Особенности высшей нервной деятельности ребенка первого года жизни

Высоко дифференцированные психические и двигательные реакции организуются согласованной работой коры больших полушарий головного мозга и подкорковых образований. Интегрированная работа этих двух от­делов ЦНС называется высшей нервной деятельностью (ВНД). В целом особенно­сти ВНД ребёнка первого года жизни характеризуются следующими черта­ми:

1) условные рефлексы, двигательные и речевые навыки вырабатываются быстро, но закрепляются медленно; если нет подкрепления, то они быстро угасают;

2) неуравновешенность процессов возбуждения и торможения с преобладанием последних;

3) малая подвижность нервных (особенно корковых) процессов;

4) генерализация реакций;

5) быстрая утомляемость ЦНС;

6) яркая эмоциональность;

7) выражено «чувство солидарности», очень развита склонность к подражательству;

8) заболевания и другие неблагоприятные факторы внешней среды задерживают развитие ребёнка, иногда и отбрасывают его назад - уже сформированные навыки и умения исчезают.

Этапы развития ВНД ребёнка

На протяжении первого года жизни ребёнка выделяют 4 периода (этапа) развития ВНД.

I период – 0–6 недель.

Наиболее чёткая характеристика этапа - ут­робная поза. К концу 2-3-й недели ребёнок делает попытки удерживать (приподнимать) голову, лёжа на животе. Моторика представлена некоорди­нированными атетозоподобными движениями. Характерна генерализован­ная мышечная гипертония, к концу периода исчезающая со стороны мышц шеи и верхних конечностей. Эмоции отрицательные - крик. Участие в эмоциональных реакциях мускулатуры, желёз, внутренних органов сопро­вождается повышением основного обмена. Слёзы появляются в 4-5 недель и свидетельствуют об усложнении вегетативной регуляции эмоциональных реакций. Рефлексы - шейно-тонический, Пейпера, Робинсона, Бабинского, Моро, «ползание» по Бауэру. Появляется лабиринтное сосредоточение - ре­акция на укачивание, на определённое положение - в «положении кормле­ния» ребёнок начинает «искать» грудь, делает сосательные и глотательные движения. Лабиринтное и пищевое сосредоточение приводит к появлению доминанты - в соответствующих положениях и состояниях ребёнок оказы­вается неспособным к восприятию других раздражителей, например, пере­стает кричать при укачивании или подготовке к кормлению. Слуховое со­средоточение: со 2-й-З-й недели начинает реагировать на слабые звуки (до этого давал реакцию на сильные внезапные звуки). Проверить можно во время крика - при появлении слабого звука (разговор, прищёлкивание пальцами, погремушки) ребёнок перестаёт кричать. Такая реакция свиде­тельствует о формировании ориентировочного слухового рефлекса по типу доминанты. «Прислушиваясь» к звуку, ребёнок старше 2-3 недель перестаёт кричать, сосать и вообще «успокаивается». Зрительное сосредоточение появляется в 3-5 недель на яркие крупные предметы, вначале оно очень кратковременно. Дальнейшее совершенствование зрительного анализатора резко увеличивает возможности контакта ребёнка с внешним миром, а сле­довательно, и познание его, так как с 5 недель ребёнок уже длительно фик­сирует глазами яркий крупный предмет, а затем начинает следить и за дви­жущимися предметами.

Исходя из сказанного, «воспитательные» (развивающие) мероприятия в этом периоде должны начинаться не позднее II недели жизни ребёнка. Эти мероприятия очень велики (широки) и учитывают (установку кроватки ребенка в ней нужно менять) интенсивность и качество "звукового" окружения ребёнка, организацию периодов бодрствования, постоянный речевой и зрительный контакт со взрослыми, предъявление и набор игрушек. Появле­ние слухового, а затем и зрительного сосредоточения диктует необходимость проведения кормления ребёнка 3-4 недель жизни в спокойной и так называемой «закрытой» обстановке. Если прежде звуки (шумы) и предметы не мешали сосанию, то с этого возраста младенец постоянно «отвлекается» (ориентировочный рефлекс-доминанта непищевого генеза). Человеческая речь и образ подготавливают появление положительных эмоций, в связи с чем в периоды бодрствования ребёнок обязательно должен слышать и ви­деть людей. Наконец, уже с 3-4 недели младенец нуждается в игрушках, ко­торые предназначаются сначала только для созерцания. Оптимально - яр­кие крупные предметы, подвешенные в кроватке, или показываемые ребён­ку (неподвижные) на расстоянии 40-50 см от лица. Менять игрушки следу­ет, но не часто. Большое значение имеет цветовое окружение ребёнка. Ок­ружающая обстановка, игрушки, одежда ухаживающих взрослых должны быть яркими, красочными. Не нужно обрекать ребёнка с первых недель жизни на монотонное, «серое» существование. Предпочтительны так назы­ваемые «тёплые» тона - красный, жёлтый, оранжевый. Возможно, мужчины менее непосредственны, менее эмоциональны и не так откровенно веселы в сравнении с женщинами именно потому, что по традиции меленьким де­вочкам создают «розовое» окружение, а мальчикам – «голубое».

