Декабря 1995 года. Оля Ж., 13 лет.
Очень высокая температура. Мама сильно расстроена. "Ты просто попой". Пою около часа.
Января 1996 года. Тамара Д., 4года.
Сразу просит: "Давай петь". Удивительно, но песню "про Неохота" Тамара знает почти наизусть, хотя это только третья встреча.
Февраля 1996 года. Настя З., 5 лет.
"Я хочу спать, Лука Лукич! Спой колыбельную. Лука поет "Зеленую карету". Настя закрывает глазки. Вдруг открывает, лезет под подушку, достает шоколадку, дарит Луке: "Спой еще". Ложится и засыпает под песню.
Ноября 1996 года. Ира С., 9 лет и Игорь К., 3 года.
Игорь расплывается в улыбке: "Спой про лошадку!" Звучит песня. Ира молча улыбается. Мама Иры: "Ну вот улыбнулась первый раз за неделю!"
Марта 1997 года. Костя Н., 9 лет.
"Лука Лукич, смотри, что я сделал! "В руках его баночка из-под "Пепси". "Спой про "Кис-кис, Мяу" и слушай".
Начинаю петь. Оказывается, Костя сделал маракас: Лукич в прошлый раз рассказывал о баночке с крупой. Костя подпевает, встряхивая самодельным марокасом: "Кис-кис, мяу", вот и вся музыка!"
Октября 2002 года. Тимур Б., 5 лет, Толя Г. ,12 лет.
Мама ждет меня в коридоре: "Тимур сказал, что Лука Лукич обещал прийти".
Тимур: "Послушай у меня песню".
Лука Лукич стетоскопом "слушает" ладошки, плечико Тимура: "Странно, Никаких звуков…"
Тимур: "Да ты ведь в уши не вставил!" Помогает правильно надеть стетоскоп.
Лука: "Вот она твоя песенка! Прямо на макушке!" Поёт: "Кис-кис, мяу! Вот и вся музыка!" Тимур подыгрывает на бубне.
Из-за перегородки подпевает Толя,12 лет.
Толя (после песни): "А у меня какая песня в коленке? Ну, в левой!"
Лука подходит к Толе. "Находит" песенку "Нам с сестренкой "каюк".
К концу песенки в палату входит Толин папа! Веселились вдвойне на словах: "…жаль, один не взлетел, так взлечу вместе с папой!"
Лука Лукич – объект любви
Удивительная особенность Луки Лукича в том, что он постепенно сам становится объектом любви.
Любовь эта проявляется вполне чувственно: Луку ласкают, причесывают, кормят, лечат, ему рисуют, сажают на колени, обнимают и целуют, дарят подарки.
По нашим наблюдениям чувство любви, которое вызывает Лука Лукич у детей, отличается от привязанности к "обыкновенной" любимой игрушке и даже к животному – Лука Лукич для ребенка "почти" человек. Это очень трудно объяснить, но я ощущаю, что это так. Тем более что дети объединяют под именем "Лука Лукич" и куклу и меня саму.
Ноября 2002 года. Вика К., 10 лет.
Анастасия Евгеньевна, лечащий врач, просит зайти к Вике: "Зайдите, доктор, сегодня девочка совсем хмурая". Лука заглядывает в щель двери и ничего не понимаю: на лице девочки восторг. "Она вас ждала", - говорит мама. Вика улыбается.
Было так, что при первой встрече Вика с Лукичом не хотела общаться, не реагировала на него, сидела, опустив глаза, собирала пазлы. И это можно понять: повышенная температура, грибок во рту... При этой тяжкой болезни детям часто бывает так плохо, что наладить с ними общение трудно. Она как бы нехотя послушала песенку про молчаливую лошадь, потом, возможно из вежливости показала рисунки в альбоме: кошка, утка, медведь, кричащий: «У-У-У!» Но при следующих встречах, когда она чувствовала себя лучше, мы пели, Лука проводил свой осмотр, она смеялась.
Сегодня с порога слышу: "Что мы будем петь? Про лошадь?" Лукич достает из чемодана кастаньеты и маракас. Вика выбирает кастаньеты: "это я копытами постучу". Поем: "Лошадь купила четыре галоши…" Песенка заканчивается словами: "Что же ты, лошадь, жалеешь галоши? Разве здоровье тебе не дороже?"
Вика: "В больницу попала…"
Лука: "А как зовут её доктора?"
Вика: "Анастасия Евгеньевна".
Лука: "Анастасия Евгеньевна сетует, что лошадь сегодня совсем не улыбается".
Вика: " Надо нос приделать! Как у тебя!" (смеется).
Лука: " Кому? Доктору?"
Вика: "Ну ведь не лошади! Ей тоже посмеяться надо!"
Вика давит на нос Лукича. Нос пищит.
Вика: " Пищала бы им!» Смеется.
Ноября 2002 года. Вика К..
Играет бусинками, примеряет браслетик и сережки. На голове ее совсем нет волосиков.
Лука Лукич: "Какая у тебя сегодня красивая кофточка с рюшечками и чудесные украшения! А я-то думаю, где найти невесту? Где моё зеркальце?" Смотрится в зеркало: "Я ль, Скажи мне, всех милее, всех румяней и…"
Вика, хохочет: "Лысее!"
Лукич, после паузы находит слова: "Это у меня такой большой лоб!"
Вика, смеясь: "До затылка?!"
Чемоданчик с реквизитом
Чемоданчик доктора-куклы играет в работе особую роль. Оказалось, что он – самостоятельное действующее лицо психотерапии.
Открылось это однажды при ремонте куклы, когда в моих руках остался только чемоданчик. Общаясь с ребятами, давно знакомыми с Лукой, я с удивлением обнаружила, что некоторое время Лука как бы не нужен: дети самостоятельно играли с чемоданчиком, открывали его, лечили свои игрушки, как душе захочется! В свободной игре ребенок мог полнее "высказаться", рассказать о своих проблемах.
Но вопрос: "Где Лукич?" – все равно звучал через некоторое время со всей жесткостью. Дети все равно ждут ЕГО, даже если он просто сидит рядом и молчит.
Тем не менее, дети подсказали нам один из важнейших приемов работы: в дальнейшем Доктор Лука часто просто присаживался у постели пациента, открывал чемоданчик и... ждал…
***Из дневника