Лабораторно-практические работы.
Практическое занятие № 12.
Задание к занятию № 12.
Тема: Гормоны.
Актуальность темы.
Основой правильного диагноза и соответственно правильного лечения болезни служит понимание происходящих в организме больного патофизиологических процессов и их количественная оценка. Заболевания эндокринной системы, которые, как правило, обусловлены избыточной либо недостаточной продукцией гормонов,— прекрасный пример того, как теоретические представления находят применение в клинической медицине. Зная общие аспекты действия гормонов, а также физиологическое и биохимическое действие отдельных гормонов, можно выявить синдромы эндокринного заболевания, обусловленного дисбалансом гормонов, и назначить эффективное лечение.
Учебные и воспитательные цели:
- Общая цель занятия: привить знания о механизме действия гормонов, изменении гормонального статуса при ряде эндокринных заболеваний.
- Частные цели: владеть методикой по качественному определению инсулина, адреналина.
1. Входной контроль знаний:
1.1. Тесты.
1.2. Устный опрос.
2. Основные вопросы темы:
2.1. Понятие о гормонах, биологическая роль. Классификация.
2.2. Основные механизмы регуляции метаболизма. Роль ЦНС в регуляции обменных процессов, рилизинг-факторы, либерины, статины, гормоны гипофиза.
2.3. Клетки, органы-мишени, клеточные рецепторы гормонов. Вторичные посредники (цАМФ, цГМФ, Са2+, NО, ДАГ, ИФ3), биороль.
2.4. Механизм действия гормонов, механизмы срочной и хронической регуляции.
2.5. Гормоны поджелудочной железы (инсулин, глюкагон), строение, механизм действия. Сахарный диабет, клинические проявления.
2.6. Гормоны мозгового вещества надпочечников: адреналин, норадреналин, химическое строение, механизм действия.
Лабораторно-практические работы.
3.1. Методика определения адреналина.
3.2. Методика определения инсулина (реакция Геллера).
3.3. Методика определения продуктов окисления адреналина.
Выходной контроль.
4.1. Тесты.
4.2. Ситуационные задачи.
5. Литература:
5.1. Материалы лекций.
5.2. Николаев А.Я. Биологическая химия.-М.: Высшая школа, 1989., С 351-358.
5.3. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. - М.: Медицина, 1990.С.170-174.
5.4. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. - М.: Медицина, 2004. С. 248-251, 288-286
5.5. Кушманова О.Д., Ивченко Г.М. Руководство к практическим занятиям по биохимии.- М.: Медицина, 1983, раб. 42, С112.
Лабораторно-практические работы.
3.1 Методика определения адреналина.
а) помещают каплю раствора адреналина в пробирку, добавляют каплю 2% соляной кислоты, каплю нитритно-молибдатного реактива и перемешивают стеклянной палочкой. Наблюдают появление желто-оранжевой окраски;
б) добавляют 1 каплю 4% раствора щелочи, окраска становится малиново-красной;
в) прибавляют 2-3 капли 2% раствора соляной кислоты, окраска переходит в лимонно-желтую.
3.2 Методика определения инсулина (реакция Геллера).
К 10 каплям концентрированной азотной кислоты осторожно по стенке пробирки приливают равный объем (10 капель) раствора инсулина. Пробирку наклоняют под углом 45˚ так, чтобы жидкости на смешивались. На границе двух жидкостей образуется белый аморфный осадок в виде небольшого кольца.
2. Основные вопросы темы.
Понятие о гормонах, биологическая роль. Классификация.
Гормоны – биологически активные вещества, образуемые железами внутренней секреции в следовых количествах, оказывающие регулирующее влияние на обмен веществ и физиологические функции.
Гексокиназа в печени
Глюкоза глюкозо-6-фосфат гликоген
В тканях
Источник энергии
Инсулин по механизму хронической регуляции является индуктором синтеза фермента гексокиназы и репрессором синтеза ферментов глюконеогенеза.
При недостаточном синтезе инсулина возникает инсулинзависимый диабет или диабет первого типа. Уровень глюкозы в крови увеличивается (гипергликемия), глюкоза появляется в моче (глюкозурия), повышается содержание в крови гликозилированного гемоглобина. В связи с этим у больных сахарным диабетом появляются следующие симптомы: полиурия (частое мочеиспускание), так как глюкоза повышает осмотическое давление крови; полидипсия (жажда, сухость во рту); полифагия (частое употребление пищи, голод), так как глюкоза не окисляется и возникает дефицит энергии.
Гормон глюкагон, состоящий из 29 аминокислотных остатков, секретируется α-клетками поджелудочной железы. Он образуется из предшественника – проглюкагона, который в процессе частичного протеолиза превращается в глюкагон. Глюкагон вырабатывается, когда уровень глюкозы в крови уменьшается (гипогликемия). Глюкагон повышает уровень глюкозы в крови за счет распада гликогена, активируя фермент фосфорилазу по механизму срочной регуляции (аденилатциклазная система). Кроме того, глюкагон стимулирует образование глюкозы из аминокислот путем индукции синтеза ферментов глюконеогенеза.
Практическое занятие № 13.
Задание к занятию № 13.
Тема: Гормоны.
Учебные и воспитательные цели:
- Общая цель: привить знания о влиянии на обмен веществ гормонов гипофиза, щитовидной железы, коры надпочечников, половых гормонов, о клинических проявлениях заболеваний, связанных с гипо-, гиперфункций данных гормонов, а также применении гормонов в качестве лечебных препаратов.