II период - 1,5-3 месяца

Главными показателями (определителями) периода является «отход» от утробной позы и появление комплекса ожив­ления.

Приспособление ребёнка в течение I периода к внешней среде сдела­ло его ЦНС более устойчивой к воздействию раздражителей. Увеличился порог чрезмерных раздражителей, вызывающих запредельное (охранитель­ное) торможение. Следовательно, увеличились периоды бодрствования. Это создает благоприятные предпосылки для ещё более интенсивного развития центральных (корковых) отделов всех анализаторов, что ведёт к более со­вершенной условно-рефлекторной деятельности.

Комплекс оживления складывается из улыбки (позднее - смех), дви­гательного беспокойства и голосовой активности (гуление, затем - лепет). Необходимо подчеркнуть, что здоровый ребёнок конца 2-го месяца жизни даёт комплекс оживления на контакт с себе подобными (с человеком), а не в связи с удовлетворением своих естественных биологических потребностей. Это свидетельствует о начинающемся интеллектуальном развитии, т.к. ха­рактеризует ребёнка, как существо, способное к анализу и синтезу, ощу­щающее потребность в непосредственных живых контактах. Комплекс оживления при появлении человека даёт основание утверждать, что ребё­нок в возрасте 7-8 недель уже «осознаёт» особое, исключительное положе­ние человека в окружающем мире и свою принадлежность к роду человече­скому. Правда, способности к анализу и синтезу у ребёнка 3-го месяца жиз­ни весьма ограничены. Младенец проявляет комплекс оживления на любой контакт с любым взрослым, не разделяя ещё человечество на «своих» и «чужих». Поэтому маленький ребёнок - существо очень компанейское, чрезвычайно рад любому проявлению внимания к себе. Способность к бо­лее тонкой дифференцировке объектов и субъектов в пределах группы воз­можна на более позднем (III) этапе.

Моторика. Хорошо держит головку, поворачивает её на свет и за движущимися предметами уже в начале 3-го месяца. В положении лёжа на животе, приподнимает не только голову, но и верхнюю половину туловища, опираясь сначала на локти, а затем и на предплечья. Это связано с исчез­новением мышечной гипертонии верхних конечностей. В конце 3-го месяца появляются попытки удерживать уже и туловище в вертикальном положе­нии - таким образом постепенно «подготавливается» сидячая поза. С 10-11 месяца начинает стоять, поддерживаемый под мышки, но при этом опира­ется на пальцы, а в тазобедренном и в коленных суставах ноги согнуты (ги­пертония мышц нижних конечностей ещё сохраняется). Движения верхних конечностей становятся более произвольными, атетозоподобные движения исчезают. Ребёнок самостоятельно переворачивается со спины на бок. Эмо­ции, как уже говорилось, с преобладанием положительных и проявляются комплексом оживления. К 2-2,5 месяцам появляется смех, на 3-м месяце положительные эмоции становятся стойкими, закрепляются. В дальнейшем примитивный смех переходит в гуление - ребёнок начинает непродолжи­тельно с различными интонациями (преимущественно - положительной эмоциональной окраски) «петь». Атавистические рефлексы постепенно исче­зают в краниокаудальном направлении, остаются лишь рефлекс Бабинского и у части детей - симптом Кернига. Напротив, условных рефлексов с кож­ных, лабиринтных, слуховых и зрительных анализаторов становится всё больше. Слуховое и зрительное сосредоточение становится более стойким и дифференцированным. Ребёнок длительно фиксирует взгляды на очень яр­ких и крупных предметах, находящихся на расстоянии нескольких десятков сантиметров, движущихся предметах. Постепенно формируется функцио­нальная система «глаз-предмет-рука», вследствие чего ребёнок всем телом тянется к игрушке, но рукой наталкивается на неё лишь случайно (в конце 3-го месяца). Таким образом, развитие зрительного анализатора практиче­ски оканчивается с завершением 2-го этапа.

