Школа для пациентов с синдромом зависимости при проведении медицинской реабилитации
Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового консультирования пациентов с целью повысить уровень их знаний, информированности и практических навыков, направленных на рациональное лечение заболевания, профилактику осложнений и повышение качества жизни.
Школа для пациентов является информационно-мотивационной технологией, позволяющей вовлекать пациентов в обучающие программы с целью формировать у них осознанную потребность вести трезвый образ жизни и достигать максимально продолжительных ремиссий.
Цель организации школ здоровья – повысить информированность пациентов о факторах риска возникновения зависимости, о факторах риска возникновения срывов и рецидивов, сформировать в пациенте желание сохранить собственное здоровье, способствовать серьезному отношению к выполнению рекомендаций врача.
В группы обучения рекомендуется включать пациентов со сходными характеристиками синдрома зависимости. При формировании групп необходимо учитывать также возраст слушателей, более взрослые пациенты требуют чаще индивидуальной работы, а для подростков программы группового обучения должны быть адаптированы с учетом особенностей их когнитивных способностей, жизненного опыта и т.д.
Программа обучения состоит из цикла структурированных занятий, продолжительностью по 60-90 минут каждое. Начальные занятия могут быть посвящены общим знаниям о проблеме зависимости, основным симптомам зависимости, стержневому расстройству зависимости – патологическому влечению, соматическим, неврологическим и психическим осложнениям болезни. Предоставление знаний о неблагоприятном воздействии ПАВ. Желательно, чтобы пациенты посещали полный цикл занятий.
Рекомендуется ведение пациентом рабочей тетради и выполнение домашних заданий (Сырцова Л.Е., Чиркова Д.В., Ковалев Ю.В., 2011).
Требования к уходу за пациентом и вспомогательным процедурам
Код | Наименование | Кратность выполнения |
02.036.01 | Процедуры сестринского ухода при лечении алкогольной зависимости и наркомании | Согласно алгоритму |
Процедуры сестринского ухода при проведении МР пациентам с зависимостью от ПАВ включают регулярное измерение частоты дыхания, сердцебиения, исследование пульса, артериального давления на периферических артериях, термометрию, введение лекарственных препаратов согласно требованиям к их выполнению, установленным соответствующими нормативными документами.
24. Терапия созависимости (медицинская и социально-психологическая помощь родственникам пациентов)
Основным методом воздействия на родственников пациентов является семейная психокоррекция, которая включает следующие мероприятия: индивидуальные беседы с членами семьи, совместные беседы с пациентами и членами семьи, привлечение членов семьи к участию в семейных клубах и других психотерапевтических группах, осуществляющих поддержку семей пациентов. Семейная психокоррекция занимает промежуточное положение между психотерапевтическими и реабилитационными методами, способствуя углублению у пациентов установки на воздержание от употребления ПАВ и улучшая их социальную адаптацию в периоды после выписки из стационара.
Подход к проведению семейной психокоррекции основан на понятии созависимости. Происходящее годами искажение взаимодействия членов семьи, приводит к созданию системы отношений, делающих жизнь семьи глубоко ущербной, но, вместе с тем крайне инертной, устойчивой к предпринимаемым извне попыткам изменить ситуацию к лучшему. В частности, данная система отношений парадоксальным образом может способствовать тому, что происходит продолжение злоупотребления наркотиками и становится затруднительным достижение воздержания от их приема. Во время беседы с членами семьи пациентов (обычно с родителями) психотерапевт посредством воздействия на поведение и образ жизни не страдающего зависимостью от ПАВ, но созависимого родителя пытается изменить в лучшую сторону ситуацию в семье в целом и создать предпосылки для отказа от деструктивных способов общения.
Методика подкрепления со стороны ближайшего окружения является одной из форм поведенческой супружеской и семейной терапии. В соответствии с этой методикой кто-либо из членов семьи, обычно супруга (супруг) или мать, использует подкрепляющие стимулы (о которых заранее договариваются), либо отказывает в них для того, чтобы наградить за периоды воздержания или наказать за употребление наркотика. К подкрепляющим стимулам относятся: совместное проведение досуга, доступ к управлению автомобилем, возможность распоряжаться определенной частью денежных средств и др. При этом родственники обучаются относиться к пациенту как к человеку с хроническим психическим заболеванием, распознавать и с наибольшей выгодой использовать моменты, когда он наиболее мотивирован, чтобы начать или продолжить лечение. Им предлагается помочь пациенту адаптироваться к жизни без употребления ПАВ и не прикладывать никаких усилий в случае возобновления им злоупотребления ПАВ. Привлечение к участию максимального количества родственников, друзей, а также регулярное наблюдение у врача используются для повышения эффективности методики.
Применение метода семейной психотерапии у пациентов с зависимостью от ПАВ помогает решить следующую основную задачу: интеграция представлений о наркологическом заболевании в русле именно болезненных расстройств, а не нравственных, психологических или других индивидуальных соображений о природе злоупотребления зависимости от ПАВ. По существу семейная психотерапия заключается в преодолении феномена анозогнозии родственников и достижение конструктивного альянса между всеми членами семьи и врачом для развития тактики совладения с болезнью. У многих членов семьи существует страх ожидания выписки пациента из стационара, непосредственно связанного с деструктивным поведением пациента, которые они наблюдали до его госпитализации и до начала терапии. Поэтому требуется систематическое переубеждение родственников пациента, а также окружающих лиц (соседей, знакомых) в том, что пациент не может быть опасен в случае соблюдения им режима трезвости. В рамках семейной психотерапии осуществляется также консультирование по юридическим вопросам, урегулировании семейных конфликтов, помощи в решении бытовых вопросов (осуществляется социальным работников).
На всех последовательных периодах и этапах МР с родственниками пациентов подготовленные специалисты (врач, психолог, специалист по социальной работе и др.) регулярно (не реже 1 раза в месяц) проводят специальные занятия по следующим направлениям:
- медицинские и социальные последствия употребления ПАВ и зависимости от ПАВ;
- обучение навыкам общения с пациентами, особенности создания реабилитационной среды в семье;
- обучение контролю за состоянием пациентов с целью предупреждения рецидивов заболевания и оказания им психологической поддержки;
- преодоление созависимости.
25. Правила изменения требований при выполнении клинических рекомендаций
При обострении заболевания («срыв», рецидив) пациенту оказываются медицинские услуги в соответствии с клиническими рекомендациями, соответствующими лечению больных с синдромом зависимости от ПАВ.
При появлении признаков другого заболевания, требующего проведения диагностических и лечебных мероприятий, пациенту оказываются медицинские услуги, соответствующие выявленному заболеванию или синдрому.
При грубом нарушении пациентом режима реабилитационного отделения (центра), отказе от МР, нарушении установленных правил поведения и т.д. пациент исключается из программы МР, о чем сообщается в наркологический диспансер по месту жительства пациента.
При обоснованном досрочном прекращении участия пациента в программе МР за пациентом сохраняется право возвращения в реабилитационное отделение (центр).