Гормоны мозгового вещества надпочечников: адреналин, норадреналин, химическое строение, влияние на обменные процессы.
В мозговом веществе надпочечников вырабатываются гормоны – адреналин, норадреналин. Они синтезируются из аминокислоты тирозина.
СН2-NН-СН3
|
НО СН-ОН
адреналин
НО
СН2-NH2
НО СН-ОН
норадреналин
НО
Адреналин, норадреналин относятся к катехоламинам, т.е. к классу органических веществ, обладающих сильным биологическим действием.
Адреналин повышает уровень глюкозы в крови за счет распада гликогена, активируя фермент фосфорилазу по механизму срочной регуляции (аденилатциклазная система). Кроме этого, адреналин и норадреналин оказывают мощное сосудосуживающее действие, вызывая повышение артериального давления и увеличение частоты сердечных сокращений.
Лабораторно-практические работы.
3.1. Методика определения адреналина.
а) помещают каплю раствора адреналина в пробирку, добавляют каплю 2% соляной кислоты, каплю нитритно-молибдатного реактива и перемешивают стеклянной палочкой. Наблюдают появление желто-оранжевой окраски;
б) добавляют 1 каплю 4% раствора щелочи, окраска становится малиново-красной;
в) прибавляют 2-3 капли 2% раствора соляной кислоты, окраска переходит в лимонно-желтую.
3.2. Методика определения инсулина (реакция Геллера).
К 10 каплям концентрированной азотной кислоты осторожно по стенке пробирки приливают равный объем (10 капель) раствора инсулина. Пробирку наклоняют под углом 45˚ так, чтобы жидкости на смешивались. На границе двух жидкостей образуется белый аморфный осадок в виде небольшого кольца.
Практическое занятие № 13.
Задание к занятию № 13.
Тема: Гормоны.
Учебные и воспитательные цели:
- Общая цель: привить знания о влиянии на обмен веществ гормонов гипофиза, щитовидной железы, коры надпочечников, половых гормонов, о клинических проявлениях заболеваний, связанных с гипо-, гиперфункций данных гормонов, а также применении гормонов в качестве лечебных препаратов.
- Частные цели: уметь определять наличие кортикостерона и гидрокортизона в сыворотке крови.
1. Входной контроль знаний:
1.1. Тесты.
1.2. Устный опрос.
2. Основные вопросы темы.
2.1. Гормоны гипофиза, химическое строение, влияние на обмен веществ.
2.2. Гормоны коры надпочечников (глюкокортикоиды, минералокортикоиды), строение и влияние на обменные процессы. Гипо- и гиперфункция, клинические проявления.
2.3. Гормоны щитовидной железы, строение. Влияние на обмен веществ. Клинические проявления при гипотиреозе, гипертиреозе.Эндемический зоб. Причины возникновения патологии и способы предупреждения.
2.4. Гормон паращитовидной железы, химическое строение, влияние на обмен веществ.
2.5. Половые гормоны, химическое строение, влияние на обмен веществ.
2.6. Применение гормонов в качестве лечебных препаратов.
Лабораторно-практические работы.
3.1. Методика обнаружения кортикостерона и гидрокортизона в сыворотке крови.
Выходной контроль.
4.1. Тесты.
4.2. Ситуационные задачи.
5. Литература:
5.1. Материалы лекций.
5.2. Николаев А.Я. Биологическая химия.-М.: Высшая школа, 1989., С 358-398.
5.3. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. - М.: Медицина, 1990.С.174-202.
5.4. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. - М.: Медицина, 2004. С. 255-288.
3. Лабораторно-практические работы.