«Воспитательные мероприятия» периода - ещё больше увеличить контакт со взрослыми (особенно - речевой), подолгу оставлять на животе, разнообразить окружающие ребёнка предметы и игрушки. Последние могут быть уже меньших размеров и располагаться от ребёнка на более близком расстоянии - в пределах вытянутой руки младенца.

III период - 3-6 месяцев

Главные характеристики - полное «осво­бождение» рук и связанная с ним реакция ощупывания, узнавание «своих» и дифференцировка поведенческих реакций.

Статика и моторика. Полное исчезновение мышечной гипертонии даёт ребёнку возможность принимать любую позу и свободно пользоваться конечностями (особенно верхними). На 4-м месяце ребёнок, лёжа на живо­те, полностью приподнимает верхнюю половину туловища и живот. На 6-м месяце опирается на полностью выпрямленные руки. Это является исход­ным положением для перемещения в пространстве - ползание и ходьба на четвереньках. Как указывалось, в 4 месяца ребёнок свободно переворачива­ется со спины на бок, а в 5 месяцев - уже самостоятельно поворачивается со спины на живот. На 5-м месяце - садится при потягивании за ручки и сидит с поддержкой. Однако, лучше не заставлять ребёнка сидеть, пока он не нау­чится это делать самостоятельно, нагрузка на неокрепшие мышцы тулови­ща и позвоночник может привести к неблагоприятным последствиям. На 6-м месяце ребёнок делает попытки самостоятельно садиться, а к концу пер­вого полугодия сидит уже без поддержки. Очень интенсивно развиваются и совершенствуются движения руками. Если на 4-м месяце ребёнок хватает предметы только при случайном наталкивании на них, при непосредствен­ном случайном контакте с предметом (какое-то время держит игрушку, вложенную в руку), то на 5-м месяце младенец уже пытается достать пред­меты руками, сам хватает их и удерживает несколько секунд. Разумеется, наиболее недоступными (и интересными) оказываются «предметы», находящиеся всегда «под руками». Ребёнок подолгу разглядывает руки, ощупы­вает их. Затем ощупывает голову и выступающие части тела. А в 5-5,5-6 ме­сяцев «достаёт» и ноги. Конечно же, для большего удобства ноги необхо­димо приблизить к глазам. При этом они нередко попадают и в рот. Инте­ресно развитие контакта с предметами, «взятие» их. Если вначале хватание происходит путём наложения руки (так называемое «обезьянье» хватание), то к концу периода ребёнок берёт предметы уже «клешнёй», то есть с про­тивопоставлением большого пальца. Сначала большой палец противопостав­ляется всем остальным пальцам.

Из атавистических рефлексов сохраняется только симптом Бабинского, условные рефлексы, напротив, становятся более многочисленными и разнообразными, строятся на базе всех анализаторов. Отчётливо выражена локализация тактильного раздражения.

В своей эмоциональной сфере ребёнок становится уже не столь про­стодушен. Он хорошо знает «своих» и положительными эмоциями (ком­плекс оживления) реагирует только на хорошо знакомые лица. При появле­нии же нового лица ребёнок к концу первого полугодия жизни (примерно к 5-ти месяцам) или «настораживается» (прячется, закрывает лицо, закрывает глаза, перестаёт двигаться, затихает), или реагирует отрицательно - крик, плач, двигательное беспокойство. Положительные эмоции сопровождаются длительным, певучим, чрезвычайно мелодичным и «окрашенным» гулени­ем. Такое гуление является уже примитивным зачатком человеческой речи.

Исходя из сказанного «воспитательные мероприятия» этапа следую­щие:

1) максимальный длительный контакт ребёнка со взрослым; все манипуляции с ребёнком обязательно должны сопровождаться речью или пением;

2) игрушки должны быть небольших размеров – соответственно руке ребёнка - и расположены близко от него;

3) не следует излишнее (долго и интенсивно) стимулировать си­дение и стояние;

4) нужно по возможности дольше оставлять ребёнка раздетым, сохраняя за ним при этом максимальную свободу перемещения (разумеется, с учетом соображений безопасности - в манеже, в кроватке с сеткой; в последнем случае постель нужно убрать, на дно кроватки положить гладкие доски или фанеру).

IV период – 6-12 месяцев.

Главные характеристики - дальнейшее со­вершенствование двигательных умений, манипулирование предметами.

