Ветер перемен. Проблема информации.
Дело в том, что в период больших перемен в России начался процесс разрушения монополистической структуры косметического производства советского периода. Вместо огромных монстров, развитие которых тормозила бюрократия, появились молодые активные компании, полные сил и стремления изменить лицо отечественной косметологии. И надо сказать, что им это удалось. Особенно благоприятные условия для российского косметического бизнеса неожиданно сложились после августовского кризиса 1998 года, когда в Россию резко сократился поток импорта, а обедневшие россияне переключили свое внимание на более дешевую косметику. Видимо тогда и был создан миф об отечественной «полностью натуральной» косметике, которая якобы производится из российского сырья.
На самом деле, реально в России просто не было химических производств, которые выпускали бы сырье для косметической промышленности. Были компании, которые выпускали небольшой спектр биологически-активных добавок, растительных экстрактов, ограниченный набор ПАВ. Однако в основном сырьем российских производителей снабжали зарубежные химические гиганты Henkel, Goldschmidt, Dragoko и др. В этом были свои плюсы. Ведь в поисках поставщиков нового качественного сырья и новых идей новые производители косметики стали активно выезжать за границу, на специализированные выставки и конференции, где получали доступ к современной информации. И вот тут-то оказалось, что за 10 лет переворотов и бурной политической жизни российское косметическое производство безнадежно отстало от всего мира. Многое, о чем писали зарубежные специализированные издания по косметологии, о чем говорили на конференциях, многое, что встречалось на страницах рекламных буклетов и листовок приводило российских специалистов в замешательство. Ни о чем подобном в России не слышали. И это неудивительно — дело в том, что резкий скачок в развитии научных технологий во всем мире совпал по времени с периодом развала российской науки (который продолжается до сих пор). Пока западная научная мысль толкала вперед косметическое производство, в России прекращалось финансирование научно-исследовательских институтов, оскудевал поток журналов в библиотеки, разбегались по разным странам ученые. Если на западе, существовало много изданий, которые регулярно публиковали статьи с обзорами современной научной информации, то в России ничего подобного уже давно не было (журналы «Химия и жизнь» и «Наука и жизнь», которые хоть как-то держали людей в курсе современных научных идей, тогда переживали не лучшие времена). И теперь, оказавшись в открытом море бизнеса, новые российские производители косметики должны были достаточно быстро усвоить очень большой объем информации, без которой создание современной косметики было уже невозможно.
Это была непростая задача, так как вся эта информация была на английском языке, к тому же раскапывать ее приходилось с самых истоков. Удобным источником информации могли бы быть зарубежные специализированные издания, однако без знания биохимии, биологии, медицины и т.д., трудно было отделить псевдонаучные спекуляции и вымыслы от научных фактов. Первым изданием, который начал публиковать достоверную и точную информацию о научных основах современного косметического производства на русском языке, стал наш журнал «Косметика и Медицина».
На протяжении пяти лет наше издание публиковало статьи, посвященные современным разработкам в косметическом производстве, новым направлениям и методам в косметологии. Сначала оно было рассчитано исключительно на производственников, затем мы стали стараться публиковать статьи, которые были бы интересны косметологам и дерматологам. Постепенно накопился большой багаж знаний, не только благодаря работе над статьями, но и благодаря поездкам на многочисленные конференции по косметологии и специализированные выставки, откуда мы всегда привозили чемоданы литературы. К тому же нам удалось познакомиться со многими учеными, которые внесли свой вклад в формирование современного взгляда на кожу и косметику, а также с производством и научными лабораториями крупнейших западных компаний по производству косметического сырья и готовой косметики, которые также снабжали нас бесценными сведениями. Собирая и анализируя информацию, мы пришли к выводу, что выбор косметики стал весьма серьезным делом, потому что косметика перестала быть безобидной.