пользуется лепетом и отдельными облегчёнными словами в момент двигательной и активной радости. | Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см. | Воспроизво- дит в игре действия с предметами, ранее разученные (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень). | Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится). | Самостоятельно ест густую пищу ложкой. |
1г 3м- 1г 6м | Обобщает предмет по существенным признакам в понимаемой речи. | Словами облегчёнными (би-би) и произносимыми правильно (машина) называет предмет и действия в момент сильной заинтересованности. | Ориентируется в 3-4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпич, призма). | Отражает в игре отдельные наблюдаемые действия. | Перешагивает через препятствия приставным шагом. | Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой. |
1г 7м- 1г 9м | Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого. | Во время игры словами и 2-х сложными предложениями обозначает свои действия. | Ориентируется в 3-4 контрастных величинах предметов (типа кубов) разницей в 3 см. | Воспроизводит несложные сюжетные постройки – перекрытия типа «ворота», «скамейка». | Ходит по ограниченной поверхности шириной 15-20 см. | Частично снимает одежду с небольшой помощью взрослого (трусы, ботинки, шапку). |
1г 10м- 2 года | Понимает рассказ о событиях, бывших в опыте ребёнка. | При общении со взрослыми пользуется 2-х сложными предложениями, употребляя прилагательные, местоимения. | Подбирает по образцу и слову 3-4 контрастных цвета. В игре воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры). | Перешагивает через препятствия чередующимся шагом. | Частично надевает одежду (ботинки, шапку). |
Степени задержки нервно-психического развития
1 степень – задержка по 1-2 показателям;
2 степень – задержка по 3-4 показателям;
3 степень - задержка по 5-7 показателям.
Параметры поведения
1. Настроение (бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое).
2. Сон:
1) засыпание (быстрое, медленное, спокойное, неспокойное);
2) характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный);
3) длительность сна (укороченный, длительный, соответствующий возрасту).
3. Аппетит (хороший, неустойчивый, плохой, повышенный, избирательное отношение к пище).
4. Характер бодрствования (активный, пассивный, малоактивный).
5. Индивидуальные особенности (застенчив, обидчив, контактен, доброжелателен, адекватно относящийся к оценке взрослого, инициативен, боязлив, легко обучаем, внимателен, любознателен и т.д.).
Оценка поведения
Нормальное поведение - все параметры поведения имеют положительную характеристику.
Начальные или незначительные отклонения в поведении - один, несколько или все параметры поведения имеют отрицательную характеристику, но при этом известна причина отклонений (остродействующий фактор - острое заболевание, прививка, стрессовая ситуация), их длительность не превышает 2-3 месяца, и они поддаются медико-педагогической коррекции без дополнительного обследования и медикаментозного лечения.
Выраженные или значительные отклонения в поведении - один, несколько или все параметры поведения имеют отрицательную характеристику под влиянием неизвестной или постоянно действующей причины (хроническое заболевание или тяжелое функциональное расстройство, постоянная стрессовая ситуация); длительность отклонений - более 3 месяцев, предполагается затруднение медико-педагогической коррекции, требуется дополнительное обследование и специальное медикаментозное лечение.