- Частные цели: уметь определять наличие кортикостерона и гидрокортизона в сыворотке крови.
1. Входной контроль знаний:
1.1. Тесты.
1.2. Устный опрос.
2. Основные вопросы темы.
2.1. Гормоны гипофиза, химическое строение, влияние на обмен веществ.
2.2. Гормоны коры надпочечников (глюкокортикоиды, минералокортикоиды), строение и влияние на обменные процессы. Гипо- и гиперфункция, клинические проявления.
2.3. Гормоны щитовидной железы, строение. Влияние на обмен веществ. Клинические проявления при гипотиреозе, гипертиреозе.Эндемический зоб. Причины возникновения патологии и способы предупреждения.
2.4. Гормон паращитовидной железы, химическое строение, влияние на обмен веществ.
2.5. Половые гормоны, химическое строение, влияние на обмен веществ.
2.6. Применение гормонов в качестве лечебных препаратов.
Выходной контроль.
4.1. Тесты.
4.2. Ситуационные задачи.
5. Литература:
5.1. Материалы лекций.
5.2. Николаев А.Я. Биологическая химия.-М.: Высшая школа, 1989., С 358-398.
5.3. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. - М.: Медицина, 1990.С.174-202.
5.4. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. - М.: Медицина, 2004. С. 255-288.
3. Лабораторно-практические работы.
Задание к занятию № 14.
Тема: Гормоны.
Цель:контроль приобретенных знаний.
Основные вопросы темы.
1. Понятие о гормонах. Классификация.
2. Роль ЦНС в регуляции обменных процессов. Механизм прямой и обратной связи.
3. Рилизинг-факторы (либерины, статины), тропные гормоны гипофиза.
4. Клетки, органы-мишени, клеточные рецепторы гормонов.
5. Вторичные посредники (цАМФ, цГМФ, Са2+, NО, ДАГ, ИФ3), биороль.
6. Взаимодействие гормонов белково-пептидной природы, катехоламинов, стероидов и тиронинов с клеткой.
7. Гормоны гипофиза, влияние на обмен веществ.
8. Гормоны поджелудочной железы: инсулин, глюкагон, химическое строение, механизм действия, влияние веществ.
9. Гормоны мозгового вещества надпочечников: адреналин, норадреналин, химическое строение, механизм действия.
10. Гормоны коры надпочечников (глюкокортикоиды, минералокортикоиды), строение и влияние на обменные процессы. Гипо- и гиперфункция, клинические проявления.
11. Гормоны щитовидной железы, механизм образования, строение. Влияние на обмен веществ. Клинические проявления при гипотиреозе, гипертиреозе (кретинизм, микседема, базедова болезнь).
12. Эндемический зоб. Причины возникновения патологии и способы предупреждения.
13. Гормон паращитовидной железы, химическое строение, влияние на обмен веществ.
14. Половые гормоны, химическое строение, влияние на обмен веществ.
15. Применение гормонов в качестве лечебных препаратов.
Практическое занятие № 12.
Задание к занятию № 12.
Тема: Гормоны.
Актуальность темы.
Основой правильного диагноза и соответственно правильного лечения болезни служит понимание происходящих в организме больного патофизиологических процессов и их количественная оценка. Заболевания эндокринной системы, которые, как правило, обусловлены избыточной либо недостаточной продукцией гормонов,— прекрасный пример того, как теоретические представления находят применение в клинической медицине. Зная общие аспекты действия гормонов, а также физиологическое и биохимическое действие отдельных гормонов, можно выявить синдромы эндокринного заболевания, обусловленного дисбалансом гормонов, и назначить эффективное лечение.
Учебные и воспитательные цели:
- Общая цель занятия: привить знания о механизме действия гормонов, изменении гормонального статуса при ряде эндокринных заболеваний.
- Частные цели: владеть методикой по качественному определению инсулина, адреналина.
1. Входной контроль знаний:
1.1. Тесты.
1.2. Устный опрос.
2. Основные вопросы темы:
2.1. Понятие о гормонах, биологическая роль. Классификация.
2.2. Основные механизмы регуляции метаболизма. Роль ЦНС в регуляции обменных процессов, рилизинг-факторы, либерины, статины, гормоны гипофиза.
2.3. Клетки, органы-мишени, клеточные рецепторы гормонов. Вторичные посредники (цАМФ, цГМФ, Са2+, NО, ДАГ, ИФ3), биороль.
2.4. Механизм действия гормонов, механизмы срочной и хронической регуляции.
2.5. Гормоны поджелудочной железы (инсулин, глюкагон), строение, механизм действия. Сахарный диабет, клинические проявления.
2.6. Гормоны мозгового вещества надпочечников: адреналин, норадреналин, химическое строение, механизм действия.
Лабораторно-практические работы.
3.1. Методика определения адреналина.
3.2. Методика определения инсулина (реакция Геллера).
3.3. Методика определения продуктов окисления адреналина.
Выходной контроль.
4.1. Тесты.
4.2. Ситуационные задачи.
5. Литература:
5.1. Материалы лекций.
5.2. Николаев А.Я. Биологическая химия.-М.: Высшая школа, 1989., С 351-358.
5.3. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. - М.: Медицина, 1990.С.170-174.
5.4. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. - М.: Медицина, 2004. С. 248-251, 288-286
5.5. Кушманова О.Д., Ивченко Г.М. Руководство к практическим занятиям по биохимии.- М.: Медицина, 1983, раб. 42, С112.