Почему так много препаратов с DXM в жидкой форме?

Существует две причины, по которым препараты от кашля производятся в жидком виде. Первая, и самая главная - многие ошибочно полагают, что для работы препарата от кашля он должен покрывать горло. Хотя это верно для местных анестетиков, в случае DXM (или кодеина в этом случае), это абсолютная ерунда. Если бы потребители были бы хоть каплю умнее, нам бы не приходилось бы давиться сиропом от кашля. Есть, конечно, и таблетки, и капсулы от кашля, и, надеюсь, декстрометорфан в этой форме будет более распространен со временем.

Вторая - препараты DXM в виде таблеток были сняты с продажи в попытке предотвратить их рекреационное использование. Таблетки RomilarTM, бывшие доступными в США, исчезли с рынка из-за злоупотребления. В остальных препаратах снизили содержание DXM или смешали DXM с другими ингредиентами, для уменьшения или предотвращения рекреационного использования.

Законно ли рекреационное использование DXM?

Возможно. Могут иметься законы, делающие преступлением использование безрецепрурных препаратов в целях, отличных от указанных на этикетке. Не это останавливает людей в использовании эфедрина (расширитель бронхов) в качестве стимулятора. И не то, что вас, вероятно, поймают и/или накажут; ответственные за это слишком заняты. Но помните - я ОПРЕДЕЛЕННО прошу вас НЕ использовать какое-либо лекарство в порядке, не предписанном инструкцией.

Далее, предлагать кому-либо использовать DXM как рекреационный наркотик может быть нарушением закона. Опять же - это вряд ли случится, однако возможно.

DXM продается в Швеции только по рецептам. Находится в списках наркотических и галлюциногенных веществ в Австралии, требует рецепта, если препарат не содержит других активных ингредиентов. И в других странах DXM может стать по рецептам. В аптеках в некоторых местах, выдается по требованию и только взрослым.

Если DXM легален, то почему не все его употребляют?

Разумеется, по многим причинам. В числе очевидных - не все о нем знают. Первая и главная - DXM привлекает не всех, фактически, их число определяется "правилом третей". Одна треть любит DXM, одна треть - ненавидит, и одна треть безразлична.

Во-вторых, поглощение DXM - отвратительный и занимающий много времени для большинства процесс. Сироп от кашля на вкус гадкий, его противно пить, даже желатиновые капсулы становится неприятно принимать из-за их довольно большого размера. DXM, конечно, может быть экстрагирован, но это требует времени и усилий и отбивает охоту у случайно заинтересовавшихся.

В-третьих, DXM в некотором смысле "анти-аддиктивен", по крайней мере при редком использовании. Блокада декстрометорфаном NMDA рецепторов (см. Раздел 9 и Раздел 10.3), предотвращает ассоциирование любых приятных эффектов наркотика с приемом наркотика. Вместо этого, воспоминания о приеме ассоциируются с ощущениями перед появлением эффектов, например, с тошнотой.

В-четвертых, DXM трип может быть совершенно обескураживающим, особенно, если употребляющий не опытен в приеме психоделиков. DXM трип так не похож на LSD или грибной трип, что люди, употреблявшие LSD или грибы часто обламываются и не повторяют экспериментов.

Последнее, у DXM репутация "наркотика для неудачников", чего-то, что люди употребляют, когда ничего другого уже не остается. Хотя DXM и легален кое-где, и фактически может употребляться, если нет ничего другого, но такое положение вещей не делает DXM менее мощным (или безопасным), чем нелегальные наркотики.

Новые медицинские применения DXM

В последние пять лет исследования, особенно в области NMDA рецепторов, нашли новые медицинские пути применения DXM, включая:

Диагностика

Цитохром P450-2D6, известный как CYP2D6 (debrisoquine hydroxylase), - печеночный фермент, интенсивно использующийся при метаболизме лекарств. Некоторые люди по генетическим причинам лишены нормального варианта P450-2D6, и медики с помощью DXM определяют наличие того или иного варианта P450-2D6 у пациента. Около 5 процентов белых и 0.5 процента азиатов вообще лишены этого фермента или имеют очень пассивную его мутацию. У остальных активность фермента может меняться из-за генетических факторов. От 0.5% до 2% населения имеют несколько копий гена P450-2D6 и могут метаболизировать 2D6-зависимые лекарства гораздо быстрее.

Многие лекарства становятся токсичными при высоких дозах, поэтому необходимо принимать строго определенные дозы таких лекарств людям, у которых метаболизм отличается от нормального. DXM используется для проверки метаболизма ферментом CYP2D6. Пациенту дают определенное количество DXM, затем определяются относительные концентрации DXM и его метаболитов.

Недавние исследования обнаружили зависимость предрасположенности к легочному раку от варианта P450, и DXM может стать эффективным диагностическим средством для предсказания возможной опасности заболевания.

Нейропротекция

Большие надежды возлагаются на DXM (как и на другие NMDA блокаторы; см. Раздел 10.3) в области предупреждения поражения мозга из-за эксайтотоксичности (чрезмерная стимуляция нервных клеток, приводящая к смерти клетки) и других типов повреждения нервных клеток. DXM может уменьшить или устранить поражения мозга, вызваные высокой температурой, гипоксией (недостаток кислорода), ишемей (непрохождение крови к клеткам мозга), физической травмой, инфекцией (такой как менингит, полиомиелит, энцефалит), ударом, припадком, инсультом, токсичностью лекарств, электрошоком, гипогликемией, и попыткой покончить с долговременной зависимостью от некоторых наркотиков (алкоголя, барбитуратов, и бензодиазепинов, таких как ValiumTM).

В случае инфекции (в особенности полиомиелита), показано, что нарушения в ЦНС часто случаются не от инфекции, а от собственной защиты организма - особенно от вещества, называемого хинолиновая кислота (quinolinic acid - метаболит триптофана) (30,31). Хинолиновая кислота - очень сильный агонист (активатор) возбуждающих аминокислотных рецепторов (NMDA - такой рецептор); DXM препятствует активироанию хинолиновой кислотой NMDA рецепторов. (Кстати, роль хинолиновой кислоты в организме - если такая есть - до сих пор не известна; она может участвовать в иммунных реакциях).

А при физической травме, гипоксии, и т.д. некоторые эксперименты показали, что большинство повреждений происходят из-за эксайтотоксичности в возбуждающих аминокислотных рецепрорах. DXM показал в этом случае немного меньший успех (вероятно из-за влияния других факторов).

В настоящее время DXM исследуется в качестве антиконвульсанта. Данные экспериментов над животными несколько противоречивы, но наиболее аккуратная модель эпилептического припадка (называемая расщеплением) адекватно реагирует на DXM. Предварительные испытания на людях показали, что и низкие дозы DXM помогают предотвратить припадок. Этот эффект происходит не из-за действия на NMDA рецепторы, как думали раньше, а, возможно, из-за сигма рецепторов или токопроводящих ионных каналов.

Интересно, что DXM вызывает различные побочные эффекты в расщепленных (предрасположенных к припадкам) и обычных животных (вероятно, из-за расцепления NMDA рецепторов). Возможно, что и люди, подверженые припадкам могут испытывать другие эффекты при рекреационном использовании.

DXM против хронической боли

DXM, вероятно, усиливает болеутоляющее действие опиатов без добавления побочных эфектов, и, на практике, пациент может снизить дозу опиатов при сохранении анальгезирующего действия. В качестве бесплатного приложения, DXM понижает толерантность к опиатам (см. следующий раздел). Анальгетический эффект DXM сам по себе незначителен, если вообще есть.

Наши рекомендации