Раздел vii. обмен и функция углеводов
Занятие № 19
ТЕМА. ПЕРЕВАРИВАНИЕ И ВСАСЫВАНИЕ УГЛЕВОДОВ. СИНТЕЗ И РАСПАД ГЛИКОГЕНА. КОЛИЧЕСТВЕННОЕ И КАЧЕСТВЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ УГЛЕВОДОВ В БИОЛОГИЧЕСКИХ ЖИДКОСТЯХ.
Цель занятия: 1.Повторить физико-химические свойства и биологическую роль углеводов.
2.Изучить процессы переваривания и всасывания углеводов.
3.Ознакомиться с обменом гликогена.
4.Овладеть методами качественного и количественного определения глюкозы в моче.
Исходный уровень знаний:
- строение моносахаридов;
- строение и свойства олигосахаридов;
- строение и свойства крахмала, гликогена, целлюлозы;
- классификация и биологическая роль углеводов;
- классификация и номенклатура ферментов.
Содержание занятия.
I.2. Стереоизомерия моносахаридов.
Циклические формы моносахаров.
Реакции полуацетального гидроксила.
Реакции с участием карбоксильной группы.
Физико-химические свойства и биологическое значение мальтозы, сахарозы и лактозы.
Особенности строения и биологическая роль гомо- и гетерополисахаридов.
Переваривание и всасывание углеводов.
Синтез гликогена.
Гликогенолиз.
II.1. Работа № 1. КАЧЕСТВЕННАЯ РЕАКЦИЯ НА САХАР
В МОЧЕ.
Для определения сахара в моче применяются качественные реакции Троммера, Фелинга, Ниландера, основанные на окислении свободной альдегидной группы углеводов (напр., глюкозы до глюконовой кислоты) и восстановления металлов (медь, висмут, и др.) из их окисных соединений. Эта реакция довольно быстро происходит при нагревании в щелочной среде. Восстановленная форма металлов окрашена в характерный цвет (напр., закись меди - в красный, висмут - в черный).
Химизм реакции Троммера см. ч.I, зан. №4, работа №1.
Проба с жидкостью Фелинга основана на том же принципе, что и реакция Троммера. Отличие и преимущество этой реакции заключается в том, что Фелинг предложил прибавлять сегнетову соль для связывания избытка гидрата окиси меди, из которого при нагревании образуется оксид меди (СuO) - осадок черного цвета, затемняющий реакцию при малых количествах глюкозы в исследуемом образце.
COONa COONa
| |
(CHOH)2+ Cu(OH)2 → (CHO)2Cu + 2H2O
| |
COOK COOK
Порядок выполнения работы.
а) Реакция Троммера.
К 5 кап. мочи прибавить 5 кап. 10% раствора едкого натрия и 5 кап. 1% раствора сернокислой меди, нагреть.
РЕЗУЛЬТАТ:
б) Реакция с жидкостью Фелинга.
К 20 кап. мочи прилить 10-20 кап. жидкости Фелинга и нагреть до кипения верхний слой жидкости.
РЕЗУЛЬТАТ:
РАБОТА № 2. ЭКСПРЕСС-МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ
САХАРА В МОЧЕ.
Порядок выполнения работы.
Насыпать в пробирку небольшое количество порошка (состав: 1 часть сернокислой меди + 10 частей безводного углекислого натрия), прибавить несколько капель мочи, подогреть.
РЕЗУЛЬТАТ:
Э Т А Л О Н
Цвет раствора | Количество сахара |
Синий | Отсутствует |
Желто-зеленый | 0,5% (5 г/л) |
Коричнево-красный | 1-2% (10-20 г/л) |
Красный | свыше 2% (20 г/л) |
ВЫВОД:
Клинико-диагностическое значение.
В норме сахар с мочой выделяется в ничтожно малых количествах и обычными методами не определяется.
Появление сахара в моче в количествах, которые можно определить обычными клиническими методами, носит название глюкозурии. Моча содержит, в основном, глюкозу и, реже, фруктозу и галактозу. Глюкозурия может быть функциональная (пищевая, эмоциональная) и патологическая (при заболевании почек, при сахарном диабете), когда в суточной моче может содержаться до 200-300 г глюкозы. Иногда глюкозурия наблюдается при беременности.
III.2.Контрольные вопросы.
Что является мономером крахмала и целлюлозы?
Какие виды амилаз вы знаете, где функционируют a и b-амилазы и как гидролизуют крахмал (гликоген)?
Что такое глюкозурия?
Когда отмечается физиологическая глюкозурия?
Какие заболевания сопровождаются глюкозурией?