Статика и моторика. Самостоятельно садится и подолгу сидит; стояние на 7-8 месяце, сначала с поддержкой, затем и без неё. Из положе­ния «на четвереньках» встает на 10-м месяце. Самостоятельно стоит на 9-11-м месяце, сначала - несколько секунд, затем к концу 10-го месяца - ми­нуты (без поддержки). На 11-м месяце «подпрыгивает» на месте, держась за сетку кровати. К концу года из положения «стоя» самостоятельно садится на корточки, становится на четвереньки. Перемещение в пространстве в на­чале периода представлено ползанием - сначала (в течение нескольких не­дель) назад, затем вкруговую и только после этого - вперед. Попытка хо­дить при поддержке за обе руки - на 8-9-м месяце, на 9-11-м месяце - по­пытки ходить самостоятельно, держась обеими руками за спинку кроватки, стул, коляску. Соответственно, ребёнок этого возраста перемещается в бок приставными шагами. На 11-м месяце попытки ходить при поддержке за одну руку. Попытки самостоятельной ходьбы без какой бы то ни было под­держки - к концу года. Oт начала самостоятельной ходьбы до полного за­крепления навыков проходит несколько недель. В это время оценить сформированность самостоятельной ходьбы и «давность» этого навыка помогает положение рук ребёнка. В самом начале самостоятельной ходьбы руки вы­тянуты вперед (стремление уменьшить размеры «безопасного» пространст­ва); затем ребенок при ходьбе разводит руки в стороны (балансирование), в ещё более старшем возрасте руки при ходьбе согнуты в локтевых суставах и приведены к туловищу («готовность» немедленно прийти на помощь). И только при полностью сформированной ходьбе руки ребёнка опущены вдоль туловища или заняты другими делами. Двигательные синкинезии (размахивание руками при ходьбе) появляются позднее.

По развитию манипуляций с предметами 4-й период можно разделить на 2 фазы. В первой фазе ребёнок оживлённо и энергично стучит предметом (игрушкой) по всему, что попадётся под руку.

Во второй фазе характер манипулирования предметами усложняется - ребёнок перекладывает игрушку (или другой предмет) из руки в руку, пытается найти предмету «достойное» применение. Манипуляции с предмета­ми носят подражательный характер, однако это имеет большое значение в формировании уже целесообразных актов: на 10-11-м месяце ребенок причёсывается, «вытирает лицо», делает «ладушки», перелистывает страницы
книги и т.д. Уже на 9-м месяце ребёнок упорно ищет и находит спрятанный взрослыми предмет. Совершенствуется и изменяется и само хватание. Если в начале периода ребёнок хватает «клешнёй», то на 8-9-м месяце он хватает уже пальцами - с противопоставлением большого пальца. Это даёт возмож­ность манипулирования уже мелкими предметами, которые ребёнок, кстати, начинает очень любить. С 11-ти месяцев ребёнок может брать и удерживать
самые мелкие предметы. Развивается так называемый автоматизм хватания - берёт всё, что попадается под руку.

Речь ребёнка второго полугодия жизни продолжает совершенство­ваться. Гуление переходит в повторение слогов, затем - произношение про­стых слов с повторяющимися словами (ма-ма, па-па, ба-ба, дай-дай и т.д.), затем - понимание речи взрослого и осознанное применение простых слов. К концу года словарный запас ребенка состоит из 8-12 простых слов. В се­редине 2-го года ребёнок составляет простые предложения из 4-5 слов.

Совершенствование психического развития проявляется не только становлением речи, но и в понимании человеческой речи, в выполнении простых требований. В середине периода (в 8-9 месяцев) ребёнок показыва­ет знакомые предметы, находящиеся на обычном месте, и части тела, на­званные взрослыми. Затем ищет и находит названные предметы, даже если их переставляют в необычное место. К концу года знает назначение пред­метов, пытается их целесообразно применять.

«Воспитательные мероприятия» состоят в первую очередь в форми­ровании речевых навыков, в формировании исполнительской дисциплины, в совершенствовании манипуляций с предметами. Поэтому с ребенком нужно много и доброжелательно разговаривать, просить простые требова­ния (показ частей тела и знакомых предметов), увеличивать его контакты с предметами, в том числе и с самыми мелкими, организовать игры ребёнка, стимулируя подражание действиям взрослых («ладушки», «каравай», и т.д.). Разумеется, для создания положительной мотивации абсолютно необходи­мы эмоции удовольствия, доброжелательное отношение. Манипуляции с мелкими предметами необходимы, но должны проходит под внимательным контролем взрослых. Во втором полугодии жизни обязательно начинать прививать ребёнку гигиенические навыки – умываться, приводить в порядок своё место, складывать игрушки, проситься на горшок, правильно есть.

Наши рекомендации