Особенности развития костной системы детей.
Источником развития костей является средний зародышевый листок – мезодерма. У эмбрионов на ранних этапах развития плотные массы мезодермы формируют парные выступы – сомиты, которые по расположению метамерны. Из передневнутренней части сомита, составляющей так называемый склеротом, образуется позвонок.
Внутриутробный период.
· На 5-й неделе беременности визуализируются первые признаки скелета — позвоночная дуга.
· В начале второго месяца у зародыша четко обозначаются будущие конечности и головка. С пятой по девятую неделю беременности закладываются хрящевые основы трубчатых костей плода (конечностей, плечевого пояса), позвоночника, тазового пояса. Конечности увеличиваются в длину, приобретают правильные контуры, хрящи принимают форму будущих костей. Развиваются бедренные, коленные и локтевые суставы. Постепенно хрящи начинают превращаться в кости.
· У девятинедельного плода сформированы все части тела. На ручках и ножках обозначены крохотные пальчики, на головке появляются глаза, уши, нос, челюстные кости, рот. Размер плода достигает 4,5 см.
· В начале четвертого месяца плод способен двигать руками и ногами. Конечности и суставы активно развиваются, кости увеличиваются в длине, на пальчиках образуются ногти. К концу второго триместра (28-я неделя) плод жизнеспособен, мать хорошо чувствует его движения.
· На третьем триместре головка перестает быть непропорционально большой, тело полностью сформировано. Многие кости ещё мягкие — они гораздо менее плотные, чем у взрослого человека. Это нужно для того, чтобы ребенок смог благополучно родиться. Исключение составляют кости черепа и ключиц, которые имеют высокую плотность уже на момент рождения.
· Чтобы головка могла пройти по родовым путям матери, кости свода черепа соединяются не прочно, а с помощью соединительной ткани, позволяющей им сдвигаться во время рождения. По размеру родничков и швов черепа можно судить о зрелости плода.
Этапы формирования скелета.
Особенности скелета новорожденного.
· У новорожденного костей больше, чем у взрослого, т. к. некоторые кости еще будут срастаться. Полностью формирование скелета заканчивается примерно к 24-м годам, из 277 костей останется 204–207, в зависимости от индивидуальных особенностей человека.
· Эластичность и податливость костей и хрящей.
· Происходи процесс оссификации – процесс формирования костной ткани. Хрящевая ткань переходит в костную.
· Грудная клетка меняет свою форму за счет эластичности ребер. Ребра новорожденного строго горизонтальны, т.к. у новорожденного нет изгибов, они формируются в процессе развития. Грудная клетка бочкообразная, ребра не задействованы в процессе дыхания – поэтому дыхание поверхностное.
· У новорожденного не пропорционально большая голова – центр тяжести смещается (от подбородка к пупку) , поэтому, до 3-х месяцев нужно поддерживать новорожденного, пока его шейный отдел не поменял угол расположения позвонков.
На темпы формирования скелета влияют:
1) Питание. Недостаток витаминов и минеральных веществ может привести к задержке развития костной системы. С другой стороны, слишком большое количество витамина Д может привести к раннему окостенению.
2) Перенесенные заболевания. Во время болезни организм новорожденного задействует все ресурсы иммунной системы и развитие костной системы на этот момент останавливается.
Скелет младенца.
1) В 2-3 месяцаформируется шейный лордоз – прогиб, поэтому ребенок начинает удерживать головку.
2) В 6-7 месяцевформируется 2-ой изгиб позвоночника – грудной кифоз,
3) В 10-12 месяцевформируется 3-ий изгиб позвоночника – поясничный лордоз.
4) Примерно к 3 годамформируется крестцовый кифоз.
Грудная клетка малыша представляет собой конус, его ребра мягкие, активно растут реберные мышцы, дыхательные движения слабые, ребенок дышит через диафрагму , с этим связано большое количество ЛОР заболеваний. Ребра эластичные до 12 лет. С ростом у ребенка меняется объем легких, чем больше ребенок двигается, тем больше кислорода он потребляет, и тем лучше развиваются легкие.
Зарастание родничка.
· Роднички представляют собой остатки перепончатого скелета, позволяющие при родах «сжимать» черепной свод, что облегчает прохождение новорождённого по родовым путям. В процессе окостенения черепа большой родничок обычно полностью закрывается к 12—24 месяцам. Клиновидный и задний роднички закрываются в течение нескольких месяцев после рождения. После закрытия родничков на черепном своде образуются швы.
· Череп новорождённого состоит из пяти основных костей: пары лобных, пары теменных и одной затылочной. Эти кости соединены фиброзными швами, позволяющими костям двигаться друг относительно друга, что облегчает процессы родов и роста головного мозга. У человека различают передний (большой) родничок, задний (малый) родничок и два типа боковых родничков: клиновидный родничок и сосцевидный родничок.
Задний родничок находится в месте соединения пары теменных костей с затылочной костью. Этот родничок обычно закрывается в течение одного-двух месяцев после родов в процессе оссификации соединительнотканной мембраны: соединительная ткань превращается в костную.
Самый крупный, передний родничок находится в месте соединения лобных и теменных костей. Он закрывается лишь к двум годам, однако в случае некоторых заболеваний, например ключично-черепного дизостоза, родничок закрывается поздно или вообще не закрывается.
Боковые роднички располагаются на каждой из сторон головы, клиновидный родничок — немного спереди (между клиновидной, теменной, височной и лобной костями), а сосцевидный родничок — немного сзади (между височной, теменной и затылочной костями).
Закрытие родничка.
Задний — в течение 1—2 месяцев после родов,
Клиновидный — после рождения
Сосцевидный — в течение 6—18 месяцев,
Передний — в течение 9—18 месяцев.
[1] Сапин М.Р., Сивоглазов В. И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма. М. 2002. С. 3
URL: http://ashipunov.info/shipunov/school/books/sapin2002_anatomiya_fiziol.pdf (Дата обращения 09.05.2017)
[2] Покровский В.М., Коротько Г.Ф. Физиология человека. М. 2003. С.17
[3] «Формирование представлений о физиологии и анатомии..» см. Гайворонский И. В. Анатомия и физиология человека: учеб. для студ. учреждений сред.проф. образования М.2011. С.5-15.
[4] См.: Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М., «Советская Энциклопедия», 1964. 832 столб. с илл., 7л. илл.