Материал для самоподготовки. а)1 с. 319-327, 665-669; II, III.
Занятие № 2О
ТЕМА. ГЛИКОЛИЗ, ГЛИКОГЕНОЛИЗ, ГЛЮКОНЕОГЕНЕЗ. ОКИСЛИТЕЛЬНОЕ ДЕКАРБОКСИЛИРОВАНИЕ ПИРУВАТА. ОБНАРУЖЕНИЕ ПРОДУКТОВ ГЛИКОЛИЗА В БИОЛОГИ-ЧЕСКИХ ЖИДКОСТЯХ.
Цель занятия: 1.Изучить анаэробный и основной аэробный путь окисления глюкозы.
2.Ознакомиться с методами качественного опре-деления продуктов гликолиза и витамина В1.
Исходный уровень знаний:
- строение и физико-химические свойства основных углеводов;
- всасывание углеводов в желудочно-кишечном тракте;
- обмен гликогена;
- цикл трикарбоновых кислот;
- классификация и номенклатура ферментов;
- витамины В1, В2, В3, РР, липоевая кислота.
Содержание занятия.
I.2. Гликолиз: локализация в клетке, химизм, ферменты, коферменты, физиологическое значение, энергетическая ценность.
Сходство и различие гликолиза и гликогенолиза, а также гликолиза и спиртового брожения.
Глюконеогенез: химизм, ферменты, биологическая роль.
Дихотомический путь окисления глюкозы: этапы, локализация в клетке, химизм, ферменты, коферменты, энергетическая ценность.
II.1. Работа № 1. ИЗУЧЕНИЕ ВЕЩЕСТВ, ОБРАЗУЮЩИХ-
СЯ В ПРОЦЕССЕ ГЛИКОЛИЗА.
а) Открытие триозофосфатов.
Принцип метода.
В процессе гликолиза образуются различные промежуточные фосфорилированные продукты (фосфорные эфиры гексоз, триоз и т.п.). Принцип метода определения фосфора заключается в образовании комплексной фосфорномолибденовой кислоты, которую затем восстанавливают гидрохиноном в молибденовую синь.
Порядок выполнения работы.
Реактивы (мл) | Опыт | Контроль |
Безбелковый фильтрат | 0,5 | 0,5 |
2N pаствоp NaОН | 0,5 | - |
Дистиллированная вода | - | 0,5 |
Смешать и оставить при комнатной температуре на 15 мин. | ||
Молибденовый реактив | 0,5 | 0,5 |
2N pаствоp HCl | 0,5 | 0,5 |
1% раствор гидрохинона | 0,5 | 0,5 |
Смешать и оставить при комнатной температуре на 5 мин. | ||
20% NaHSO3 | 0,2 | 0,2 |
РЕЗУЛЬТАТ:
б) Открытие фруктозодифосфата при помощи реакции Селиванова.
Принцип метода и химизм реакции.
Из фруктозы при нагревании с крепкой соляной кислотой образуется оксиметилфурфурол, который дает с резорцином продукт конденсации вишнево-красного цвета.
HOCH2 О CH2OH -3H2O O
| H HO | HOH2C- -C=O
H | | OH H
OH H
Порядок выполнения работы.
В пробирку внести 0,5 мл реактива Селиванова, хорошо перемешать с 0,5 мл безбелкового фильтрата, слегка подогреть на плитке. Окраска зависит от концентрации фруктозодифосфата.
РЕЗУЛЬТАТ:
в) Открытие молочной кислоты.
Принцип метода и химизм реакции.
Молочная кислота в присутствии фенолята железа (реактив Уффельмана), окрашенного в фиолетовый цвет, образует лактат железа желто-зеленого цвета.
3 -OH + FeCl3 (C6H5O)3Fe + 3HCl
фенолят железа
COOH COO Fe
| |
(C6H5O)3Fe + 3HCOH HCOH + 3 C6H5OH
| |
CH3 CH3 3
лактат железа
Порядок выполнения работы.
В пробирку налить 1 мл приготовленного ex tempore реактива Уффельмана (смесь 20 кап. 1% раствора фенола и 2 кап 1% раствора хлорного железа), прибавить 0,5 мл безбелкового фильтрата мышц.
РЕЗУЛЬТАТ:
Работа № 2. КАЧЕСТВЕННАЯ РЕАКЦИЯ НА ВИТАМИН В1.
Витамин В1 еще называется тиамин, т.к. в своей структуре содержит серу и азот. Тиаминпирофосфат участвует в окислительном декарбоксилировании a-кетокислот и в транскетолазной реакции, входя в состав ферментов.
