Романьков л.в., друян, л.и. и др.
О 75 Основы ухода за больными: учебно-метод. пособие для студентов 2 курса лечебного факультета и факультета подготовки специалистов для зарубежных стран/ Л.В. Романьков [и др.]. – Гомель: учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет», 2011. – 195 с.
ISBN
Предназначено для студентов медицинских университетов, обучающихся по специальности «Лечебное дело», и содержит информацию по основным вопросам учебной программы по дисциплине «Основы ухода за больными».
УДК 616 – 082.8 (072)
ББК 53.508
ISBN©Учреждение образования
«Гомельский государственный
медицинский университет», 2011
Список сокращений
АД – артериальное давление.
ВБИ – внутрибольничная инфекция.
ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения.
ГСИ – гнойно-септическая инфекция.
ДАГ-1 – 1 Доклад экспертов научного общества по изучению артериальной гипертензии.
ДО – дыхательный объем.
ЖКТ – желудочно-кишечный тракт.
ИБС – ишемическая болезнь сердца.
ИВЛ – искусственная вентиляция легких.
ЛПО – лечебно-профилактическая организация.
ЛПУ – лечебно-профилактическое учреждение.
МВЛ – максимальная вентиляция легких.
МЗ РБ – Министерство здравоохранения Республики Беларусь.
МОД – минутный объем дыхания.
МРЭК – медико-реабилитационная экспертная комиссия.
МСЧ – медико-санитарная часть.
ОЦК – объем циркулирующей крови.
ПСО – предстерилизационная обработка.
ССС – сердечно-сосудистая система.
ЦНС – центральная нервная система.
ЦСО – централизованное стерилизационное отделение.
ХСН – хроническая сердечная недостаточность.
ЧД – частота дыхания.
ЧСС – частота сердечных сокращений.
ЭКГ – электрокардиограмма.
Введение
В нашей стране большое внимание уделяется необходимости широкого внедрения в учебный процесс практической подготовки специалистов. Такая подготовка, естественно, складывается из теоретического овладения предметом и овладения практическими навыками. Осуществление этой задачи является одним из главных разделов подготовки высококвалифицированных кадров врачей для системы здравоохранения.
Усвоение студентами медицинских университетов теоретических знаний и практических навыков осуществляется поэтапно и включает в себе изучение сути всего процесса медицинского обслуживания больного человека, включающего уход за больным, его лечение и систему профилактических мероприятий.
Уход за больными приобретает особое значение в работе лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). В процессе ухода за больными, находящимися в ЛПУ, принимают участие врач, медицинские сестры и младшие медицинские работники (санитарки, младшие медицинские сестры). Такая система ухода за больными называется трехстепенной.
В соответствии с образовательным стандартом Республики Беларусь по специальности 1 – 79 01 01 Лечебное дело (ОС РБ 1 – 79 01 01 – 2008) и типовым учебным планом № Д 79 – 005/тип (утвержден Министерством образования Республики Беларусь 16.04.2008) студенты лечебных факультетов медицинских ВУЗов на 2 курсе изучают предмет «Основы ухода за больными». Его изучение осуществляется еще до начала обучения студентов основополагающим клиническим дисциплинам, таким как пропедевтика внутренних болезней и общая хирургия. Обычно основы общего ухода за больными преподают на кафедре пропедевтики внутренних болезней. Пропедевтика внутренних болезней (от греч. «propaideuo» – предварительно обучаю) – это введение или вводный курс во внутренние болезни.
По сути дела, основы ухода за больными – это первый этап знакомства студентов с клиникой, первая клиническая дисциплина, которую изучает студент-медик. В чем заключаются особенности клинических дисциплин?
Фундаментальные представления о морфологической сути нормальных и патологических процессов, о функционировании органов и систем органов в условиях нормы и патологии, в процессе формирования болезни, студенты получают на кафедрах биологии, нормальной и патологической анатомии, нормальной и патологической физиологии. Это теоретическая часть процесса изучения организма человека в норме и при патологии, очень важный и необходимый для врача раздел знаний. Но его совершенно недостаточно для того, чтобы оказать реальную практическую медицинскую помощь больному человеку. Для медицинского работника принципиально важно уметь применить теоретические знания у постели больного в целях распознавания, лечения и профилактики заболевания. Этому студенты обучаются в процессе прохождения курса клинической медицины.
В медицинских ВУЗах клиническая медицина изучается на клинических кафедрах или в клиниках (от греч. «klinike» – врачевание).
В настоящее время клиникой называют лечебное учреждение, где помимо обычной лечебной и профилактической работы ведется медицинская подготовка, т.е. теоретическое и практическое обучение студентов и врачей, а также научно-исследовательская работа.
Клинические кафедры обычно расположены на базе лечебно-профилактических учреждений (больниц, поликлиник, диспансеров). Такие лечебные учреждения называются клиническими.
В процессе обучения основам ухода за больными студент должен теоретически освоить значение ухода за больными, характер работы медицинского персонала в медицинских учреждениях, типы и устройство последних, их оборудование, а также лечебные и санитарные режимы. Проводится ознакомление с работой приемного отделения, палатных отделений стационара, специализированных диагностических и вспомогательных лечебных подразделений. Студент должен знать права и обязанности младшего медицинского персонала, медицинской сестры, а также режим и принципы ухода за больными в терапевтическом отделении, правила соблюдения гигиены палаты и постели, распорядок дня. Большое значение придается знанию общих правил и требований медицинской этики и деонтологии.
К практическим навыкам, самостоятельно выполняемым студентами, относится проведение влажной уборки палат, приготовление дезинфицирующих растворов, проверка и содержание в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями постели и белья больного. Необходимо освоить проведение санитарной обработки больных, уход за кожей, волосами, ушами, глазами, полостью рта тяжелобольных, подмывание, подачу судна и мочеприемника. Студент должен научиться наблюдать за внешним видом и состоянием больного, подсчитывать дыхательные движения и пульс. Транспортировка и кормление больных также входят в объем практических навыков.
Большое значение имеет знание и понимание вопросов медицинской этики и деонтологии в практической деятельности медицинского работника. Избрав путь медика, студент всегда должен иметь в виду, что это не только трудная физически, но и самая полная по ощущению удовлетворения, получаемого от успешного лечения больного человека, профессия. Она требует чистоты души и чистоты помыслов. Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически.