Сентября 2002 года. Костя В. 5 лет.
Мама сетует: "Костик на себя не похож: вялый, капризный…". Без особого интереса поднял глаза на Лукича. Лукич, ничего не говоря, достает "что-то" из чемоданчика, лукаво поглядывая на мальчика. "Оп!" - из ладошки доктора появился красный хвостик. "Оп!" - и в руке, оживает странное существо: сначала растет голова, потом обретает форму тело… «Гусеница!» - с восторгом восклицает Костик. Пока гусеница росла, Костик, наблюдая за ней приподнимался с подушки и, в конце концов, сел.
"Да, я гусеница. И буду жить у тебя" - говорю высоким голоском гусеницы, и за Луку Лукича - "Как ты ее назовешь?"
Костя: "Раз жить у меня, значит - Вязникова!" – не задумываясь, дает имя Гусенице из воздушного шарика Костик Вязников.
Взяв гусеницу и насосик, Костя бесконечное число раз надувает - сдувает шар, работая обеими кистями, накачивает воздух в насос, похожий на спринцовку. Мама говорила в последствии, что так он играл весь, день, пока не сказал гусенице: "Теперь ложись спать" - выпустил воздух и положил под подушку.
Случаи агрессивного поведения
Известно, что на определенном этапе лечения почти у всех детей повышается агрессивность, что негативно влияет и на их самочувствие, и на эффективность лечения. Нередко дети справляются с этим самостоятельно, но часто именно Лука Лукич становится тем инструментом, который способен снизить агрессию ребенка.
[Агрессия в замкнутом коллективе больницы разрушительна. Вызванная тяжелым травмирующим лечением, она, как разъедающий раствор, устремляется в сторону наименее защищенную - на близких и медперсонал. И поскольку агрессия, как правило, требует именно физического удовлетворения, то в этом случае доктор-кукла почти идеальный инструмент психотерапии - ему не больно, и он большой. При этом существенно то, что и до, и в самый момент, так сказать, "битья", и после акта агрессии, уже при "расслаблении чувств", Лука Лукич остается любимым существом. В этом странный парадокс человеческой психики.]
***Из дневника
Марта 1996 года. Настя В., 6 лет.
Уже в первые секунды встречи слышу: "У Луки Лукича нос желтый! Надо ему 100 уколов в нос сделать!"
Достает из чемоданчика большой шприц и очень "больно", со всей силой начинает уколы в нос кукольному доктору. Размеренно, но более и более яростно! Лицо девочки выражает сильное напряжение. Она не умеет считать до ста, но когда по ее мнению наступает последний укол, она всем телом напрягается: "Э-э..! ВСЕ!!! Ух!" - вздыхает с облегчением.
Января 1997 года. Максим К., 6 лет.
Строит из чемоданчика и его содержимого корабль, который превращается в ковер-самолет (книжка), потом в ракету (машинка без колес). Эта ракета "с пассажиром" летает и со всей силой врезается в Луку.
Максиму явно необходимо выхлестнуть агрессивные эмоции.
Декабря 2002 года. Владик В., 4 г.
Владик: "Не уходи. Не пущу!" Ловит Доктора за руку и тянет вниз.
Лука Лукич: "Спасите! Меня кто-то поймал!"
Владик: "Это краб. Держись!" Кидает Лукичу "в воду", будто тот тонет, спасательный канат - трубочку от стетоскопа.
Лука хватается за трубочку и Владик вытаскивает руку куклы "из воды". Но "краб", вторая рука Владика, продолжает цепко держать Луку. Несколько раз с помощью "каната" Луку вытаскивают "из воды", но, как только он отпускает "канат", краб снова тянет вниз.
Наконец вытаскивает доктора на кровать: "Это – берег".
Сюжет повторяется несколько раз.
Владик: "Теперь рак тебя схватил. Он добрый". Топит, вытаскивает.
Владик: "А теперь злой рак". Сильно сжимает ладонь Луки, так, что я чувствую невероятное усилие Владика, хмурится, снова "топит" и снова вытаскивает Лукича: "На берегу сидеть надо". Ставит градусник, молчит… "Всё. Тридцать семь и шесть. Иди".
Элементы арттерапии
[Элементы арттерапии в описываемой методике применяются повсеместно. Они в ней растворены. Но мы хотим обратить внимание на то, что в качестве кукловода и психолога вы должны обладать большим запасом навыков, которые могут потребоваться в любое мгновение: потребуется умение нарисовать что угодно, даже сам БЛАСТ, придется выучить десятки стишков и прибауток, быть в курсе модных игр и детских увлечений, придется научиться мастерить игрушки из ничего, и, боюсь вас испугать, но делать нечего, вам предстоит петь с детьми.]