Недостаток витамина В1 в пище вызывает поражение периферической нервной системы, известное под названием "бери-бери". При этом накапливаются пировиноградная кислота и другие a-кетокислоты.
Принцип метода.
В щелочной среде тиамин с диазореактивом образует сложное комплексное соединение оранжевого цвета (диазореакция).
Порядок выполнения работы.
К диазореактиву, состоящему из 5 кап. 1% раствора сульфаниловой кислоты и 5 кап. 5% раствора нитрата натрия, добавить 1-2 кап. 5% раствора тиамина, затем по стенке пробирки осторожно наслоить 5-7 кап. 10% раствора бикарбоната натрия. На границе раздела жидкостей отметить появление цветного кольца.
РЕЗУЛЬТАТ:
III.2. Контрольные вопросы.
Какие реакции гликолиза являются эндэргоническими?
Какие реакции гликолиза являются экзэргоническими?
Каков энергетический эффект гликолиза (исчисляемый в молекулах АТФ)?
Каков КПД гликолиза?
Какие триозофосфаты образуются в процессе гликолиза?
Указать качественную реакцию на триозофосфаты.
Указать качественную реакцию на фруктозу.
На чем основано качественное определение тиамина?
Каков принцип метода определения молочной кислоты?
Материал для самоподготовки. а) 1. с.327-345; II, III
Занятие № 21
ТЕМА. ПУТИ АЭРОБНОГО ОКИСЛЕНИЯ УГЛЕВОДОВ. РЕГУЛЯЦИЯ И НАРУШЕНИЯ УГЛЕВОДНОГО ОБМЕНА. КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЛЮКОЗЫ В КРОВИ.
Цель занятия: 1.Изучить аэробные пути окисления глюкозы.
2. Ознакомиться с регуляцией и патологией углеводного обмена.
3.Овладеть методом количественного определения глюкозы крови.
Исходный уровень знаний:
- химия моносахаридов;
- анаэробное окисление глюкозы в организме;
- регуляция активности ферментов;
- пиридинзависимые оксидоредуктазы.
Содержание занятия.
I.2. Цикл трикарбоновых кислот.
Пентозофосфатный путь окисления глюкозы: локализация в клетке, химизм окислительной ветви, ферменты, энергетическая ценность, биологическое значение.
Взаимосвязь дихотомического и апотомического путей окисления глюкозы.
Регуляция углеводного обмена: роль ЦНС, желез внутренней секреции, ц-АМФ.
Патология углеводного обмена: причины, симптоматика, примеры энзимопатий.
"Сахарные" кривые, диагностическое значение.
II.1. Лабораторная работа. ОРТОТОЛУИДИНОВЫЙ МЕТОД
КОЛИЧЕСТВЕННОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГЛЮКОЗЫ.
Принцип метода и химизм реакции.
Глюкоза при нагревании с ортотолуидином в растворе уксусной кислоты образует комплекс сине-зеленого цвета, интенсивность которого прямо пропорциональна концентрации глюкозы и определяется на фотоэлектроколориметре.
-NH2 + O=C-H H2O + -N=C-H
| │ │ │
CH3 R CH3 R
Влияние инсулина на содержание глюкозы в крови.
Инсулин вырабатывается поджелудочной железой и вызывает снижение уровня глюкозы в крови. Препарат инсулина применяется при лечении сахарного диабета. Особенно чувствительна к снижению уровня сахара в крови ЦНС, т.к. глюкоза является для нее основным источником энергии. Снижение сахара в крови ниже 2,77 ммоль/л (50 мг%) вызывает судороги и может привести к смерти.
Под влиянием инсулина стимулируется синтез гликогена в печени и мышцах, тормозится распад гликогена, глюкоза превращается в липиды, увеличивается проницаемость глюкозы через клеточные мембраны в мышечной и жировой ткани, стимулируется активность гексокиназы (фермент гликолиза), активируется цикл Кребса.
Влияние адреналина на содержание глюкозы в крови.
Адреналин вырабатывается мозговым веществом надпочечников, в высоких концентрациях является сильным ядом. При введении адреналина содержание глюкозы в крови увеличивается, развивается гипергликемия и, если уровень ее достигает 8,88 ммоль/л (160 мг%), появляется глюкозурия. Увеличение содержания глюкозы в крови под действием адреналина объясняется, в первую очередь, усилением в печени распада гликогена до глюкозы.
Порядок выполнения работы.
Определив содержание глюкозы в нескольких пробах крови ортотолуидиновым методом, надо сделать вывод о том, в каком случае кровь получена от интактного животного, после введения кролику инсулина либо адреналина.
