Гормоны мозгового вещества надпочечников: адреналин, норадреналин, химическое строение, влияние на обменные процессы.

В мозговом веществе надпочечников вырабатываются гормоны – адреналин, норадреналин. Они синтезируются из аминокислоты тирозина.

СН2-NН-СН3

|

Гормоны мозгового вещества надпочечников: адреналин, норадреналин, химическое строение, влияние на обменные процессы. - student2.ru НО СН-ОН

       
  Гормоны мозгового вещества надпочечников: адреналин, норадреналин, химическое строение, влияние на обменные процессы. - student2.ru   Гормоны мозгового вещества надпочечников: адреналин, норадреналин, химическое строение, влияние на обменные процессы. - student2.ru

Гормоны мозгового вещества надпочечников: адреналин, норадреналин, химическое строение, влияние на обменные процессы. - student2.ru адреналин

 
  Гормоны мозгового вещества надпочечников: адреналин, норадреналин, химическое строение, влияние на обменные процессы. - student2.ru

НО

Гормоны мозгового вещества надпочечников: адреналин, норадреналин, химическое строение, влияние на обменные процессы. - student2.ru СН2-NH2

НО СН-ОН

       
    Гормоны мозгового вещества надпочечников: адреналин, норадреналин, химическое строение, влияние на обменные процессы. - student2.ru
  Гормоны мозгового вещества надпочечников: адреналин, норадреналин, химическое строение, влияние на обменные процессы. - student2.ru
 

Гормоны мозгового вещества надпочечников: адреналин, норадреналин, химическое строение, влияние на обменные процессы. - student2.ru норадреналин

 
  Гормоны мозгового вещества надпочечников: адреналин, норадреналин, химическое строение, влияние на обменные процессы. - student2.ru

НО

Адреналин, норадреналин относятся к катехоламинам, т.е. к классу органических веществ, обладающих сильным биологическим действием.

Адреналин повышает уровень глюкозы в крови за счет распада гликогена, активируя фермент фосфорилазу по механизму срочной регуляции (аденилатциклазная система). Кроме этого, адреналин и норадреналин оказывают мощное сосудосуживающее действие, вызывая повышение артериального давления и увеличение частоты сердечных сокращений.

Лабораторно-практические работы.

3.1. Методика определения адреналина.

а) помещают каплю раствора адреналина в пробирку, добавляют каплю 2% соляной кислоты, каплю нитритно-молибдатного реактива и перемешивают стеклянной палочкой. Наблюдают появление желто-оранжевой окраски;

б) добавляют 1 каплю 4% раствора щелочи, окраска становится малиново-красной;

в) прибавляют 2-3 капли 2% раствора соляной кислоты, окраска переходит в лимонно-желтую.

3.2. Методика определения инсулина (реакция Геллера).

К 10 каплям концентрированной азотной кислоты осторожно по стенке пробирки приливают равный объем (10 капель) раствора инсулина. Пробирку наклоняют под углом 45˚ так, чтобы жидкости на смешивались. На границе двух жидкостей образуется белый аморфный осадок в виде небольшого кольца.

Практическое занятие № 13.

Задание к занятию № 13.

Тема: Гормоны.

Учебные и воспитательные цели:

- Общая цель: привить знания о влиянии на обмен веществ гормонов гипофиза, щитовидной железы, коры надпочечников, половых гормонов, о клинических проявлениях заболеваний, связанных с гипо-, гиперфункций данных гормонов, а также применении гормонов в качестве лечебных препаратов.

- Частные цели: уметь определять наличие кортикостерона и гидрокортизона в сыворотке крови.

1. Входной контроль знаний:

1.1. Тесты.

1.2. Устный опрос.

2. Основные вопросы темы.

2.1. Гормоны гипофиза, химическое строение, влияние на обмен веществ.

2.2. Гормоны коры надпочечников (глюкокортикоиды, минералокортикоиды), строение и влияние на обменные процессы. Гипо- и гиперфункция, клинические проявления.

2.3. Гормоны щитовидной железы, строение. Влияние на обмен веществ. Клинические проявления при гипотиреозе, гипертиреозе.Эндемический зоб. Причины возникновения патологии и способы предупреждения.

2.4. Гормон паращитовидной железы, химическое строение, влияние на обмен веществ.

2.5. Половые гормоны, химическое строение, влияние на обмен веществ.

2.6. Применение гормонов в качестве лечебных препаратов.

Лабораторно-практические работы.

3.1. Методика обнаружения кортикостерона и гидрокортизона в сыворотке крови.

Выходной контроль.

4.1. Тесты.

4.2. Ситуационные задачи.

5. Литература:

5.1. Материалы лекций.

5.2. Николаев А.Я. Биологическая химия.-М.: Высшая школа, 1989., С 358-398.

5.3. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. - М.: Медицина, 1990.С.174-202.

5.4. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. - М.: Медицина, 2004. С. 255-288.

3. Лабораторно-практические работы.

Наши рекомендации