Имеет место резко выраженная ведомственная разобщенность и практически полная закрытость всего, что происходит в науке и практике для общественной оценки.

Ярким свидетельством отсутствия общественного контроля и ущербности такого положения является нашумевшее в 2004 году дело о трансплантации органов в российских НИИ и клинических учреждениях. При наличии открытости получения материала для трансплантации и контроля общественности никогда бы не возникло такое положение, когда в клиники, производящие трансплантацию, врывались бы бойцы ОМОНа и представители прокуратуры.

Имеется большой разнобой и в функциях этических комитетов различных стран. В ряде стран национальные комитеты занимаются этическими вопросами глобального характера - разработкой общих эти­ческих принципов, кодексов и т.п. В других те же комитеты видят своей задачей осущест­вление диалога с общественностью, ее образование в облас­ти проблем биоэтики или консультирование правительств и парламентов своих стран по вопросам меди­цинской этики.

Во Франции главной задачей комитета считается выработка «точки зрения на моральные проблемы, возникающие в ходе проведения исследований в области биологии, медицины и здоровья, будь то в отношении отдельных людей, социальных групп или общества в целом».

В Италии комитет рассматривает этические вопросы в области генной терапии, критериев определения смерти человека, проблемы терминальных больных, безопасности биотехнологий.

В Польше, комитет занимается разработкой Кодекса медицинской этики и оценкой медицинского законодательства с этических позиций, а также развитием этического образования в университетах.

В статье 16 «Основ законодательства РФ…» говорится, что в России комиссии создаются «для участия в разработке норм медицинской этики и решении вопросов, связанных с их нарушением, в подготовке рекомендаций по приоритетным направлениям практической и научно-исследовательской деятельности, для решения иных вопросов в области охраны здоровья граждан».

Некоторые конкретные задачи для этических комитетов, проводящих экспертизу медицинских экспериментов (контролируемых клинических исследований) имеются в книге «Философия биомедицинских исследований: этос науки начала третьего тысячелетия», М., 2004, под ред. Б.Г.Юдин.

В Украине для этических комитетов декларируются следующие цели и задачи: «Цели и задачи ЭК в контексте разработки норм и регуляции общественной жизни требуют тщательного анализа разнообразных прецедентов и случаев, нравственных дилемм в различных культурно-исторических, социо-культурных и политических контекстах, а также компаративистский анализ накопленного странами опыта, стандартизацию в определенной мере подходов, оценок и форм деятельности по проведению этической экспертизы в международном масштабе» (Этические комитеты: настоящее и будущее. Киев, 2004).

Имеются расхождения в целях и задачах локальных этических комитетов, особенно в России. Прежде всего, неясны критерии отнесения того или иного комитета к локальным. Например, этический комитет НЦХ РАМН это локальный или национальный комитет? Если это комитет «национальный», то, сколько может быть «национальных» комитетов в России? Четыре? Пять? Или больше? Ведь есть же «Национальные» комитеты при РАН, РАМН и 2 комитета при МЗ СР РФ. А куда отнести упоминавшийся выше комитет при научном Центре вирусологии и биотехнологии «Вектор»? К локальным? Тогда как понять те задачи, которые ставит перед собой этот комитет: «Задачей ЭК является проведение экспертизы международных и российских биомедицинских научных исследований с целью защиты прав, интересов, достоинства и безопасности человека, принимающего добровольное участие в этих исследованиях».Локальный ведомственный комитет, проводящий экспертизы международных биомедицинских научных исследований? Что-то здесь не состыковано…

Локальные этические комитеты должны осуществлять ряд функций. Во-первых, это контроль проведения научных исследований в своих ведомствах или регионах. Основной задачей такого комитета является предварительная этическая экспертиза протокола научного исследования. Комитет анализирует представленный протокол исследования, вносит в него кор­рективы и дает рекомендации по его одобрению или неодоб­рению. Комитеты, работающие в больницах (больничные этические комитеты), контролируют процесс лечения и возникающие при этом этические вопросы (реанимация, персистирующие вегетативные состояния, эйтаназия, проблемы трансплантологии, вскрытий и т.д.). Локальные комитеты в Румынии занимаются также вопросами преподавания биоэтики в вузах, выполняют образовательные функции.

Этический комитет, возглавляемый Ю.М.Лопухиным, известен своими теоретическими работами по научно-исследовательской деятельности в России. Известны его работы о 5 формах научных исследований, требующих этического контроля и др. По его данным, «узловой этической проблемой в сфере науки в России остается особое положение военной медико-биологической науки. Закрытый характер этой науки делает возможными работы в различных не очень этичных направлениях – психогенные воздействия, новые виды биологического оружия и т.д. Поэтому военная медико-биологическая наука должна находиться под контролем независимых высококвалифицированных и полномочных этических комитетов, международной инспекции, а расходы на нее следует разумно ограничивать.

Кроме того, имеющийся резкий сдвиг в сторону военной науки приводит к такой диспропорции, при которой сильно страдают другие НИИ, которые: «в лучшем случае остаются в роли просителей … или должны круто перестраиваться, образуя коммерческие структуры». Последние в свою очередь порождают серьезные этические проблемы. Как это давным-давно известно, коммерческим структурам нет никакого дела до морали, когда они делают деньги и сверхденьги. Из этого вытекает, что они всегда будут финансировать только ту науку, которая принесет им доходы и сверхдоходы. И, если при этом будет приноситься в жертву совесть, честь и даже человеческая жизнь – это едва ли их остановит. Поэтому здесь особенно необходим и важен этический контроль.