Реактивы (мл) | Центрифужные пробирки | ||||
Контроль | |||||
3% раствор ТХУ | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | |
стандартный раствор глюкозы | 0,1 | - | - | - | |
сыворотка № 1 | - | 0,1 | - | - | |
сыворотка № 2 | - | - | 0,1 | - | |
сыворотка № 3 | - | - | - | 0,1 | |
Центрифугировать 10 мин. при 3000 об./мин. | |||||
Сухие пробирки | |||||
Ортотолуидиновый реактив | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | |
Надосадочная жидкость из соответствующей пробирки | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |
Поместить точно на 8 мин. в кипящую водяную баню. Затем охладить до комнатной температуры. | |||||
Измерить оптическую плотность против воды в кювете на 10 мм с красным светофильтром (620 нм).
РАСЧЕТ:
, где
Соп - концентрация глюкозы в крови в пробе;
Сст - концентрация глюкозы в стандартной пробе;
Еоп - оптическая плотность пробы;
Ест - оптическая плотность стандарта глюкозы.
Коэффициент пересчета в единицы СИ (ммоль/л) равен 0,0555.
Нормальное содержание глюкозы в сыворотке крови человека, определяемое данным методом, колеблется в пределах 3,33-5,55 ммоль/л (60-100 мг%).
РЕЗУЛЬТАТЫ:
ВЫВОД:
III.2. Контрольные вопросы.
Какие гормоны и почему могут стимулировать гипер-гликемию?
Какие гормоны и почему вызывают гипогликемию?
При какой концентрации глюкозы в крови появляется глюкозурия?
Каков характер "сахарной" кривой у здорового человека и больного сахарным диабетом?
Материал для самоподготовки. а)1. с.345-362, 267-272; II, III
Занятие № 22
КОЛЛОКВИУМ ПО РАЗДЕЛУ
"ОБМЕН И ФУНКЦИИ УГЛЕВОДОВ"
Вопросы к коллоквиуму.
1. Основные углеводы пищи. Общая характеристика и классификация углеводов. Биологическая роль в организме.
2. Переваривание и всасывание углеводов в желудочно-ки-шечном тракте (особенности углеводного обмена у детей).
3. Глюкоза - важнейший метаболит углеводного обмена. Общая схема источников и путей расходования глюкозы в организме.
4. Структура, свойства, распространение гликогена в тканях как резервного полисахарида. Физиологическое значение мобилизации гликогена, механизм.
5. Биосинтез гликогена и его физиологическое значение. Гликогенозы и агликогенозы.
6. Роль гормонов (адреналина, глюкагона, инсулина), ц-АМФ и протеинкиназ в биосинтезе и мобилизации гликогена.
7. Представления о строении и функциях гликозаминогликанов. Роль гиалуроновой и хондроитинсерной кислот в нормальном функционировании межклеточного вещества и развитии патологических состояний. Значение гепарина в медицинской практике.
8. Последовательность реакций анаэробного распада глюкозы (гликолиз) и гликогена (гликогенолиз). Дальнейшая судьба молочной кислоты.
9. Физиологическое значение гликолиза и его энергетическая ценность. Роль анаэробного распада глюкозы в мышцах.
10. Окислительное декарбоксилирование пировиноградной кислоты.
11. Участие витаминов в процессе образования активного ацетата.
12. Этапы основного аэробного (дихотомического) пути окисления глюкозы, его распространение в организме человека и физиологическое значение.
13. Цикл трикарбоновых кислот: последовательность реакций и характеристика ферментов.
14. Физиологическая роль цикла трикарбоновых кислот. Аллостерический механизм регуляции цикла лимонной кислоты.
15. Энергетический баланс дихотомического пути окисления глюкозы в тканях.
16. Пентозофосфатный (апотомический) путь превращения глюкозы, физиологическое значение. Химизм окислительной ветви и энергетический баланс.
17. Взаимосвязь дихотомического и апотомического путей окисления глюкозы. Соотношение анаэробного и аэробного путей распада глюкозы при мышечной работе и их роль в организме.
18. Глюконеогенез: химизм реакций, характеристика ферментов, биологическая роль.
19. Аллостерические механизмы регуляции гликолиза и глюконеогенеза (АТФ, АДФ, АМФ, НАД, НАДН+ как аллостерические эффекторы).
20. Взаимосвязь гликолиза и глюконеогенеза.
21. Нейрогуморальная регуляция углеводного обмена. Наследственные нарушения углеводного обмена.
22. Роль инсулина в поддержании постоянного уровня сахара в крови. Сахарные кривые, их диагностическое значение.