Выше уже было показано, что в России этические комитеты не получили особых прав. Отсюда представляется, что очень разумные замечания и предложения академика Лопухина скорее всего не будут учтены нашими военными и правителями. На сегодня совершенно нереально представить, что в России военные власти допустят вмешательство какого-то там этического комитета в свои секретные научные разработки. Вот это как раз не менее важная, чем многие другие, этическая проблемы сегодняшней российской действительности. В условиях нынешнего «дикокапиталистического» строя России абсолютно нереален контроль этических комитетов над тем, какой же наукой занимаются коммерческие исследовательские структуры. Если и военные и коммерческие люди скажут этическому комитету «А позвольте Вам выйти вон» - тому нечего возразить, ибо нет законов, которые бы наделяли какими-то правами этические комитеты.

Нельзя сказать, что в России совсем нет работ по вопросу об организации и функционировании этических комитетов. Достаточно сослаться хотя бы на монографию В.Петров, Н.Н. Седовой. Практическая биоэтика. Этические комитеты в России. М.: Триумф.-2002, 191 с., на работы того же В.Н.Игнатьева, Ю.М.Лопухина и др. Однако отсутствие правовых и других документов по работе этических комитетов, принятых на национальном уровне, отсутствие авторитетных медицинских ассоциаций, которые могли бы регулировать эти вопросы, приводит к тому, что каждый вновь созданный этический комитет сам себе намечет цели и задачи, сам себя относит к тому или иному типу.

Не решен в России также вопрос об отнесении комитетов к регулирующему или совещательному типам, что существенно ограничивает эффективность их работы.

ВЫВОДЫ: 1. Любой медицинский эксперимент может таить в себе потенциальную угрозу для здоровья, и даже жизни больного.

4. В связи с этим на проведение медицинского эксперимента, как с целью лечения, так и с научной целью, от больного должно быть получено информированное согласие, выраженное в письменной форме.

5. В настоящее время эта необходимость в рекомендательной форме выражена в Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации, и законодательно закреплена в Конвенции Совета Европы и в статье 43 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан».

6. Всем врачам и научным работникам необходимо знать содержание этих документов и строго придерживаться их положений, во избежание ответственности за противоправные действия по незнанию.

7. В этическом контроле над проведением медицинских экспериментов большую роль должны играть этические комитеты разного уровня.

8. В российской медицине этические комитеты находятся на начальной стадии своего становления. Нет точного законодательства, определяющего обязательность или необязательность организации комитетов. Нет НИИ или Центров, в которых бы разрабатывались соответствующие документы по работе комитетов, а РМА и РВА разобщены и не имеют авторитета в данных вопросах.

9. Нет ясности в вопросе о том, к какому типу – регулятивно-санкционирующим или консультативно-совещательным комитетам относятся российские этические комитеты.

10. Неясными остаются пути достижения «независимости» существующих ныне в России этических комитетов, так как все их члены работают в государственных или ведомственных учреждениях, где создаются комитеты и получают свою зарплату от них же, и, следовательно, зависят от государственных или ведомственных структур.

11. Неясен статус комитетов при РАН, РАМН и МЗ СР РФ (национальный, региональный, ведомственный, локальный?). Они не стали авторитетами для общества в решении важнейших этических проблем здравоохранения – вопросов трансплантологии, эйтаназии, генетических и репродуктивных технологий и др.

12. Не определен статус региональных и локальных этических комитетов России и нет четких положений об их полномочиях и задачах работы.

CONCLUSIONS: 1. Any medical experiment can conceal in itself potential threat for health, and even lives of the patient.

4. In this connection on carrying out of medical experiment, both with the purpose of treatment, and with the scientific purpose, from the patientthe informed consent expressed in writing should be received.

5. Now this necessity for the recommendatory form is expressed in the Helsinki declaration of the World Medical Association, and legislatively fixed in the Convention of the Council of Europe and in clause 43 «Bases of the legislation of the Russian Federation about health protection of citizens».

6. It is necessary for all doctors and science officers to know the maintenance of these documents and strictly to adhere to their positions, in order to prevent the responsibility for illegal actions on ignorance.

7. In the ethical control over carrying out of medical experiments ethical committees of a different level should play a greater role.

8. Ethical committees are in the Russian medicine at an initial stage of the becoming. There is no the exact legislation defining compulsion or необязательность of the organization of committees. There is no scientific research institute or the Centers in which corresponding documents on work of committees would be developed, and РМА and РВА are separated and have no authority on the given questions.

9. There is no clearness in a question on the Russian ethical committees concern to what type – regulate-authorizing or to advisory committees-consultative.

10. Not clear there are ways of achievement of «independence» of ethical committees existing nowadays in Russia as members work as all of them in the state or departmental establishments where committees are created and receive the salary from them, and, hence, depend on the state or departmental structures.

11. It is not clear the status of committees at the Russian Academy of Science, Russian Academy of Medical Science and Ministry of Public health and social progress (national, regional, departmental, local?). They did not become authorities for a society in the decision of the major ethical problems of public health services – questions of transplantology, euthanasia, genetic and reproductive technologies, etc.

12. The status of regional and local ethical committees of Russia is not certain and there are no precise positions about their powers and problems of work.

Имеет место резко выраженная ведомственная разобщенность и практически полная закрытость всего, что происходит в науке и практике для общественной оценки. - student2.ru

Наши рекомендации